Земельный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Такая деятельность не должна, как указано в ст. 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования
государственного земельного контроля…………………………….…...5
1.1. Понятие государственного земельного контроля………………………5
1.2. Муниципальный и общественный земельный контроль……………...9
Глава 2. Субъекты государственного земельного контроля……….….13
2.1. Государственные органы, осуществляющие земельный контроль…..13
2.2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра
и картографии…………………………………………………………….15
2.3. Формы и методы государственного земельного контроля…………….19
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая Земельный контроль.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение……………………………………………………………………….2

Глава 1. Общие  вопросы правового регулирования 

государственного  земельного контроля…………………………….…...5

1.1. Понятие государственного земельного контроля………………………5

1.2.  Муниципальный и общественный земельный контроль……………...9

Глава 2. Субъекты государственного земельного контроля……….….13

2.1. Государственные органы, осуществляющие земельный контроль…..13

2.2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра

       и картографии…………………………………………………………….15

2.3. Формы и методы государственного земельного контроля…………….19

Заключение……………………………………………………………………28

Список  литературы…………………………………………………………..31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Законодательство  о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Такая деятельность не должна, как указано в ст. 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.

Углубление земельной реформы и формирование новых земельных отношений, основанных на введении частной собственности на землю, при сохраняющемся потребительском отношении к ее использованию вызывает необходимость усиления государственного контроля за использованием и охраной земель.

Земельный вопрос практически во все времена он требовал повышенного внимания со стороны  государственной власти. Россия, площадь  которой составляет 1,7 млрд. гектаров, является крупнейшим государством в  мире. Большая часть территории страны занята землями лесного фонда (около 50 %), а также предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством (38,5 %)1. Значительные площади занимают земли городов и других населенных пунктов, промышленности, транспорта, природоохранного, оборонного и иного назначения.

За последние 40 лет из оборота выбыло около 12 млн. гектаров продуктивных сельскохозяйственных угодий.  В  настоящее время  этот процесс продолжается. Во многих регионах падает плодородие почв, ухудшается качественное состояние угодий. Огромные площади пойменных земель и пахотных угодий затоплены и подтоплены. Это приводит к подъему уровня грунтовых вод до критических отметок, вторичному засолению почв, особенно на территории юго-восточной части России.

 

1 См.: Громов С.Л. Государственный контроль за использованием и охраной земель // Земельный вестник


 

По данным государственного земельного кадастра, из 222 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий более 50 млн. гектаров подвержено разрушительным процессам водной и ветровой эрозии, почти 70 млн. гектаров относится к категории эрозионно-опасных земель, около 30 млн. гектаров переувлажнено  и  заболочено,  более  70  млн.  гектаров имеет  повышенную

кислотность почв, 16 млн. гектаров засолено, 23 млн. гектаров представлено солонцами, солонцеватыми комплексами1. Во многих регионах идет истощительное использование почв, что привело к значительному снижению их плодородия. За последние десять лет для нужд промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей в России изъято 849 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, из них почти половина — пашня2.

Таким образом, деятельность государства, в настоящее  время, должна быть направлена, прежде всего, на принятие мер по предотвращению деградации земель, в результате виновных действий хозяйствующих субъектов, а также, на рациональное использование земель, как основы жизнеобеспечения граждан России.

При переходе российского  общества к рыночной экономике государственный  контроль за охраной и использованием земли приобретает еще большее значение, чем раньше3. Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то же время, такая деятельность не должна наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Государственное регулирование состоит не только в запретах. Оно строится на принципе мировой практики: «собственность обязывает», так как закон накладывает немало требований в публичных интересах. Все владельцы земли подотчетны и ответственны за свои действия перед государством, перед законом»4.

1См.: Громов С.Л. Государственный контроль за использованием и охраной земель // Земельный вестник России. 2000. № 1С. 41.

2 См.: Волков С. Глазами землемера // Сельская жизнь. 2002. № 32-33.

3 См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации // Под ред. С.А Боголюбова. М., 2002. С. 266.

4 Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ (сравнительно-правовой анализ) / Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. М.: НОРМА, 1999. С. 91.


В настоящее  время формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. По данным землеустроительной службы Российской Федерации, на 1 января 2000 года насчитывалось 11,9 млн. собственников земельных долей, на которые приходилось 117,6 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий1. Общее количество зарегистрированных сделок с землей по стране достигает 730 тыс. в год2. В то же время, отмечается тот факт, что в России пока не созданы условия для цивилизованного рынка земли3. Для государства принципиально важно избежать ситуации, когда покупателем земли сможет стать не тот, кто может работать на ней, а тот, у кого капитал4. Посредством создания четкой системы органов государственного земельного контроля, жесткого контроля государства за охраной и использованием земель, выработки эффективных мер воздействия на нарушителей земельного законодательства, мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов государство может соединить интересы частных собственников с всеобщими интересами, как это сделано во многих развитых странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 См.: Волков С. Глазами землемера // Сельская жизнь. 2002. № 32-33.

2 См.: Бюллетень информации «Земля». 2001. № 1. С. 108.

 См.:  Интервью  председателя  комитета Госдумы   по аграрным  вопросам  В.   Плотникова //    Бюллетень

информации «Земля». 2001. № 3. С. 56. 5 См.: Серков А.В. Правовые проблемы (материалы «круглого стола») // Государство и право. 1998. № 5. С. 34.

4 См.: Серков А.В. Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель


 

Глава 1. Общие вопросы правового регулирования  государственного земельного контроля

1.1. Понятие  государственного земельного контроля. Виды земельного контроля.

 

Государственный контроль за охраной и использованием земель является разновидностью земельного контроля, и относится к одной из важнейших функций государства.   Статья 71 Земельного кодекса Российской Федерации определяет понятие государственного земельного  контроля, в которой указано, что специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм  и  форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Задачами государственного земельного контроля являются:

  • обеспечение исполнения земельного законодательства;
  • определение соответствия деятельности организаций, должностных лиц и граждан правовым нормам, регулирующих земельные отношения;
  • обеспечение соблюдения установленных требований (норм, правил, нормативов) при использовании земли;
  • обеспечение выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, должностными и физическими лицами».

Обеспечению исполнения земельного законодательства, а также  условий индивидуальных земельно-правовых документов в части предупреждения и борьбы с правонарушениями служит функция государственного контроля за использованием и охраной земель, или государственного земельного контроля.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены  следующие виды земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный, производственный.

Контроль за исполнением и соблюдением земельного законодательства в широком смысле включает деятельность, направленную на оценку соответствия поведения субъектов  требованиям права. В этом смысле земельный контроль входит в содержание обязанности собственников, владельцев, пользователей обеспечить соответствие собственного поведения требованиям земельного законодательства и индивидуальных разрешительных документов. Такая форма контроля, применяемая к юридическим лицам-землепользователям, получила название производственного контроля.

Производственный  земельный контроль обеспечивается путем проведения юридическими лицами добровольно, собственными силами инициативных мероприятий по организации проверки соблюдения земельного законодательства в процессе землепользования. Он распространяется только на действия данного юридического лица и членов его коллектива по отношению и закрепленному за ним земельному участку и направлен на обеспечение соблюдения земельного законодательства и внутренних правил землепользования.

Производственный  контроль включает организацию внутренних текущих и периодических проверок, экспертиз и аудита.

Выявленные  в результате производственного  контроля недостатки служат основанием для внесения коррективов в организацию  землепользования и хозяйственной деятельности. В случае квалификации производственных действий как правонарушений применяются меры дисциплинарной и материальной ответственности органами управления производством. Решения производственных контрольных органов, вынесенные в законном порядке, имеют обязательную силу и охраняются законом. Проведение производственного контроля регулируется правилами внутреннего распорядка.

В целях организации  производственного контроля на предприятиях по мере необходимости могут создаваться  специальные службы, либо определенными полномочиями наделяются соответствующие сотрудники предприятия. Применительно к деятельности, связанной с обеспечением рационального использования и охраны земель, субъекты хозяйственной и иной деятельности в соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 73 ЗК обязаны представлять сведения и отчеты об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль. Организация внутреннего производственного контроля – важная мера самодисциплины и повышения эффективности земельного законодательства.

Вместе с  тем организации производственного  контроля недостаточно для обеспечения  соблюдения земельного законодательства. В силу психологических причин землепользователи не способны объективно и в достаточной степени проконтролировать собственное поведение и добровольно принять меры к его исправлению, особенно если это затрагивает их финансовые и материальные интересы. С технической, организационной и материальной сторон отдельные землепользователи не всегда способны обеспечить собственными силами организацию некоторых форм современного контроля, например мониторинга природных объектов. Без создания специальных внешних организационных структур невозможно обеспечить единство контрольных действий, их координацию, анализ и оценку. Наконец, борьба с правонарушениями требует внешнего вмешательства.

Роль необходимого в этом случае внешнего независимого контроля играет государственный контроль. Задача и содержание государственного земельного контроля, система органов, отвечающих за его осуществление, их полномочия специально определены в Земельном кодексе, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Федеральном законе «О мелиорации земель», Гражданском, Лесном и Водном кодексах, а также в подзаконных актах.

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение  соблюдения физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель1.

В зависимости  от целей и времени государственного контроля относительно контролируемого  действия различают: предупредительный, текущий и последующий государственный контроль.

Предупредительный контроль осуществляется на этапе проектирования и планирования деятельности, связанной с использованием земель и воздействием на состояние земель, и нацелен на предупреждение возможных нарушений земельного законодательства в процессе реализации проекта. К видам предупредительного контроля относятся различного рода государственные экспертизы, лицензирование видов деятельности и сертификация используемых в хозяйственной деятельности технических средств, технологий и веществ.

В процессе реализации деятельности, связанной с землепользованием и воздействием на состояние земель, осуществляется текущий контроль. Его задача – регулярные проверки хозяйственной и иной деятельности на предмет ее соответствия требованиям земельного законодательства и условиям индивидуальных разрешительных документов. Текущий контроль осуществляется при помощи инспектирования объектов землепользования и хозяйственной деятельности, а также мониторинга земель.

1 См. п. 2 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утв. постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 (с изм.) // САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 78; СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1345.


Последующий государственный контроль подразумевает действия государственных контрольных органов и уполномоченных лиц по оформлению правонарушений и привлечению совершивших их лиц к юридической ответственности. Последующий контроль – логическое продолжение инспекционных проверок и мониторинга земель в том случае, если в процессе их осуществления обнаружены нарушения земельного законодательства и условий индивидуальных разрешительных документов. Последующий контроль направлен на прекращение правонарушения и восстановление правопорядка. Последующий государственный контроль прямо связан с применением к правонарушителям мер юридической ответственности. Соотношение обнаруженных правонарушений и примененных к правонарушителям мер юридической ответственности служит одним из критериев определения эффективности законодательства.

Информация о работе Земельный контроль