Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:53, контрольная работа
Развитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Одно из них – адекватное правовое обеспечение формирования земельного рынка.
Законодательное регулирование в этой области в целом следует основным тенденциям развития земельных отношений в стране и направлено на решение ряда как стратегических, так и тактических задач государственной земельной политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возникновение прав на землю………………………………………………...4
1.1 Основания возникновения прав на землю…………………………………..4
1.2 Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности…………………………….7
1.3 Договор купли-продажи земельного участка……………………………...13
2. Ограничение прав на землю…………………………………………………14
3. Прекращение прав на землю…………………………………………………18
3.1 Основание прекращения прав на земельный участок, находящийся у лиц на праве собственности………………………………………………………….18
3.2 Порядок принудительного прекращения прав на земельный участок…...23
3.3 Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок…………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Задача № 1…………………………………………………………………..……32
Задача № 2……………………………………………………………………..…36
Список использованных источников…………………………………………...40
К иным ограничениям использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами, можно отнести резервирование земель. Положения о резервировании земель как одной из функций управления земельными ресурсами установлены соответствующими статьями Земельного Кодекса Российской Федерации. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд Земельный Кодекс рассматривает как ограничение прав на земельный участок. Так, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК).3
Также, в качестве иных
ограничений прав можно назвать
сервитуты, являющиеся разновидностью
ограничения права
3. Прекращение прав на землю
3.1 Основание прекращения прав на земельный участок, находящийся у лиц на праве собственности
Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, п. 3 указанной статьи установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только после предварительного равноценного возмещения. С учетом данных норм в п. 1 ст. 1 ГК РФ провозглашается принцип неприкосновенности собственности. Реализуется данный принцип в ст. 44 ЗК РФ и ст. 235 ГК РФ, устанавливающих исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки.
Законодатель гарантирует
Как отмечает О.И. Крассов, законодательное закрепление этих оснований, с одной стороны, является гарантией обеспечения стабильности реализации указанных прав, а с другой стороны, возможностью прекращения прав в целях обеспечения публичных интересов, в тех случаях когда участок необходим для государственных или муниципальных нужд либо правообладатель не выполняет требований земельного законодательства.
В отличие от оснований возникновения прав на земельные участки основания прекращения прав перечислены в ЗК РФ. Законодатель различает их в зависимости от вида права на земельный участок. Основания прекращения права собственности перечислены в ст. 44 ЗК РФ, права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования в ст. 45, права аренды – ст. 46, право безвозмездного срочного пользования – ст. 47. Сравнительный анализ этих статей позволяет установить, что в некоторых случаях основания прекращения прав на земельные участки, используемые на различных правах, являются одинаковыми. Так все перечисленные выше права могут быть прекращены в тех случаях, когда участки необходимы для государственных или муниципальных нужд либо в случае нарушения требований земельного законодательства. Но в то же время есть и различия, например, только право собственности на земельные участки может быть прекращено в случае его отчуждения при совершении сделки. Таким образом, классифицируя основания прекращения прав можно использовать такой критерий как вид права на земельный участок.
В юридической литературе предлагается иная классификация. Основания, перечисленные в ЗК РФ, делят на две группы. К первой группе относятся случаи, когда право прекращаются по волеизъявлению их обладателя. Это – случаи отказа от права на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ) либо отчуждения земельного участка при совершении сделки.
Ко второй группе относятся случаи
принудительного прекращения
1) Отчуждение собственником
2) Отказ собственника от права собственности на земельный участок. Отказ от права собственности на земельный участок на практике редкий случай. Особенно в настоящее время, когда приобрести землю стоит немалых финансовых вложений. Законодательство регулирует данный вопрос в Земельном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ. Гражданин или юридическое лицо могут отказаться от права собственности, дополнительно объявив об этом. До приобретения права на землю другим лицом собственник вправе осуществлять свои правомочия в отношении данного земельного участка и обязан нести бремя содержания этого имущества, то есть платить налоги и по обязательным счетам.
При отказе от права собственности
на землю участок приобретает
правовой режим бесхозяйной вещи.
В гражданском праве
Бесхозяйные недвижимые вещи должны приниматься на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Если суд не признает права муниципальной собственности на землю, то собственник может вновь принять во владение, пользование и распоряжение земельный участок. Кроме того, право на собственность может перейти в силу приобретательной давности, срок которой составляет 15 лет.
3) Принудительное изъятие
земельного участка у
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК РФ);
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 ГК РФ);
4) реквизиция (ст. 242);
5) конфискация (ст. 243ГК РФ);
7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293ГК РФ (ст. 235 ГК РФ).
Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), может производиться на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ.
Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника допускается только по решению суда (ст. 278 ГК РФ). Для дополнения следует отметить, что ст. 235 ГК РФ в качестве оснований прекращения права собственности называет также гибель или уничтожение имущества и утрату права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Возможность отказа от права собственности предусмотрена ст. 236 ГК РФ. Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращений прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Таким образом, отказ
от права собственности
3.2 Порядок принудительного прекращения прав на земельный участок
право земельный участок договор
Соблюдение целевого назначения земельного участка при его использовании – главная обязанность участников земельных отношений. Земельное законодательство допускает предоставление земельного участка не вообще, а только с определенной целью использования, что отражается в документах о правах на земельные участки.
Осуществляя надзор за исполнением законодательства в указанной сфере отношений, прокуроры выявляют многочисленные нарушения. Так, выборочные проверки сельхозземель общей площадью около 32 тыс. га в 27 районах Республики Татарстан показали, что многие земельные участки не используются по назначению, не обрабатываются и не засеваются, на плодородном слое почвы произрастают кустарники и иные сорные растения, что приводит к эрозии и разрушению почв, а также потере сельскохозяйственной ценности указанных земель и нарушает ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 42 Земельного кодекса Республики Татарстан.
Можно привести немало примеров и использования не по назначению земель населенных пунктов. Прокуроры выявляют факты бездействия органов местного самоуправления, в частности, они крайне редко направляют в суды исковые заявления о принудительном изъятии земельных участков в связи с неиспользованием земельного участка в соответствии с целевым назначением.
Судебная практика выявила пробел в земельном законодательстве. Если в отношении землевладельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, т.е. лиц, не являющихся собственниками земельных участков (ст. ст. 45 – 47 Земельного кодекса РФ), предусмотрена возможность прекращения их прав на землю при несоблюдении обязанностей по использованию и охране земельного участка в принудительном порядке по правилам ст. 54 Земельного кодекса РФ, то в отношении собственника земельного участка такой механизм в Земельном кодексе РФ не определен.
Собственники земельных участков в некоторых случаях также не исполняют свои обязанности и нарушают земельное законодательство. Поэтому в земельном и гражданском законодательстве предусматривается возможность принудительного прекращения права собственности на землю в случае нарушения земельного законодательства. Так, согласно ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Статьями 284, 285 ГК установлено,
что земельный участок может
быть изъят у собственника в случаях,
когда участок предназначен для
сельскохозяйственного
Статья 286 ГК регулирует процедуру изъятия земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования. Однако четкого порядка проведения процедур прекращения права собственности на землю в этих случаях не установлено.
3.3 Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
В экономических отношениях встречаются ситуации, когда в силу тех или иных обстоятельств конкретный объект гражданского оборота перестает иметь какую-либо ценность для его собственника и он отказывается от права собственности на него. В этом плане земельные участки как объекты рыночных отношений не исключение. В связи с этим Земельный кодекс РФ предусматривает в качестве одного из оснований прекращения права на землю отказ от права на земельный участок. Условия и порядок отказа определены ст. 53 ЗК РФ. Юридически он оформляется заявлением об отказе от права на земельный участок.
Информация о работе Возникновение, ограничение и прекращение прав на землю