Земельные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:46, шпаргалка

Описание работы

Земельные ресурсы и их использование. Плодородие земли, последствия антропоген воздействия. На всех этапах развития человеческого об-ва земля была, есть и будет важнейшим, ничем не заменимым средством производства. Земля, территория — это основа, базис, фундамент жизни человека, жизненное пространство, на котором человечество возникло, развивается, где протекает его деятельность.

Файлы: 1 файл

17.docx

— 195.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

23.Оценка  полезных ископаемых РБ Основные  пути рационального использования  и охраны недр. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды. Всего учтено 58 месторождений нефти, из них около 30 эксплуатируются, а остальные относят категории разведываемых или законсервированных. Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития Беларуси. На территории Беларуси выделены два фосфоритоносных бассейна: Сожский — на востоке и Припятскии — на юге. Территория Беларуси перспективна Открыты два месторождения железных руд. Болотные железные руды встречаются почти повсеместно, известно более 300 месторождений. В настоящее время болотные железные руды служат сырьем для производства минеральных красок. Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую базу для производства стройматериалов. Наиболее значительны запасы цементного сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов.. Вместе с тем дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича. Расширяются исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. Большое негативное воздействие на характер изменения литосферы оказывает добыча полезных ископаемых. В результате деятельности горнодобывающих предприятий происходит перемещение больших объемов пород, изменение режимов поверхностных, грунтовых и подземных вод в пределах обширных территорий, нарушение структуры и продуктивности почв, активизация химических и геохимических процессов. Особенностью добычи полезных ископаемых является их временный характер: при истощении запасов полезного ископаемого горные работы на месторождении прекращаются. В связи с этим разработку месторождений целесообразно вести так, чтобы формируемые при этом новые ландшафты, выемки, отвалы, инженерные сооружения могли в последующем с максимальным эффектом использоваться для других народнохозяйственных целей. Охрана недр рассматривается как система мероприятий, обеспечивающая сохранение существующего разнообразия и рациональное использование геологической среды, образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих особую научную, историческую, культурную, эстетическую и рекреационную ценность. Кодекс РБ о недрах (1997) определяет основные требования по рациональному использованию и охране недр, среди них: порядок предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; полное и комплексное геологическое изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов полезных ископаемых; недопущение порчи разрабатываемых и близлежащих месторождений полезных ископаемых в результате пользования недрами, а также запасов этих ископаемых, консервируемых в недрах; обеспечение наиболее полного извлечения из запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; рациональное использование вскрышных пород; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров

 

24.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, его структурные звенья. ХМП В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том. что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Гос. регулирование и управление экономикой и ее отдельными структурными звеньями осуществляется с помощью хозмеханизма- систему форм и методов организации и регулирования экономической жизни общества. Такими формами и методами выступают экономическая политика, организация прогнозирования, планирования, финансирования хоз. процессов, экономическое стимулирование, деятельность управленческих структур, хозяйственное законодательство. Хозмеханизм выполняет следующие основные функции; обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы;

согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждого работника, отдельных предпринимателей, претворяет в жизнь экономическую политику государства, его стратегические цели и тактические задачи. Хозмеханизм не имел внутренних стимулов саморазвития производства: его распределительный, затратный характернее затраты покрывались гос-вом, сбыт любой продукции был гарантирован) не побуждал производителей улучшать качество продукции, повышать производительность труда, совершенствовать технологию производства не ставил преград бесхозяйственности и безответственности. Административно-командные методы управления преобладали над экономическими, что сковывало инициативу и самостоятельность субъектов хозяйствования. Недостатки общегосударственного хозмеханизма присущи и отдельным отраслям и сферам хозяйства, в том числе природопользованию. Хозмеханизм природопользования - систему форм и методов организации и регулирования процессов природопользования обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере, — удовлетворение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте и разнообразии сужающей среды. ХМП включает в себя организацию управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов; эколого-экономическое прогнозирование и планирование; финансирование природоохранных мероприятий; экономическое стимулирование рационального природопользования; контроль и учет в экологической сфере; экологическое нормирование, правовое регулирование и т.п. В основе административное регулирования природопользования лежат экологические стандарты (нормативы). В процессе формирования рыночных отношений в ХМП должны, конечно, произойти коренные перемены. Однако важно иметь в виду, что рыночные рычаги, которые мы стремимся освоить, автоматически не создадут более благоприятных условий для природосбережения, чем жесткое административное принуждение, свойственное старому ХМП. Ведь известно, что высокоразвитые страны с их отлаженными рыночными отношениями пришли к состоянию экологического кризиса раньше, чем мы. Опыт стран, добившихся кардинального улучшения экологической ситуации, свидетельствует о том, что и в рамках рыночной экономики

 

25. Система прогнозирования и планирования  природной деятельности и рационального  использования природных ресурсов. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются прежде всего Национальной программой рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на гос. уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил, Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных природных ресурсов. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (балансового, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них.По отдельным природным средам и природным компонентам планируются показатели: по охране атмосферного воздуха — лимит, то есть относительное ограничение загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками загрязнения, и снижение общего количества этих выбросов; ввод в действие установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов; необходимые капитальные вложения; по использованию и охране водных ресурсов — объем используемой воды; объем оборотной и последовательно используемой воды; лимит допустимых сбросов сточных вод в поверхностные водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищенных, нормативно-чистых сточных вод), по охране земельных ресурсов — показатели "рекультивация земель" и "капитальные вложения на охрану и рациональное использование земельных ресурсов", а также строительство комплексов и полигонов по переработке отходов; по охране лесных ресурсов — показатели защиты лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиационная охрана лесов от пожаров; по минерально-сырьевым ресурсам — лимит добычи полезных ископаемых (нефти, торфа, калийной и поваренной соли, цементного сырья);по охране других биологических ресурсов — уровень достижения оптимальной численности основных видов охотничье-промысловых животных и данные по организации государственных заповедников и национальных парков; реабилитация территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, характеризуется показателем финансирования природоохранных мероприятий; объемом капитальных вложений за счет средств, выделенных на ликвидацию ее последствий. Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

 

26.  Природопользование: сущность, методы, функции. Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления). Методы управления — это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основные из них: Административные (командно-распорядительные) — обеспечиваемые возможностью государственного принуждения; экономические — создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования; социально-психологические — методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей. Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются: нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования; учет природных объектов и ведение природных кадастров; осуществление мониторинга окружающей среды; экологический контроль, экспертиза и аудит; эколого-экономическое прогнозирование и планирование ;экономическое стимулирование природоохранной деятельности; разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.

 

54, Участие РБ  в международном экологическом сотрудничестве. Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выполнения международных конвенций к подписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями. Являясь одним из учредителей ООН, РБ на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ. ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др. В качестве постоянного рабочего органа МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске. Задачами МЭС являются: осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды; проведение совместных экологических экспертиз проектов; оказание содействия в разрешении экологических споров между членами МЭС; ведение межгосударственной Красной книги; определение условий и порядка участия сторон в выполнении обязательств, вытекающих из ранее принятых Советским Союзом соглашений в области охраны окружающей среды. За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды: Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активную поддержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов, выделенных Беларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвертая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы) Активное участие Беларуси в процессе международного экологического сотрудничества дает надежду на то, что наше возвращение на общемировые пути социально-экономического развития будет способствовать выходу из экологического кризиса совместно с другими странами. Для этого существуют реальные предпосылки. Беларусь имеет определенный материально-технический и интеллектуальный потенциал для совершенствования технологий" в целях экологизации хоз деятельности, поскольку очевидно, что спасение биосферы планеты — в повсеместном переходе на передовые мало- и безотходные технологии.

 

27. Особенности Административное управления  природопользованием: основные механизмы и их инструменты. До недавнего времени наиболее распространенными и действенными в системе управления природопользованием были административные методы. Они применялись в условиях монопольного владения государством пр. ресурсами, установления правовых норм и порядка воздействия на окружающую среду заинтересованными ведомствами, сохранения предприятий, наносивших ущерб природе,. В такой обстановке только административное управление позволяло без применения жестких экономических санкций (которые попросту разорили бы предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации. Общесистемные Функции админ управления . обычно включают такие виды деятельности: планирование, в том числе формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения (материальных, финансовых, кадровых), формирование приоритетов, прогнозирование результатов; проведение организационных мероприятий с выполнением детальной классификации предстоящих работ; подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации с учетом новых задач и выдвигаемых требований; технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование хозяйственной деятельности, нормирование качества выпускаемой продукции и окружающей среды; выполнение контрольных и учетных функций, лицензирование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, разработку экологических правил, нормативно-правовых актов и т.п.Основными инструментами административного регулирования являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п.Центральное место в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов, которая подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и требований. Экологические стандарты охватывают все аспекты загрязнения окружающей среды и соответственно этому различают следующие их виды: Стандарт качества окружающей среды, регламентирующие допустимое состояние воздушного, водного бассейнов, почв и других природных сред. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной средах, который не должен превышать ПДК для каждого из загрязнителей. Поскольку возможный эффект зависит от времени воздействия, то есть от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные и максимальные разовые. Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса — эмиссионные стандарты — регламентируют уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника (трубы) после применения очистного оборудования. В некоторых случаях в качестве компромисса устанавливаются временные нормативы — временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС), — когда по каким-то объективным причинам (социально-экономического характера) нормативы ПДВ(ПДС) не могут быть соблюдены. Временные нормативы устанавливаются на определенный срок убывающими во времени с условием достижения уровня ПДВ(ПДС) в результате реализации соответствующей программы; технологические стандарты устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии. Стандарты качества продукции, или товарные стандарты. Переход нашей страны к социально ориентированной рыночной экономике требует безусловного соблюдения единых норм и правил, выработанных международным сообществом. Помимо экологических стандартов (нормативов), административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии и пр.).

Информация о работе Земельные ресурсы