Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 09:52, курсовая работа
Целью является проблемы и перспективы развития оборота земельных участков.
Указанная цель обусловила следующий круг задач, подлежащих разрешению:
- раскрыть понятие земельного участка.
- изучить историю формирования российского земельного рынка.
- проанализировать современное состояние земельного оборота в РФ.
- привести особенности развития оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения как наиболее актуальное направление земельного оборота в РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ДОЛИ, ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОБОРОТА………………………………………………………………….….5
1.1 Возникновение земельных долей…………………………………………5
1.2 Земельные доли в аграрной экономике России…………………………..6
1.3 Порядок выдела земельных участков в счет земельной доли…………9
1.4 Оборот земельных долей…….…………………………………………...17
1.5 Передача земельной доли в аренду……………………………………...21
1.6 Дарение земельной доли……………………………………………….…22
1.7 Передача земельной доли на условиях пожизненной ренты и пожизненного содержания……………………………………………………...23
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ…………………………………………………………………………...25
2.1 Выявление и оформление невостребованных земельных долей в муниципальную собственность……………………………………………...….25
2.2 Невостребованные земли в Республике Бурятия……………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....36
Курсовая работа
Выдел земельных участков в счет доли в праве общей совместной собственности на земельный участок
Улан-Удэ
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ДОЛИ, ПРАВОВОЙ
РЕЖИМ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОБОРОТА……………………………………………………………
1.1 Возникновение земельных долей…………………………………………5
1.2 Земельные доли в аграрной экономике России…………………………..6
1.3 Порядок выдела земельных участков в счет земельной доли…………9
1.4 Оборот земельных долей…….…………………………………………...17
1.5 Передача земельной доли в аренду……………………………………...21
1.6 Дарение земельной доли……………………………………………….…22
1.7 Передача земельной доли
на условиях пожизненной ренты и пожизненного
содержания……………………………………………………
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ
ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ…………………………………………………………………
2.1 Выявление и оформление невостребованных
земельных долей в муниципальную собственность……………………………………………
2.2 Невостребованные земли в Республике Бурятия……………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В ходе земельной реформы (1990-2007гг.) законодательство, регулирующее земельные отношения, получило значительное развитие. Однако, до сих пор, наиболее важным и сложным аспектом в аграрной экономике и земельных отношениях является разрешение проблемы владения и использования земельными долями в общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Общая долевая собственность на земли сельскохозяйственного назначения появились в России в начале 90-х годов XX века. Земельная реформа, начатая в это время, была направлена в первую очередь на отмену государственной монополии на землю, введение многообразия форм собственности на землю, создание условий для развития наиболее эффективных форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, обеспечение рационального и экологически безопасного использования земель, удовлетворение потребности граждан и юридических лиц в земельных участках и решение ряда других социально-экономических задач.
В праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является, безусловно, прогрессивным документом, направленным на объективное и однозначное толкование норм земельного законодательства и решение проблем оборота и оформления земельных долей.
Перечисленные обстоятельства определили актуальность работы, постановку соответствующих целей и задач.
Объектом является общественные отношения, возникающие в сфере оборота земельных участков.
Целью является проблемы и перспективы развития оборота земельных участков.
Указанная цель обусловила следующий круг задач, подлежащих разрешению:
- раскрыть понятие земельного участка.
- изучить историю формирования российского земельного рынка.
- проанализировать современное состояние земельного оборота в РФ.
- привести особенности развития оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения как наиболее актуальное направление земельного оборота в РФ.
Главная цель землеустройства состоит в том, чтобы обеспечить рациональное использование и охрану земель, а также улучшать природные ландшафты и создавать благоприятную экологическую среду. Кроме того, землеустройство ставит перед собой ряд задач, в частности, устанавливать границы не только административных образований, но и территорий, которые подлежат особому природоохранному, рекреационному и заповедному режиму. Одна из наиболее важных задач, которая стоит перед землеустройством – разграничить земельные участки собственников земли, а также физических и юридических лиц, которые являются землепользователями.
ГЛАВА 1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ДОЛИ, ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОБОРОТА
1.1 Возникновение земельных долей
Земельная доля - это часть сельскохозяйственных угодий, переданных бесплатно в собственность конкретному лицу, имеющему по закону право на ее получение, в результате реорганизации сельскохозяйственного предприятия и приватизации земли. Земельная доля - объект земельных отношений, представляющий собой рассчитанную в гектарах площадь земли, без определения границ на местности. На земельные доли делились земельные участки, принадлежащие ранее колхозам и совхозам и иным сельскохозяйственным предприятиям.
В 90-е гг. прошел процесс приватизации сельскохозяйственных коллективных предприятий в России. В процессе реорганизации земельными долями (паями) наделялись работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, лица, занятые в социальной сфере на селе, и временно отсутствующие работники, имеющие право вернуться на прежнее место работы. Земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий, является долей в праве общей собственности на земельный участок, а ее владелец –участником долевой собственности на указанный земельный участок (далее участник долевой собственности). Права на земельные доли удостоверялись Свидетельствами о праве собственности, выдаваемыми Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Часть участников долевой собственности, зарегистрировало свои права в Управлении Федеральной регистрационной службы.
Земельная доля может быть предметом гражданско-правовых сделок. Но, так как доля индивидуально не определена в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предлагается перечень сделок, которые могут быть совершены с ними, например завещание, внесение ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, продажа или дарение другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Иные сделки могут быть совершены только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
1.2 Земельные доли в аграрной экономике России
Двадцать лет назад Россия встала на рыночный путь развития экономики. Будучи правопреемницей Советского Союза, молодая страна не могла развиваться в соответствии с догматами планового ведения народного хозяйства, что в дальнейшем предопределило процесс реформирования экономической системы. Одним из главных факторов, определяющих рынок, является наличие института частной собственности, который позволяет обособленным субъектам хозяйствования реализовывать собственную рыночную стратегию.
К началу 1990-х годов все земельные ресурсы находились в государственной собственности. Для установления частной собственности на землю возникла необходимость проведения земельной реформы. Основной целью земельной реформы в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности. В советский период государство обладало монополией права собственности на землю, которая возникла в результате ее национализации. Это положение было закреплено в Конституции СССР «В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, вода, леса».
Официальный старт денационализации земель в Российской Федерации дан 1 января 1991г., когда вступили в силу законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1991 г., и Законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной. Закрепляя институт пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей, эти законы предусматривали также возможность приобретения участков земли в частную собственность.
На этом начальном этапе реформы основной задачей правительства было перераспределение земельного фонда в пользу граждан и создание нового типа сельскохозяйственных производителей - индивидуальных фермерских хозяйств. С целью развития фермерского движения в начале 1991 г. Советом Министров РСФСР были приняты соответствующие постановления, определившие меры помощи и содействия фермерским хозяйствам, включая и финансовую помощь. Основной рост фермерства наблюдался в период с 1992 по 1994 г., когда число хозяйств возросло с 49 до 270 тыс., а в 1996 г.оно достигло своего «пика»: 279,1 тыс. фермерских хозяйств, располагающих 12 001 га сельхозугодий. Затем это число стало сокращаться при некотором возрастании общей площади земельных наделов.
В основу приватизации сельскохозяйственных земель и иной собственности коллективных хозяйств был положен принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственность членам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села и пенсионерам усредненных земельных долей и имущественных паев. В результате этих преобразований собственниками земельных долей стали около 12 млн. бывших колхозников и работников совхозов, однако это право собственности долгое время оставалось виртуальным – в натуре земельные доли не выделялись, не было ясности и в вопросе о том, как крестьяне могут реально ими распорядиться.
В отсутствие соответствующих федеральных законов отношения по использованию земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных предприятий, регулировались почти исключительно на основании указов Президента и постановлений правительства. В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» владельцы долей должны были получить документы, удостоверяющие их права на земельные участки, и принять решение по их использованию. Они получали право передавать долю по наследству, получать земельные участки в натуре при выходе из хозяйства, вносить их в уставный капитал сельскохозяйственных предприятий, сдавать в аренду, продавать и покупать. В последующих указах Президента и постановлениях правительства подтверждались права крестьян на земельные доли и устанавливался порядок их использования, при котором разрешались практически все виды операций с землей, включая ее куплю- продажу. Однако в действительности процесс регистрации права на земельные доли и заключения договоров по сделкам с землей шел крайне медленно.
Принятый в конце 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации по вопросам предоставления, использования и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения делает отсылку к федеральному закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Следует отметить, что принятию этого Федерального закона предшествовало широкое обсуждение вопроса об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Данная проблема дважды (в декабре 2001 г. и апреле 2002 г.) рассматривалась на парламентских слушаниях в Государственной Думе, на заседании Госсовета у Президента РФ (апрель 2002г.), на конференции Совета Федерации (июнь 2002 г.).
Наконец в июле 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который носил во многом «рамочный» характер и наделял широкими властными полномочиями по созданию рынка земли субъекты Федерации.
Учитывая неравномерное распределение
земель, законодательным органам субъектов
Федерации было также делегировано право
устанавливать минимальные и максимальные
пределы сельскохозяйственных угодий,
которые могут находиться в частной собственности
одного гражданина и членов его семьи.
Оговаривалось, что минимальный предельный
размер такого участка не может составлять
менее 10% общей площади угодий в границах
одного административно-
Наряду с законами «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю» Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по замыслу его разработчиков, должен составить основу формирования экономической и правовой системы гражданского оборота земельных участков. Он знаменует новый этап земельной реформы, главной целью которой становится концентрация земель в руках эффективных собственников.
Существующее законодательство, регулирующее земельное отношения в России, сравнительное молодое. Основными законами, регулирующими земельные отношения, являются Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, а также ряд федеральных законов.