Возникновение, ограничение и прекращение прав на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Развитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Одно из них – адекватное правовое обеспечение формирования земельного рынка.
Законодательное регулирование в этой области в целом следует основным тенденциям развития земельных отношений в стране и направлено на решение ряда как стратегических, так и тактических задач государственной земельной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возникновение прав на землю………………………………………………...4
1.1 Основания возникновения прав на землю…………………………………..4
1.2 Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности…………………………….7
1.3 Договор купли-продажи земельного участка……………………………...13
2. Ограничение прав на землю…………………………………………………14
3. Прекращение прав на землю…………………………………………………18
3.1 Основание прекращения прав на земельный участок, находящийся у лиц на праве собственности………………………………………………………….18
3.2 Порядок принудительного прекращения прав на земельный участок…...23
3.3 Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок…………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Задача № 1…………………………………………………………………..……32
Задача № 2……………………………………………………………………..…36
Список использованных источников…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

 

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

             

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Земельное право»

Вариант № 2

 

по теме:  Возникновение, ограничение и прекращение прав на землю

                                                                                                         Выполнила: студентка ЗФ (УО ДОТ)

                                                                                             группы Юзу2в-12

                                                                                             № зачётной книжки 11041031523                                                                                    

                                                                                             Фамилия Клименко

                                                                                             Имя Виктория

                                                                                             Отчество Владимировна

                                                                                             Проверил:

                                                                                              ___________________________

                                                                                              ___________________________

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Возникновение прав  на землю………………………………………………...4

1.1 Основания возникновения  прав на землю…………………………………..4

1.2 Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности…………………………….7

1.3 Договор купли-продажи  земельного участка……………………………...13

2.  Ограничение прав на землю…………………………………………………14

3. Прекращение прав на землю…………………………………………………18

3.1 Основание прекращения прав на земельный участок, находящийся у лиц на праве собственности………………………………………………………….18

3.2 Порядок принудительного прекращения прав на земельный участок…...23

3.3 Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок…………24

Заключение……………………………………………………………………….29

Задача № 1…………………………………………………………………..……32

Задача № 2……………………………………………………………………..…36

Список использованных источников…………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Одно из них – адекватное правовое обеспечение формирования земельного рынка.

Законодательное регулирование в  этой области в целом следует  основным тенденциям развития земельных  отношений в стране и направлено на решение ряда как стратегических, так и тактических задач государственной земельной политики.

Любое государство с рыночной системой экономики стремится к эффективному вовлечению земель в экономический  оборот, соблюдая при этом интересы общества и государства. Такую цель ставит перед собой и Российская Федерация. "Главное сегодня – не мешать развитию рынка земли там, где он уже есть. Закрепить в Кодексе самые современные представления о формах и методах регулирования земельных отношений" (Ежегодного послания  Дмитрия Анатольевича Медведева к Федеральному собранию РФ от 12.11.2009 г.).

Теоретической основой данной работы послужили основные положения основ  гражданского и земельного законодательства, научные работы о гражданском, земельном  законодательстве и праве, современные  труды ученых-правоведов России.

Целью данной работы является раскрытие  основ возникновения, ограничения и прекращение прав на землю, а также особенности их правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение прав на землю

 

1.1 Основания возникновения прав на землю

 

Юридическим фактом возникновения земельных правоотношений, являются, в частности: решения органов исполнительной власти субъекта РФ, разрешающие продажу земельных участков с изменением целевого назначения земель для несельскохозяйственных целей; решения Правительства РФ или законодательного (представительного органа) государственной власти субъекта РФ, разрешающие изменение целевого назначения земель особо охраняемых территорий для строительства объектов недвижимости; решения органов исполнительной власти субъекта РФ об изъятии и предоставлении земельных участков на землях железнодорожного транспорта, занятых древесно-кустарниковой растительностью, согласованные с федеральным органом исполнительной власти железнодорожного транспорта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды; решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ о разрешении строительства объектов недвижимости на землях водного фонда, занятых древесно-кустарниковой растительностью, согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области управления лесным хозяйством и федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, и другие административные акты компетентных органов государства и органов местного самоуправления

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В предусмотренном Законом случае (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) юридическим лицам земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, и гражданам, и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24 ЗК РФ).

Новеллой действующего земельного законодательства стало то, что земельные  участки в постоянное пользование  гражданам теперь не предоставляются. Однако если такое право у гражданина возникло до даты официального опубликования действующего Земельного кодекса, то оно за гражданином сохраняется. Одновременно ему разрешено по его желанию переоформить свое право постоянного пользования земельным участком на право собственности.

Юридические лица, в отличие от граждан, по закону обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования  земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки  в собственность по своему желанию  до 2004г.

Правом предоставления земельных  участков, находящихся в федеральной  собственности, наделены органы государственной  исполнительной власти, осуществляющие управление и распоряжение федеральным  имуществом.

Землями, находящимися в собственности  субъектов Российской Федерации, распоряжаются органы исполнительной власти субъекта Федерации согласно его законодательству.

Муниципальной земельной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления.

Решение органа государственной  власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первичным и основным юридически значимым выражением воли собственника земли по передаче прав на земельный участок. При безвозмездной передаче земельного участка данное решение является основанием для отвода участка в натуре и государственной регистрации прав на участок; при возмездном отчуждении – основанием для заключения договора.

Предоставление земельных  участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Это общее правило, предусмотренное Земельным кодексом РФ.

Бесплатно земельные  участки в собственность граждан  и юридических лиц предоставляются  только в случаях, предусмотренных  Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так не взимается плата с граждан, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если они реализуют свое право по переоформлению их в собственность.

Гражданам для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения  личного подсобного хозяйства и  индивидуального жилищного строительства  бесплатно могут предоставляться земельные участки в пределах максимальных размеров земельных участков, установленных по правилам земельного нормирования.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность гражданину, имеющему земельный участок на праве  пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Если граждане или юридические лица ходатайствуют о предоставлении им в собственность для строительства участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то отказ не допускается, за исключением случаев, когда испрашиваемые земельные участки изъяты из оборота, либо федеральным законом установлен запрет на их приватизацию, либо они зарезервированы для государственных и муниципальных нужд.

Не допускается также отказ  в предоставлении в собственность  граждан и юридических лиц  земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной и муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без  гражданства и иностранным юридическим  лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что помимо норм главы 17 ГК РФ и Земельного кодекса РФ возникновение прав на землю регулируют многие другие подзаконные нормативные правовые акты. В силу ст. 6 Вводного закона изданные до введения в действие Земельного кодекса правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.

 

1.2 Приобретение  прав на земельные участки,  находящиеся в государственной  и муниципальной собственности

 

Есть несколько объяснений тому, что земельным законодательством  определены некоторые особые правила  приобретения прав на земельные участки  гражданами и юридическими лицами из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Первое заключается  в том, что при переходе прав на земельный участок частным лицам  естественным образом сокращается  площадь земель, находящихся в  так называемой публичной собственности. Поэтому процедура перехода требует обеспечения не только прав и интересов лиц, приобретающих земельные участки, но и соблюдения интересов государства, муниципального образования, общества. Для этого вводятся ограничения оборота земельных участков, а также условия, уменьшающие возможность злоупотреблений со стороны должностных лиц, предоставляющих земельные участки.

Второе объяснение связано  с тем, что в Российской Федерации  не завершена земельная реформа  и большой перечень земельных участков переходит из государственной собственности в собственность граждан и юридических лиц в особом порядке. Например, приобретение земельных участков, находящихся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения, а также граждан и юридических лиц, не предусмотренных ст. 20 3 К РФ в качестве обладателей права постоянного (бессрочного) пользования.

При этом действующим  законодательством уделено внимание отдельным вопросам предоставления прав на земельные участки из государственной  собственности: для определенных целей – под застройку, а также на основании установленных видов права – собственности и аренды, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования, а также сервитута.

Переход права собственности  на земельные участки из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан именуется приватизацией.

Распоряжение земельной, как и любой другой, собственностью может происходить по воле собственника и на основании закона. Поскольку  государственная и муниципальная собственность – это особый вид собственности, законодательством (в качестве проявления этой воли) могут быть установлены различные, не противоречащие Конституции РФ, правила владения, пользования и распоряжения государственными и муниципальными землями. Так, земельным законодательством определено, кем осуществляется распоряжение землей, а также устанавливается мера (ограничения) действий уполномоченных органов и должностных лиц.

Поэтому Земельным кодексом РФ и определено, что земельные  участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке и на основаниях, предусмотренных земельным законодательством.

Земельным правом в настоящее  время установлено правило, что  предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Только за плату, размер которой устанавливается Земельным кодексом РФ, земельные участки предоставляются в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Возможно и бесплатное предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам  Российской Федерации, но лишь в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не определяется, когда  и в каких случаях уполномоченные органы вправе предоставлять не изъятые  из оборота и не ограниченные в  обороте земельные участки из государственной или муниципальной собственности. Вправе эти органы и отказать в предоставлении таких земельных участков, за исключением следующих случаев: не допускается отказ в предоставлении земельных участков из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц земельных участков: для строительства, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Информация о работе Возникновение, ограничение и прекращение прав на землю