Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:31, курсовая работа
Очевидно, ни у кого не вызовет сомнений тот факт, что уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА
1.1 История введения в действие
1.2 Зарубежный опыт
1.3 Классификация налога
2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГА
2.2 Существенные элементы закона о налоге
2.3 Факультативные элементы закона о налоге
2.4 Расчет налога на конкретном примере
3 ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
3.1. Новый земельный налог: неотложные проблемы и пути их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По этой причине налогоплательщик может представить в налоговые органы по истечении налогового или отчетного периода только "нулевую" налоговую декларацию или налоговый расчет по авансовым платежам.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан в соответствии со ст. 81 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период. Если же кадастровая стоимость земельного участка будет доведена до налогоплательщика еще до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за III квартал календарного года (исходя из положений ст. 397 и 398 НК РФ - до 31 октября), то ему необходимо будет подать уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за I и II кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.
Возможен и другой вариант развития событий. Результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года могут быть утверждены до 1 марта этого года. Однако этого недостаточно, поскольку органами местного самоуправления должен быть разработан порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков. Если такого порядка не будет и налогоплательщики к установленному сроку не будут располагать информацией о кадастровой стоимости своих участков, то они могут представить в налоговые органы только "нулевую" налоговую декларацию (или налоговый расчет по авансовым платежам).
Соответственно после того, как необходимый порядок доведения информации появится и кадастровая стоимость земельного участка станет известна налогоплательщику, он обязан согласно ст. 81 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию (при необходимости - уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за I и II кварталы календарного года).
И, наконец, вполне вероятна такая ситуация. Может быть и определена кадастровая стоимость участка, и разработан порядок доведения данных сведений до налогоплательщика, но фактически информация о стоимости участка доведена не будет. В такой ситуации нужно подать "нулевую" налоговую декларацию и ждать момента получения необходимых сведений. После получения информации о кадастровой стоимости участка следует представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию (при необходимости уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за I и II кварталы календарного года).
4. Расчет налога на конкретном примере
С 1 января 2006 года на всей территории России введена новая методика расчета земельного налога - на основании кадастровой оценки земельных участков.
Для определения земельного налога используется следующая формула:
ЗН = НБ х Нст
НБ - налоговая база для расчета налога
Нст - налоговая ставка
Налоговая база - кадастровая стоимость земельного участка, всего - 3865386 руб.
Налоговая ставка - 1,5%
Налоговых льгот - нет.
ЗН = 3865386х1,5/100 = 57981 руб.
Авансовый платеж - 57981:4 = 14495 руб.
5. Новый земельный налог:
неотложные проблемы и пути их решения
Для понимания всей значимости происходящих изменений необходим комплексный подход к рассматриваемой проблеме. В цивилизованном мире плата за землю является эффективным инструментом рационального землепользования.
В результате применения рыночной стоимости в качестве базы для исчисления земельного налога или арендной платы автоматически создается стимул эффективного землепользования, под которым понимается размещение объекта по принципу лучшего и наиболее эффективного использования в оптимальной оценочной зоне – кадастровом квартале. Ранее в России такой стимул отсутствовал. ФЗ № 1738-1 от 11 октября 1991г. «О плате за землю» не только не содержал рыночных норм, но предполагал взаимоисключающие методологические подходы. Достаточно сопоставить некоторые положения этого закона, например: «Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель… обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах…» (ст. 2) и «… Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год…».
Первой и главной новацией, задекларированной еще в 2001 г. в ст. 65 Земельного кодекса и получившей практическое применение со вступлением в силу гл. 31 Налогового кодекса («Земельный налог«), стало понятие кадастровой стоимости земельного участка. Важно практическое значение этого понятия, т.к. к нему неизбежно обратятся, например, те землепользователи, которые пожелают оспорить результаты кадастровой оценки в силу увеличившейся налоговой нагрузки.
Понятие кадастровой стоимости содержится в письме Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству № 1-16/1240 от 14 июня 1996 г. «О методологических рекомендациях по кадастровой оценке земли», согласно которому кадастровая стоимость – это стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его улучшениями (прав на них).
Кадастровая стоимость – это разновидность массовой долгосрочной оценки стоимости земельного участка, отражающая рыночные представления о ценности земельного участка. Нельзя приравнять рыночную и кадастровую стоимости земельного участка в силу следующих существенных отличий:
Массовость. Кадастровая оценка, в отличие от рыночной, не может учитывать индивидуальных особенностей каждого конкретного земельного участка. Она выполняется по четырнадцати видам разрешенного использования земельного участка на весь кадастровый квартал и механически переносится на каждый конкретный участок, входящий в данный кадастровый квартал.
Долгосрочность. Кадастровая стоимость фиксируется на определенную дату, причем дата утверждения результатов кадастровой оценки, как правило, существенно позднее даты фактического проведения оценки и используется в течение определенного количества последующих лет. В свою очередь, рыночная стоимость, хотя она и отражает представление о наиболее вероятной цене сделки на конкретную дату тоже в прошлом, как правило, рекомендуется к использованию в течение незначительного промежутка времени.
Следование законодательству об оценочной деятельности. Если подойти формально, то такой вид стоимости, как кадастровая, даже не содержится в стандартах оценки, утвержденных постановлением Правительства России №519 от 6 июля 2001 г. «Об утверждении стандартов оценки». Сопоставлять ее со стандартами можно по разному: либо считать ее стоимостью для налогообложения, хотя прямых оснований для этого нет, либо руководствоваться ст.7 ФЗ «Об оценочной деятельности», которая гласит: «В случае, если, … не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других …».
Определение кадастровой стоимости шло с учетом так называемых оценочных показателей, т.е. характеристик объекта, влияющих на его стоимость, из которых можно выделить следующие:
Местоположение, доступность к центру города, местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения.
Уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории.
Уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения.
Состояние окружающей среды.
Эстетическая и историческая ценность застройки, ландшафтная ценность территории.
Инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Следует обратить внимание на недостаточно четко сформулированный с
точки зрения практического применения п.3 ст. 66 Земельного кодекса: «В случаях определения рыночной стоимости земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости». Можно ли это понимать как возможность представить в Земельную кадастровую палату отчет независимого оценщика с более низкой по сравнению с кадастровой стоимостью и заявителю изменят кадастровую стоимость?
Что бы понять это необходимо, обратиться к налоговым ставкам. Здесь федеральное законодательство дает органам местного самоуправления некоторую свободу, закрепив в Налоговом кодексе максимальные размеры ставок земельного налога, разделив их на две группы.
Первая группа – до 0,3 %. Касается земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
Вторая группа – 1,5 %. К ним относятся прочие земельные участки. К ней относятся прочие земельные участки.
Конкретный размер ставок был определен представительными органами муниципальных образований.
Основные проблемы с которыми столкнулись практически все муниципальные образования России. Это то, что представительным органам муниципалитета необходимо было утвердить до 1 декабря 2005г. новые ставки налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков. При этом необходимо было не просто механически утвердить ставки, но обосновать их экономически. Такого рода обоснования должны были осуществляться с учетом ряда факторов.
Во-первых, необходим анализ изменения налоговой нагрузки на отдельные категории землепользователей.
Во-вторых, требуется прогнозная оценка изменений поступлений в местные бюджеты.
В-третьих, принятие мер по обеспечению логической увязки арендной платы и нового земельного налога.
В-четвертых, анализ социальной составляющей нового земельного налога (это льготы и практика предъявления требований об уплате земельного налога собственниками квартир).
В-пятых, прогноз и анализ категорий землепользователей, которые окажутся недовольными возросшими платежами.
Все выше сказанное может опираться на п.3 ст.3 налогового кодекса РФ, согласно которому «… налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными». По крайней мере, представители органов местного самоуправления должны быть готовы к защите принятых ставок с точки зрения их экономического обоснования.
Следующим важным моментом стали льготы, список которых согласно гл.31 НК существенно сократились. Если же органам местного самоуправления сохранить прежний перечень, а такое право у них есть в соответствии с федеральным законом, то сумма доходов получится значительной. Несомненно, для всех муниципальных образований это период балансирования интересов местных бюджетов и интересов граждан (социальный аспект весьма велик, так как речь идет в основном о землях, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, а также о наименее защищенных категориях граждан).
Однако наиболее заметным явлением стала практика расчета и предъявления сумм земельного налога к уплате собственникам помещений в жилых многоквартирных домах. Причины возможных технических и даже социальных проблем в следующем. Во-первых, знаменателен сам факт предъявления требований об уплате собственникам квартир, чего ранее никогда не было. Во-вторых, вызывает вопрос этих требований. Например, для собственника двухкомнатной квартиры площадью 42 кв.м. в классической шестиподъездной пятиэтажке в центре эта сумма составит 450-600 руб. в год. В-третьих, являются достаточно трудоемкими подготовка перечня плательщиков и расчет сумм налога. Этим должны заниматься налоговые органы, чтобы предъявить требования в 2008 г. за 2007 г. В-четвертых, имеет место несоответствие отдельных положений законодательства, что может повлечь волну судебных споров о правомерности предъявления требований об уплате земельного налога. Речь идет о том, что в соответствии со ст. 388 НК РФ «налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения». Как известно, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. В то же время в соответствии с новым Жилищным кодексом собственник квартиры становится собственником общего имущества дома, в том числе земельного участка, в силу закона с 1 марта 2005 г., но не ранее даты формирования земельного участка, т.е. его межевания и постановки на государственный кадастровый учет. При этом никакой дополнительной регистрации не подразумевается. Получается, что налоговым органам надо иметь в виду факт формирования земельного участка под жилым многоквартирным домом, а также быть готовыми к полемике, что без регистрации права общей долевой собственности на земельный участок обязанности по уплате земельного налога не возникает, но возникает обязанность платить арендную плату, так как землепользование в России в любом случае платное.
Еще один, далеко не последний, аспект – это качество доведения до плательщиков данных государственного кадастрового учета, касающихся площадей земельных участков, видов разрешенного использования и собственно самой кадастровой стоимости.
Все эти проблемы лишили муниципальные образования возможности дойти до реального экономического обоснования ставок земельного налога с учетом особенностей деятельности землепользователей по видам разрешенного использования земельных участков. Тем более не получилось обеспечить логическую увязку размеров земельного налога и арендной платы.
Таким образом, принятие ставок земельного налога представительными органами местного самоуправления основывалось прежде всего на бюджетных интересах, что вполне объяснимо.