Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:46, шпаргалка
Земельные ресурсы и их использование. Плодородие земли, последствия антропоген воздействия. На всех этапах развития человеческого об-ва земля была, есть и будет важнейшим, ничем не заменимым средством производства. Земля, территория — это основа, базис, фундамент жизни человека, жизненное пространство, на котором человечество возникло, развивается, где протекает его деятельность.
Сертификаты на использование земли, воды, на выбросы и т.п. выдаются природопользователям, как правило, когда для них определены лимиты воздействия. Сертификат дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса, на забор определенного объема воды, на выбросы некоторого количества вредных веществ и т.п. Разрешен и я и лицензи и необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный срок и возобновляются через установленное время. Глав принцип административного управления природопользованием в Беларуси — разрешительно-запретительный. Суть его состоит в том, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и его органами устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д. и в соответствии с ними выдаются разрешения субъектам хозяйствования на природопользование: разрешения на заготовку леса (лесорубочный билет), на специальное водопользование, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.
28.Организационные структуры управления природопользованием. Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры — система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы. Организационно управление природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов. Окружающая среда как объект управления в своей основе неделима и в каждом регионе своеобразна. Объекту управления должна соответствовать и система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, с другой — ее региональное своеобразие. Именно такой подход к проблемам природопользования обеспечивается территориальным принципом управления, который реализуется в нашей стране следующим образом. Глава государства, Президент РБ, в соответствии с Конституцией издает декреты, указы, распоряжения, директивы, которые имеют силу на всей территории страны. Парламент — Национальное собрание РБ, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия. В Палате представителей Национального собрания действует Постоянная комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, от которой зависит окончательная форма принимаемых экологических законов. На местах территориальный принцип управления природопользованием реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях, Отраслевой принцип управления природопользованием проявляется в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рациональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции. Основным государственным органом управления природопользованием в РБ является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. На него возложены следующие функции: разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности других министерств и ведомств в этой области; государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов;» разработка предложений по экологическим нормативам и правил; проведение государственной экологической экспертизы; обеспечение населения экологической информацией, участие в создании системы экологического образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными организациями; осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции. Иными специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды являются также: МЧС; МЗ, МВД, таможня: Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при СМ РБ; Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при СМ РБ: Комитет лесного хозяйства при СМ РБ. Организация управления природопользованием по отраслевому принципу содержит ряд существенных недостатков: отраслевой подход не учитывает взаимосвязи, взаимообусловленности компонентов природной среды, поскольку каждая отрасль имеет дело с определенным видом природных ресурсов, а ведомственная разобщенность не способствует комплексности природоохранной деятельности; контроль за рациональностью использования природных ресурсов со стороны министерств, эксплуатирующих эти ресурсы, малоэффективен; управление эксплуатацией одного ресурса несколькими ведомствами зачастую приводит к истощению данного рес, контролирующие органы практически не несут ответственности за обеспечение нормативного уровня природной среды; предприятия, ориентированные на достижение максимальной прибыли, не заинтересованы в ресурсосбережении, снижении отходов производства, поскольку это приводит к росту непроизводительных, с точки зрения хозяйственников, затрат. Оценивая сложившуюся в Беларуси структуру управлений природопользованием в целом, нельзя не отметить ее излишнюю дробность и наличие параллельно работающих подразделений. Это приводит к размытости границ ответственности конкретных органов и поэтому требует дальнейшего совершенствования организационной структуры управления в целях повышения ее действенности.
29.Правовое регулирование природоохранной деятельности.. З-н РБ «ОБ охране окр среды» Ответственность за нарушение природоохран. Законодат Основой гос регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Белорусское природоохранное законодателе старейших в мире. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют: Конституция, Концепция государственной политики РБ в области охраны окружающей среды, Законы РБ:"О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)""Об охране окружающей среды";"О государственной экологической экспертизе" "Об отходах производства и потребления; "Об особо охраняемых природных территориях и объектах);"Об охране и использовании животного мира";"Об охране атмосферного воздуха";О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Кодекс РБ о недрах; Водный кодекс РБ; Кодекс РБ о земле; Лесной кодекс РБ. Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы явился Закон РБ "Об охране окружающей среды", вступивший в силу в январе 1993 г. Этот закон призван обеспечить правовые основы природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба. В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие пред приятии или запрет на пользование природными ресурсами). административных правонарушениях к таковым относятся посягательство на государственную собственность, нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или общественного имущества. Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения материального ущерба, если таковой образовался в результате содеянного нарушения. Материальная, или имущественная, ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причиненного их неправомерными действиями. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства на основании решения суда по иску потерпевшей стороны. К уголовной ответственности привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба природной среде, повлекшего гибель людей или особо крупные материальные потери. Конкретные составы экологических преступлений установлены в Уголовном кодексе Республики Беларусь), в частности, умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов; в процессе эксплуатации промышленных или иных объектов, повлекшее смерть, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере; порча земли; нарушение правил охраны недр; загрязнение либо засорение вод; загрязнение, уничтожение либо повреждение леса и др. К лицам, совершившим подобные преступления, могут применяться такие меры воздействия, как ограничение или лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и другие виды наказаний, предусмотренные законодательством. Важную роль в пресечении правонарушений в сфере экологии играют службы контроля и общественные организации, однако только меры запретительного характера не решат проблему сохранения нашей природной среды. Огромное значение в ее решении имеет воспитание граждан в духе бережного отношения к богатствам природы как к национальному достоянию, уважения к законам, которыми они охраняются, нетерпимости к фактам расточительного отношения к ресурсам природы. Имеющаяся у нас правовая основа природоохранной деятельности нуждается как в обеспечении ее экономическими механизмами реализации, так и в создании сети непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения граждан. Только в этом случае можно рассчитывать на действенность правовой защиты природной среды
30 Сущность и задачи мониторинга окружающей среды .Организация системы наблюдения за состоянием природной среды в РБ. Получение объективной информации о природной среде и характере антропогенных воздействий на нее требует постоянного наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды. Мониторинг окружающей природной среды — это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием — загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред: воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и наземных экосистем. Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов. По содержанию различают несколько видов мониторинга: биосферный (глобальный) слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях; медицинский (санитарно-токсикологический) слежение и контроль за показателями качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья; прогноз состояния здоровья населения в условиях многофакторного воздействия окружающей среды; импактный слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках:чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий);локальный (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников);биологический слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром) с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников; базовый (фоновый) слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. экологический. Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении современной и достоверной информацией системы управления экологической безопасностью. Он ориентирован также информационное обслуживание конкретных проектов, международных соглашений в области охраны окружающей среды. Основными задачами экологического мониторинга являются наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами, оценка фактического состояния природной среды, прогноз ее динамики и состояния в будущем.В качестве составляющих экологического мониторинга рассматриваются подсистемы: мониторинг атмосферного воздуха, мониторинг гидросферы ,мониторинг земель (почв) радиационный мониторинг. Закон РБ "О гидрометеорологической деятельности" (1999) закрепил ведущее положение государственной гидрометеорологической службы в осуществлении мониторинга окружающей природной среды .Она обязана в дальнейшем обеспечивать проведение мониторинга состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Чернобыльская катастрофа обусловила создание на всей территории Беларуси нового вида мониторинга — радиационного. Наблюдение за состоянием окружающей среды Беларуси продолжительное время осуществляет также санитарно-эпидемиологическая служба, функционирующая в системе здравоохранения. На крупных и средних предприятиях санэпидемслужба выполняет мониторинг воздушной среды в пределах санитарно-защитных зон с целью контроля за соблюдением норм гигиены труда. Используются мобильные станции мониторинга для отбора проб микрочастиц в воздушной среде. Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС), обеспечивающей выполнение государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды. Целью создания НСМОС является обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией. На данном этапе необходимо прежде всего совершенствование системы локального мониторинга окружающей среды. Его проведение должно соответствовать достижению следующих целей: получению полной, достоверной и сопоставимой информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду; оперативному выявлению опасных уровней загрязнения окружающей среды; оценке эффективности осуществляемых природоохраных мероприятий; Региональный (территориальный) мониторинг развивается на уровне областей, городов и районов. Проводятся сбор, обработка (обобщение), хранение экологической информации; дается оценка состояния окружающей природной среды в регионе; составляются местные прогнозы. Глобальная система мониторинга окружающей среды. Ее составные части — Международная справочная система источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА) и Международный регистр потенциально токсических химических веществ. Гидрометеослужба Беларуси принимает участие в системе мониторинга стран СНГ
31. Основы экологического нормирования
и стандартизация в области охраны окр
среды. Одним из наиболее эффективных
средств рационального природопользования
и охраны окружающей среды является экологическое
нормирование. Экологическое нормирование
представляет собой процесс установления
показателей предельно допустимого воздействия
человека на окружающую природную среду. Главная цель экологического нормирования
- обеспечение взаимоприемлемого сочетания
экономических и экологических интересов.
Систему экологического нормирования
подразделяют на три составляющие части
:технологическую, научно-техническую:
медицинскую. В основе технологических показателей
нормирования лежит способность экономики
обеспечивать выполнение установленных
пределов воздействия на человека и окружающую
природную среду. К научно-техническому показателю
можно отнести способность технических
средств контролировать соблюдение пределов
воздействия по всем направлениям. Медицинские
(санитарно-гигиенические) нормативы
качества окружающей среды определяют
пороговый уровень угрозы здоровью населения
и компонентам биосферы. Напомним, что предельно
допустимая концентрация загрязняющих
веществ (ПДК) — это максимально допустимая
масса вредного вещества в единице объема
воздуха (в миллиграммах на метр кубический),
воды (на 1 л) или почвы, грунтов, других
пород (на 1 кг вещества). ПДК устанавливается
на таком уровне, при котором вредные вещества
даже при ежедневном воздействии в течение
продолжительного времени не вызывают
патологических изменений в организме
или заболевания человека, животных и
растений. Разработка экологических стандартов
представляет собой длительный и дорогостоящий
процесс. Представляется возможным и эффективным
использование в Беларуси не только нормативов,
принятых в СНГ, но и в Европейском сообществе.
Если то или иное вредное вещество С, на
данной территории представлено в единственном
виде и не превышает значения ПДК, это
свидетельствует о чистоте природной
среды. До введения нормативов ПДК для
некоторых загрязняющих веществ определяются ориентировочно
безопасные уровни воздействия (ОБУВ),
или временные ориентировочно безопасные
концентрации веществ в атмосферном воздухе,
полученные расчетным путем на основе
известных их токсикометрических параметров
и физико-химических свойств. Для каждого
загрязняющего вещества установлены класс
опасности, максимальная разовая и среднесуточная
ПДК. Максимальная разовая ПДК устанавливается
для предупреждения рефлекторных реакций
у человека (ощущения запаха, изменения
активности головного мозга, световой
чувствительности глаз и др.) при кратковременном
воздействии атмосферных загрязнений
(до 20 мин), среднесуточная
ПДК — с целью предупреждения их общетоксического,
канцерогенного, мутагенного и иного действия.
На основе ПДК определяются стандарты воздействия
на окружающую среду. Они устанавливают
предельно допустимый выброс (ПДВ) и предельно
допустимый сброс (ПДС) конкретных вредных
веществ из конкретного точечного источника,
исходя из условия не превышения ПДК этих
веществ на данной территории при суммировании
выбросов (сбросов) всех источников. Предельно
допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих
веществ в атмосферный воздух устанавливается
на уровне, при котором выбросы загрязняющих
веществ от данного конкретного и всех
других источников в данном районе с учетом
перспектив его развития не приведут к
превышению нормативов ПДК загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе. Расчет
ПДВ как количества загрязняющих веществ,
которое не разрешается превышать за год
при выбросе в атмосферу, производится
в тоннах. Устанавливаются также контрольные
значения ПДВ в граммах за секунду, которые
не должны превышаться в любой двадцатиминутный
интервал времени. Кроме того, контроль
ПДВ ведется в среднем за сутки, месяц,
год. Радиоактивное загрязнение территории
Беларуси вследствие аварии на ЧАЭС выдвинуло
проблему разработки стандартов радиоактивности.
В относительно короткий срок были установлены предельно
допустимые уровни радиоактивного загрязнения.
Кроме вышеназванных нормативов, существуют предельно
допустимые нормы нагрузки на окружающую
среду (ПДН). Этот норматив особенно
важен при формировании территориально-
32. Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды .Кадастры природных ресурсов Для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов. Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны. Основными принципами формирования системы природно-ресурсных кадастров является обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределения их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Сведения, составляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде. Развитие рыночных отношений значительно расширяет сферу использования кадастровой информации, предъявляет к ней повышенные требования. Так, исходя из установленной в кадастрах ценности могут определяться стоимость и покупная цена объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер ущерба, убытков или вреда, которые причинены нарушением правил пользования этими объектами и требований их охраны.. Разрабатываются и внедряются формы статистической отчетности предприятий: Созданная отчетность явилась своего рода статистическим мониторингом, обеспечивающим сбор сведений о наиболее острых проблемах, связанных с воздействием антропогенной деятельности на отдельные элементы окружающей среды. В настоящее время система показателей статистики окружающей среды и природных ресурсов включает разделы: охрана и рациональное использование водных ресурсов; загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха; состояние и охрана земельных ресурсов; охрана и рациональное использование лесных ресурсов; наличие, состояние и охрана заповедных территорий, охрана животных; образование, удаление и утилизация отходов производства и потребления; затраты на природоохранные мероприятия и ввод в действие природоохранных мощностей; радиоактивное загрязнение территории, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.