Задачи земледелия на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:19, реферат

Описание работы

Важнейшей задачей современного земледелия, является увеличение производства зерна и других видов продукции полеводства. В выполнении данной задачи большая роль принадлежит правильному использованию минеральных и органических удобрений, защита растений от вредителей и болезней, которые могут быть причиной недобора 15—20% урожая и более.

Значимость и роль защиты растений особенно возрастают в условиях концентрации и специализации сельскохозяйственного производства, так как при этом нередко создаются условия, благоприятные для накопления и развития вредных организмов.

Файлы: 1 файл

3 курс.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

4. Канке В.А.  Философия. Учебник. – М, 2001.

5. Маркова А.И.  Западная философия./ Культурология.  – М., 2000. – С. 270 – 273.

6. Современная  буржуазная западная философия. – М., 1998.

 

ТЕМА № 20.  УЧЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ  ЖИЗНИ

 

  1. Философские и естественно-научные подходы к проблеме.

 

Сознание. Общее  понятие, основные подходы, происхождение  

 

1. Сложность  проблемы сознания для философии.

Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее  философия с достоверностью может  утверждать лишь то, что:

сознание существует;

оно имеет особую, идеальную природу 9сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное  сознание тем не менее производно от материи.

2. Основные  подходы к проблеме сознания  в философии – физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический материализм).

В целом в  философии существует несколько  подходов к проблеме сознания:

физикализм;

солипсизм;

объективный идеализм;

умеренный материализм.

Физикализм –  крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка  зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем  организации материи;

сознание конкретного  человека не может существовать без  мозга, а мозг – биологический  орган;

человечество  получило возможность создавать  искусственный интеллект, носителем  которого является машина (компьютер) – материальный объект;

медикаментозное влияние на организм человека может  отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная  проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это  идеальность сознания:

образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

сознание может  «господствовать» над образами –  увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

никому со стороны  не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий  мозг, видит серое вещество под  микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее  физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвления  являются:

«теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет  духовные процессы с другими телесными  процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

Солипсизм –  другой крайний взгляд на природу  сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная  реальность, а материальный мир –  его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся):

объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и  материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

умеренный материализм –  считает сознание особым проявлением  материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и  признает за ним качество идеальности) – точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии.

3. Три  главные точки зрения на вопрос  о происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе,  присуще только человеку.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

сознание имеет  космическое (либо божественное) происхождение;

сознание присуще всем живым организмам;

сознание – свойство исключительно  человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание су4ществует само по себе, независимо от его материальных носителей –  живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения  сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая  сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство матери.

Основная идея другой, «биологической»  точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки  зрения обосновывают ее тем, что:

жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

животное в течении  жизни накапливает и умело  использует опыт;

многие действия, совершаемые  животными (особенно высшим – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость  и т.д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт  исключительно человеческого мозга  и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с разделением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек 

 

 

Copyright 2005 Int.

 

2. Основные  учения о происхождении жизни:  креационизм, теория стационарного состояния, теория самопроизвольного зарождения, концепция глобального эволюционизма, теория панспермии.

 
Концепции происхождения жизни 
 
Суть главных теорий происхождения жизни можно выразить в следующих тезисах:

  1.  
    жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм);
  2.  
    жизнь возникала или возникает неоднократно из неживого вещества (самопроизвольное зарождение);
  3.  
    жизнь занесена на нашу планету из вне (панспермия);
  4.  
    жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим, физическим законам (биохимическая эволюция).

 
^ Креационизм: жизнь возникла в результате сверхъестественного события в прошлом. 
 
Креационизма придерживаются представители практически всех теистических учений.  
 
Интерпретация креационизма менялась от буквального толкования Священного писания («каким образом?» ) до апелляции к принципу («почему?»).  
 
Процесс божественного сотворения мира и живого мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения, этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного творения за рамки научного объяснения.  
 
^ Концепция самопроизвольного(спонтанного) зарождения жизни 
 
Ранние философские взгляды на проблему происхождения имеют черты сходства с мифологией более раннего времени.  
 
^ Фалес: растения развиваются из земли, увлажненной водой.  
 
Анаксимандр: живые существа образуются из айперона по тем же законам, что и неживое;  
 
Анаксимен: материальное начало мира – воздух, из которого все возникает.  
 
^ Платон: Животные – это те формы, в которых существуют люди, будучи наказанными.  
 
Анаксагор: первоначально организмы образовывались из соединения семян, увлажненных каплями дождя, с семенами, находившимися в земле.  
 
Эмпедокл: о возникновении: сначала частицы 4 элементов соединились, образовав органы и части тела животных, далее в результате случайных сочетаний возникли полноценные, способные к размножению организмы.  
 
Демокрит: земля, насыщенная влагой состояла из мягкого ила. Под действием солнечного жара возникало гниение, давшее начало образованию пузырей (оболочек), внутри которых зародились первые животные.  
 
Аристотель: определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм.  
 
Идея самозарождения в Средневековье и в эпоху Возрождения допускала возможность самозарождения не только простых, но и сложноорганизованных существ.  
 
В 16-17в изучении природы произошел резкий перелом – от философских рассуждений и непосредственного наблюдения к систематическим лабораторным исследованиям. 
 
Однако развитие экспериментального исследования не поколебало представлений о спонтанном зарождении живого (Ван Гельмонт: «научный эксперимент», подтверждающий концепцию самопроизвольного зарождения) 
 
Сторонники концепции Парацельс, Гете, Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гегель, Шеллинг.  
 
Критика идей спонтанного зарождения жизни была предпринята, исходя из различных философских  
 
оснований.

  1.  
    Философские основания: Лейбниц - ничто не возникает заново, но лишь претерпевает изменения через увеличение или уменьшение.
  2.  
    Естественнонаучные основания: Гарвей - каждое существо возникает, в конечном счете, из яйца.
  3.  
    Франческо Реди "опыты, касающиеся размножения животных"

 
Микроскопические наблюдения Антони ван Левенгука. Левенгук не вступал  в споры между сторонниками биогенеза и концепции спонтанного зарождения, его наблюдения давали пищу обеим теориям и, в конце концов, побудили ученых поставить эксперименты для решения вопроса о возникновении жизни путем спонтанного возникновения.  
 
В 1859 году Французская АН объявила конкурс "Попытаться путем хорошо поставленных опытов осветить по-новому вопрос о самопроизвольном зарождении".  
 
Луи Пастер (27.12.1822 - 28.9.1895) доказал, справедливость теории биогенеза и окончательно опроверг концепцию спонтанного зарождения. Однако это породило другую проблему: если для возникновения живого организма необходим другой живой организм, то откуда взялся самый первый организм? В науке наступил кризис, так как постулирование жесткой демаркации живого и неживого вело к признанию в органическом мире особых факторов, наличие или отсутствие которых не могло быть проверено экспериментальным путем.  
 
^ Концепция стационарного состояния 
 
Вселенная существовала вечно, всегда обладала способностью поддерживать жизнь. Концепция вечности жизни, основана на идеях гилозоизма (Фалес), согласно которым жизнь - внутреннее свойство материи, но материи неразвитой, неструктурированной.  
 
Фехнер и Прейер 40-50 годы 19 века: необязательно, чтобы жизнь была представлена существами, сходными с земными организмами.  
 
^ Концепция панспермии 
 
Идея ненаправленной панспермии: земная жизнь – производная от космической жизни; причина возникновения жизни на нашей планете – случайное попадание в земную среду неких частиц жизни. Шведским физиком и химиком, лауреатом Нобелевской премии С.Аррениусом и немецкий физик и физиолог Гельмгольц. 
 
Идея направленной панспермии: переселение жизни с планету на планету могло происходить в результате сознательного «посева» жизни космическими «пришельцами». высказана Английский биофизик и генетик лауреат Нобелевской премии Ф.Крик.  
 
Эти гипотезы не могут наметить четкую программу решения проблемы происхождения жизни. 
 
Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена прекращается и жизнь» 
 
Подход к определению сущности жизни, исходя из субстрата, носит название субстратного подхода.  
 
^ Концепция биохимической эволюции 
 
Отечественный биохимик А.И. Опарин (1894 – 1980), «Жизнь есть закономерный результат эволюции материи во Вселенной и естественного отбора, спонтанно образующихся в ходе химической эволюции веществ обособленных термодинамических открытых многомолекулярных систем – пробионтов». 
 
Основные положения:

  1.  
    Жизнь есть закономерный результат эволюции материи во Вселенной.
  2.  
    На Земле имелись условия, значимые для возникновения жизни: разнообразие простых соединений в океанах, большая площадь поверхности Земли, доступность энергии и разнообразие ее источников, а также огромные масштабы времени.
  3.  
    Невозможно возникновение жизни в результате химической эволюции, протекающей на молекулярном уровне. Для перехода от химической эволюции к биологической необходимо образование особых микроструктур. Коацерваты (от латинского coacervus - сгусток, куча).

 
Опарин считает, что роль случая велика, но к случаю не сводится все  решение проблемы. При рассмотрении вопроса на более высоком уровне, когда сама атмосфера есть часть  целого, Опарин постулирует необходимый характер возникновения. Опарин по общим методологическим посылкам отвергает абсолютизацию роли лучая.  
 
Основная заслуга Опарина в том, что он указал путь экспериментального решения проблемы происхождения жизни.  
 
В 1953 году американский исследователь С. Миллер подверг воздействию электрического искрового разряда смесь простейших газов (водорода, метана, аммиака и паров воды). В реакционной смеси им были обнаружены аминокислоты и другие органические соединения.

  •  
    С 1957 года регулярно проводятся международные симпозиумы по проблеме происхождения жизни, издаются специальные журналы по эволюционной биохимии и проблеме происхождения жизни.
  •  
    В 1970 году образовалось Международное общество по изучению происхождения жизни
  •  
    В 1977 году учреждена Международная золотая медаль им. А.И. Опарина за важнейшие работы в области происхождения жизни.
  •  
    В настоящее время исследования возможных путей происхождения жизни превратились в самостоятельное направление современного естествознания, объединившее усилия ученых самых различных специальностей.

 
Гипотеза Опарина - Холдейна 
 
Общность взглядов:

  •  
    1.утверждение о том, что все необходимые для возникновения жизни, биологически значимые органические соединения могут образовываться в абиогенных условиях
  •  
    2.представление об использовании в предбиологических эволюционных процессах энергии не окисления, а брожения.

 
Различие:

  •  
    у Холдейна «живыми или полуживыми объектами» назывались большие молекулы, способные к созданию своих копий, а у Опарина - целостные системы (коацерваты). Основное содержание концепции Опарина - пути становления и эволюции обмена, а Холдейна - эволюция генетического механизма.

 
Функциональный подход к проблеме происхождения жизни 
 
1.естественноисторический подход с позиций эволюционного катализа (концепция Руденко А.П.); 
 
2.теоретический подход к проблеме с позиций неравновесной термодинамики, молекулярной биологии и теории информации (Пригожин И., Эйген М., Чернавский Д.С.). 
 
Различие в трактовке первичного в возникновении биологического организма: 
 
1.   химические субстратные процессы;  
 
2. взаимодействие (в какого типа движении проявляется жизнь). 
 
^ Естественноисторический подход с позиций эволюционного катализа 
 
Основная идея - самоорганизация существует, развивается во времени и пространстве не в виде структуры, а в виде процесса.  
 
Реакционная среда выступает основным претендентом на роль промежуточного звена между живым и неживым. Его главная черта - отсутствие жесткой структуры.  
 
Ограниченность: выделен только химический аспект, не объяснен экологический аспект. 
 
^ Теоретический подход с позиций неравновесной термодинамики 
 
М. Эйген: существование молекулярного хаоса, без функциональной организации разнообразных химических систем.  
 
Возникновение самоорганизующихся предбиологических систем ставится в причинно-следственную связь с существованием неравновесности и соответствующих нелинейных регуляторных связей на молекулярном уровне, при этом используется понятийный аппарат термодинамики открытых систем.  
 
^ Понимание сущности живого: механицизм

  •  
    Целое = (а1 2 +…аn)
  •  
    Механицизм - теоретическое направление, сводящее все качественное многообразие форм движения к механическому движению, а законы развития природы и общества - к законам механики.

 
^ Понимание сущности живого: витализм 
 
Целое > (а1 2 +…аn
 
Целое = (а1 2 +…аn)+X 
 
X - «жизненная сила», «жизненный порыв», энтелехия, душа. 
 
Витализм - совокупность биологических теорий, объясняющих жизненные явления действием присутствующего в организмах особого нематериального начала: "жизненной силы", "души" или "энтелехии".  
 
^ Современное понимание сущности живого 
 
Исходя из биохимии: понимание жизни как процесса активного и целесообразного поддержания специфической материальной структуры, формой проявления которой является сама эта активность.  
 
Исходя из генетики: понимание жизни как формы существования дезоксирибонуклеиновых кислот, задача расшифровки механизмов взаимодействия двух важнейших классов биополимеров - белков и нуклеиновых кислот. 
 
Исходя из кибернетики: определения жизни как формы существования информации и кодируемых ею структур, которая обеспечивает воспроизводство этой информации в подходящих условиях внешней среды.

Информация о работе Задачи земледелия на современном этапе