Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:51, курсовая работа
Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы Отрасль - наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленных на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.
Введение………………………………………………………………стр.3
1.Земельное право как отрасль права……………………………………стр.4
1.1 Земельные отношения………………………………………….стр.4
1.2 Система земельного права……………………………………стр.6
1.3 Содержание принципов земельного права…………………стр.8
2. Соотношение земельного права с другими отраслями права………….стр12
2.1 Соотношение земельного права с административным правом……………………………………………………………………стр.13
2.2 Правовая основа соотношения земельного и гражданского законодательства……………………………………………………………стр.15
2.3 Соотношение земельного права с экологическим и природоресурсовым правом……………………………………………….стр.19
Заключение………………………………………………………………….стр.21
Список литературы………………………………………………………..стр.22
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
9) разграничение государственной
собственности на землю на
собственность Российской
10) дифференцированный подход
к установлению правового
11) сочетание интересов
общества и законных интересов
граждан, согласно которому
При регулировании земельных
отношений применяется принцип
разграничения действия норм гражданского
законодательства и норм земельного
законодательства в части регулирования
отношений по использованию земель,
а также принцип
5.Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ
2. Соотношение Земельного права с другими отраслями права.
Будучи составной частью национальной
правовой системы России, земельное право
находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии
с другими отраслями российского права.
Самая тесная связь у земельного права
с конституционным правом России, нормы
и положения которого определяют основополагающие
конституционные принципы всех отраслей
российского права, в том числе и земельного.
Применительно к земельному праву такими
положениями являются: установление многообразия
форм земельной собственности (ст. 9), признание
права частной собственности на землю
граждан и их объединений (п. 1 ст. 36), право
на владение, пользование и свободное
распоряжение землей (п. 2 ст. 36) и ряд других.
Кроме того, важное значение для земельного
права имеют нормы Конституции Российской
Федерации, устанавливающие порядок и
условия пользования землей на основе
федерального закона, а также отнесение
к совместному ведению Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации таких
вопросов, как владение, пользование и
распоряжение землей и другими природными
ресурсами, разграничение государственной
собственности и принятие земельного,
водного, лесного законодательств и законодательства
о недрах (ст. 72)6
6.А.Г. Нецветаев «Земельное
2.1 Соотношение земельного права с административным правом.
Административное право является «управленческим» правом, поэтому наиболее тесно земельное и административное право соприкасаются в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления земельными ресурсами Российской Федерации, и которым свойственен императивный метод правового воздействия.7
Кодексом РФ об административных
правонарушениях
7.Кушнир И.В. «
Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.8
8.Меденцов А.С. «Земельное
2.2 Правовая основа соотношения земельного и гражданского законодательства
В настоящее время определенная
группа земельных отношений
Как известно, п. 2ч. 2 ст. 3 ГК РФ предусматривает,
что нормы гражданского права, содержащиеся
в других законах, должны соответствовать
настоящему Кодексу. Одновременно в п.
1 ч. 2 ст. 2 ЗК РФ говорится, что нормы земельного
права, содержащиеся в других федеральных
законах, законах субъектов Российской
Федерации, должны соответствовать настоящему
Кодексу. Определяя отношения, регулируемые
земельным законодательством, ЗК РФ говорит
о том, что земельное законодательство
регулирует отношения по использованию
и охране земель в Российской Федерации
как основы жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории
(земельные отношения) (п. 1 ст. 3). Что касается
имущественных отношений по владению,
пользованию и распоряжению земельными
участками, а также по совершению сделок
с ними, то эти отношения регулируются
гражданским законодательством, если
иное не предусмотрено земельным законодательством
(п. 3 ст. 3 ЗК РФ).
9.Собрание законодательства РФ 2001 №17 ст.1644
Впервые на законодательном
уровне четко проведено разграничение
правового регулирования
Однако это далеко не так, поскольку содержание
этого Закона говорит о том, что им регулируются
и иные отношения, объект которых - земля,
а именно: основания возникновения и порядок
осуществления права собственности и
иных вещных прав, которые одновременно
являются и предметом регулирования ГК
РФ.
Из анализа как Земельного, так и Гражданского
кодексов вытекает: а) к земельным отношениям
относятся все без исключения отношения,
объектом которых является земля как недвижимое
имущество особого рода, обладающее важнейшими
специфическими свойствами природного
ресурса и основы жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории (ст. 9 Конституции РФ);
б) регулирование отношений по использованию
этого имущества, равно как и отношений,
связанных с возникновением, прекращением
права собственности и иных вещных прав,
а также отношений по распоряжению этим
имуществом и положение участников гражданского
оборота земельных участков регулируется
как земельным, так и гражданским законодательством.
Однако нельзя не отметить, что в гражданском
законодательстве подробно урегулированы
договорные отношения, которые применимы
также и к отношениям, объектом которых
является земля.
Таким образом, мы полагаем, что земельные
отношения - это единые отношения, объектом
которых является земля как недвижимое
имущество особого рода, и регулирование
этих отношений осуществляется как земельным,
так и гражданским законодательством.
В настоящее время в литературе ставится
вопрос о применении соотношения общих
и потенциальных норм гражданского и земельного
законодательства в регулировании однородных
отношений.10
В ст. 264 Гражданского кодекса РФ предусматривается,
что земельные участки и находящееся на
них недвижимое имущество могут предоставляться
их собственниками другим лицам в постоянное
пользование. Из этой статьи с очевидностью
следует, что, во-первых, речь идет о всех
собственниках (как о государственных
и муниципальных образованиях, так и о
гражданах и юридических лицах), и, во-вторых, что субъектами
данного права могут быть как юридические
лица (независимо от их видов), так и граждане.
В противоречие указанной норме ст. 20 Земельного
кодекса РФ говорит о том, что в постоянное
(бессрочное) пользование земельные участки
могут быть предоставлены только юридическим
лицам и только государственным и муниципальным
учреждениям, федеральным казенным предприятиям,
а также органам государственной власти
и органам местного самоуправления. Из
данной статьи также вытекает, что земельные
участки, находящиеся только в государственной
или муниципальной собственности, могут
быть переданы в постоянное (бессрочное)
пользование. В равной мере в ст. 20 ЗК РФ
имеет место прямо противоположное ст.
270 ГК РФ решение о распоряжении земельными
участками предоставленными в постоянное
(бессрочное) пользование. Если ГК РФ допускает
ограниченное распоряжение земельными
участками, находящимися в постоянном
бессрочном пользовании (возможность
передать их в аренду или в безвозмездное
срочное пользование), то Земельный кодекс
полностью исключает какое бы то ни было
распоряжение указанными земельными участками.
Совершенно очевидно, что здесь неприменим
принцип о соотношении общего и специального
законодательства, поскольку в этом случае
нет ни специальных
10.Иконицкая И.А.Новый ЗК РФ:некоторые вопросы теории и практики приминения// Государство и право.№6 .2002. С. 15
субъектов, ни специальных
объектов регулируемых отношений.
Учитывая короткий период
времени действия ЗК РФ еще не сложилась
практика его применения. Однако имеют
место случаи, когда применяется не п.
4 ст. 20 ЗК РФ, а ст. 270 ГК РФ при решении вопроса
о передаче в аренду земельного участка,
принадлежащего государственному научному
учреждению на праве постоянного (бессрочного)
пользования,
Наипростейшим выходом из сложившегося
положения было бы внесение необходимых
дополнений в ФЗ РФ «О введении в действие
ЗК РФ от 25.10.2001.
Однако здесь возникает вопрос о целесообразности
ограничения как субъектов, имеющих право
на получение земельных участков в постоянное
пользование, так и о целесообразности
установления запрета на ограниченное
распоряжение земельными участками, находящимися
на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из вышесказанного можно сделать вывод,
что гражданское законодательство содержит
как общие нормы, регулирующие все имущественные
отношения, независимо от их объекта, которые
могут быть применимы и к земельным отношениям,
так и нормы, непосредственно относящиеся
к имущественным отношениям, объектом
которых является земля.
2.3 Соотношение земельного права с экологическим правом и природоресурсовым правом.
Земельное право теснейшим
образом связано с природоресур
Связь норм земельного права с нормами
природоресурсового права, включающего
в себя горное, водное, лесное,
фаунистическое право,заключается
в том, что использование природных ресурсов
невозможно без использования земли. Земля
— пространственный базис для эксплуатации
всех природных ресурсов. Рациональное
использование природных ресурсов должно
осуществляться с учетом их взаимосвязи,
влияния друг на друга. Однако законодательство
о природных ресурсах развивается по пути
дифференцированного правового регулирования
использования и охраны различных ресурсов
природы. Поэтому земельное право регулирует
земельные отношения, а иные отрасли соответственно:
горные, водные, лесные и другие отношения.
Вместе с тем общие закономерности развития
природной среды и взаимосвязь природных
ресурсов ведет к тому, что природоресурсовое
право учитывает не только различия, но
и теснейшую взаимосвязь всей окружающей
среды.
Учет специфики правового регулирования
использования и охраны отдельных природных
ресурсов выражен в раздельной кодификации
земельного, горного, водного и лесного
законодательства. Однако в законодательстве
о природных ресурсах предусматриваются
специальные нормы, учитывающие взаимосвязь
природных ресурсов, решаются вопросы
предотвращения неблагоприятных экологических
последствий влияния использования одних
природных ресурсов на другие.
Использование окружающей среды порождает
проблемы, которые носят комплексный
характер, затрагивают общие взаимосвязи
всех природных ресурсов. Такие проблемы
нельзя решить в рамках только земельного
или горного, лесного либо водного права
в силу специфики предметов их правового
регулирования, ограниченных отдельными
природными ресурсами. К числу таких проблем
относятся, прежде всего, проблема загрязнения
окружающей среды, утилизации токсичных
веществ, создание особо охраняемых природных
территорий и др. Регулирование этих и
многих иных вопросов входит в предмет
права окружающей среды, которое неправильно
называется в нашей стране экологическим
правом11.
Взаимосвязь земельного права и экологического права (права окружающей среды) состоит в том, что в земельном праве содержатся нормы, предусматривающие специальные требования, обеспечивающие сохранение окружающей среды. К таким нормам относятся требования, предусматривающие ограничения изъятия сельскохозяйственных угодий, земель особо охраняемых природных территорий, земель, занятых лесами первой группы; определяющие порядок выбора мест размещения объектов и т.д. В свою очередь, законодательство об охране окружающей среды содержит многочисленные нормы как общего, так и специального характера, реализация которых преследует цель обеспечения охраны земель от неблагоприятного антропогенного воздействия.
11. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 1998. С. 93
Заключение
Земельное законодательство Российской
Федерации регулирует общественное
отношение в области
Понятие земли в земельном праве - это
часть окружающей природной среды, элемент
природы, охватывающий поверхностный
слой земной коры на глубину почвенного
покрова в пределах РФ.
В России, как и во всем мире, земли служат
неизменным источником удовлетворения
жизненно важных потребностей. В настоящее
время возникает необходимость обеспечить
такой порядок, при котором хозяйственное
использование земель, удовлетворение
иных общественных интересов (к примеру,
интересов собственности) не будут приводить
к потере полезных свойств земель, их деградации,
сокращению площадей и, как следствие,
вызывать опасные социальные и экономические
последствия и угрозу устойчивому развитию
общества.
В решении такой задачи решающая роль
принадлежит праву как регулятору всех
общественных отношений. С помощью правовых
средств воздействия поддерживается такой
режим деятельности общества, который
гарантирует удовлетворение разнообразных
потребностей людей, связанных с землями,
имея в виду сохранение земель как основы
дальнейшего развития общества.