Земли для ведения личного подсобного хозяйства граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 08:56, курсовая работа

Описание работы

Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок, полученный или приобретенный ими для этих целей. Дополнительной регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
Закон "О личном подсобном хозяйстве" устранил противоречия с Земельным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым (статьи 78 и 81) личные подсобные хозяйства отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям поселений, где они фактически находятся.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Понятие и состав земель для ведения личного подсобного хозяйства граждан 5
1.1. Понятие личного подсобного хозяйства граждан. 5
1.2. Состав земель для ведения личного подсобного хозяйства граждан. 15
Глава 2. Правовой режим имущества личного подсобного хозяйства граждан 19
Глава 3. Государственная поддержка личных подсобных хозяйств граждан 22
Заключение. 26
Список использованной литературы.. 27

Файлы: 1 файл

Курсовая по Земельному праву.docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

Земли

для ведения личного  подсобного хозяйства граждан

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие и состав земель для  ведения личного подсобного хозяйства  граждан  5

1.1. Понятие личного подсобного хозяйства  граждан. 5

1.2. Состав земель для ведения  личного подсобного хозяйства  граждан. 15

Глава 2. Правовой режим имущества личного  подсобного хозяйства граждан  19

Глава 3. Государственная поддержка личных подсобных хозяйств граждан  22

Заключение. 26

Список  использованной литературы.. 27

Введение

 

Правовое регулирование  ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", другими  федеральными законами, иными правовыми  актами Российской Федерации, а также  принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства  с момента государственной регистрации  прав на земельный участок, полученный или приобретенный ими для  этих целей. Дополнительной регистрации  личного подсобного хозяйства не требуется.

Закон "О личном подсобном  хозяйстве" устранил противоречия с  Земельным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым (статьи 78 и 81) личные подсобные хозяйства  отнесены к землям сельскохозяйственного  назначения, а не к землям поселений, где они фактически находятся.

Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном  хозяйстве" для ведения личного  подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте  поселений (приусадебный земельный  участок), который имеет правовой режим категории земель поселений, и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок), который имеет правовой режим  земель сельскохозяйственного назначения.

На приусадебном земельном  участке разрешается возводить  жилые, производственные, бытовые и  иные здания, строения и сооружения с соблюдением градостроительных  регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных  и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок  используется исключительно для  производства сельскохозяйственной продукции  без права возведения на нем зданий и строений. Сооружения, например загон  для скота, оборудованное место  дойки, водопоя или мелиоративные  сооружения, навесы для защиты от дождя  и другие подобные сооружения, возводить  на нем можно.

При ведении личного подсобного хозяйства разрешается выращивать все виды сельскохозяйственных культур, включая использование теплиц без  ограничения их площади, содержать  все виды сельскохозяйственных животных, пчел и птицы без ограничения  их поголовья и количества, но с  соблюдением экологических и  санитарно-гигиенических требований (ст. 6 Закона). В случаях если гражданин  захочет разводить крокодилов или  калифорнийских червей, то ему уже  придется платить налоги, т.к. такой  вид деятельности для личного  подсобного хозяйства не предусмотрен.

Закон предписывает (п. 4 ст. 4) органам местного самоуправления установить максимальные и минимальные  размеры земельных участков, предоставляемых  из государственных и муниципальных  земель в собственность гражданам  для ведения личного подсобного хозяйства, а также предписывает субъектам Российской Федерации (п. 5 ст. 4) устанавливать максимальный размер общей площади земельных  участков, которые могут находиться у граждан одновременно на праве  собственности и (или) ином праве (праве  пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования  или праве аренды).

Глава 1. Понятие и состав земель для ведения  личного подсобного хозяйства граждан

 

1.1. Понятие личного  подсобного хозяйства граждан

 

Определение личного подсобного хозяйства имеет два важных аспекта.

Во-первых, личное подсобное  хозяйство – это форма непредпринимательской  деятельности.

Во-вторых, эта деятельность ограничивается деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и деятельностью по реализации этой продукции. Кроме того, в пункте 2 статьи 2 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" закреплено, что ведение личного  подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи  в сельскохозяйственной продукции[1].

Из этого следует, что  личное подсобное хозяйство отличается от другой формы деятельности граждан  по производству сельскохозяйственной продукции, т.е. от крестьянского (фермерского) хозяйства. Первое относится к хозяйствам потребительского типа, а второе является субъектом предпринимательской  деятельности. В отличие от фермерского  хозяйства личное подсобное хозяйство  ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи  в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и  в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

Прямо закон не устанавливает, каким может быть соотношение  доли продукции, используемой для личных потребностей гражданина и членов его  семьи, и доли товарной продукции, направляемой на реализацию. Косвенно же этот вопрос предлагается решить путем установления максимального размера общей  площади земельных участков, которые  используются личным подсобным хозяйством на любом праве (п. 5 ст. 4 Закона).

О некоммерческой (непредпринимательской) деятельности личного подсобного хозяйства  свидетельствуют многие обстоятельства. Личное подсобное хозяйство не подлежит государственной регистрации (пункты 1 и 2 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3 Закона) и не облагается подоходным налогом.

В соответствии с подпунктом 13 части первой статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются  от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые ими от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся  на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так  и продуктов их убоя в сыром  или переработанном виде), продукции  животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде. Указанные  доходы освобождаются от налогообложения  при условии предоставления гражданином  документа, выданного соответствующим  органом местного самоуправления, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена  на принадлежащем гражданину или  членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного  подсобного хозяйства.

Личное подсобное хозяйство  ведется гражданином или гражданином  и совместно проживающими с ним  и (или) совместно осуществляющими  с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи  на земельном участке, предоставленном  и (или) приобретенном для ведения  личного подсобного хозяйства.

Эта правовая норма поставила  точку в вопросе о том, кого следует считать главой личного  подсобного хозяйства и с какого возраста (как было прежде установлено  в колхозном дворе).

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих это личное подсобное  хозяйство.

Из этого следует, что  граждане сами должны определить причитающуюся  каждому из них долю в этой продукции (согласно пунктам 1 и 2 статьи 245 и пунктам 1 и 3 статьи 252 ГК РФ по соглашению между  ними либо в судебном порядке) или  владеть, пользоваться и распоряжаться  этой продукцией сообща без определения  своих долей (согласно статье 253 ГК РФ по согласию всех участников, которое  предполагается независимо от того, кем  из них совершается сделка).

Однако данные нормы гражданского законодательства входят в некоторое  противоречие с земельным законодательством. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 40 и пункту 1 статьи 41 Земельного кодекса  Российской Федерации собственник, землепользователь, землевладелец  и арендатор земельного участка  имеют право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, т.е. по земельному законодательству продукция, произведенная в личном подсобном  хозяйстве, должна быть в собственности  гражданина, которому принадлежит земельный  участок, предоставленный и (или) приобретенный  им[2].

Таким образом, законодательство допускает три вида собственности  на сельскохозяйственную продукцию, произведенную  и переработанную при ведении  личного подсобного хозяйства:

1) совместную собственность  гражданина и членов его семьи  (ст. 253 ГК РФ);

2) долевую собственность  гражданина и членов его семьи  (статьи 245 и 252 ГК РФ);

3) собственность гражданина, права которого на земельный  участок прошли государственную  регистрацию (статьи 40 и 41 ЗК РФ), или совместную собственность  этого гражданина и его супруги  (ст. 256 ГК РФ).

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное  хозяйство.

Согласно статье 44 ЗК РФ права  на земельный участок прекращаются двумя способами:

1) добровольное прекращение  прав на земельный участок;

2) принудительное прекращение  прав на земельный участок.

Добровольно права на земельный  участок прекращаются при отчуждении собственником земельного участка  другим лицам в результате совершения сделок с земельным участком:

1) договор купли-продажи;

2) договор мены;

3) внесение в складочный (уставный) капитал (фонд) хозяйственного  товарищества и общества и  в паевой фонд кооператива;

4) договор дарения;

5) подача заявления об  отказе от осуществления прав;

6) договор постоянной  ренты;

7) договор пожизненной  ренты;

8) договор пожизненного  содержания с иждивением;

9) наследование по завещанию  и по закону.

Порядок заключения договора купли-продажи регулируется статьями 549 - 558 ГК РФ и статьей 37 ЗК РФ. Продавать  можно земельный участок, прошедший  государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным  законом "О государственном земельном  кадастре" и государственную регистрацию  в соответствии с Федеральным  законом "О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Продажа земельного участка  может быть совершена как одновременно с продажей зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке, так и без их продажи. Если договором  купли-продажи зданий, строений и  сооружений не определено передаваемое покупателю право на земельный участок (собственность или аренда), к  покупателю зданий, строений и сооружений переходит право собственности  на ту часть земельного участка, которая  занята этими зданиями, строениями и сооружениями и необходима для  их использования (как правило, не менее 1,5 - 2,0 метров от стены)[3].

Порядок заключения договора мены (обмена) регулируется статьями 567 - 571 ГК РФ. К договору мены применяются  правила о купле-продаже, предъявляемые  к учету и регистрации земельного участка. По договору мены разрешается  обменять земельный участок как  на другой земельный участок, так  и на иное недвижимое имущество. Если по договору мены обмениваемое недвижимое имущество признается неравноценным, то сторонами должна оплачиваться разница  в ценах.

Порядок внесения земельного участка в качестве вклада в складочный (уставный, паевой) капитал (фонд) хозяйственного товарищества, общества, кооператива  регулируется статьями 66, 70, 83, 89, 90, 95, 99, 100, 108, 109, 116 ГК РФ.

Внесение земельного участка  в качестве вклада в складочный (уставный, паевой) капитал (фонд) влечет переход  права собственности на него к  юридическому лицу.

Порядок заключения договора дарения регулируется статьями 572 - 582 ГК РФ. Подарить земельный участок  можно любому гражданину, юридическому лицу, муниципальному образованию, субъекту Российской Федерации и Российской Федерации. Пожертвовать (подарить земельный  участок в общеполезных целях) можно  любому гражданину, лечебному, воспитательному  учреждению, учреждению социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным  учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а  также государству, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Одариваемый вправе в любое время  до передачи ему земельного участка  от дара отказаться. В этом случае договор  дарения считается расторгнутым, но если он прошел государственную  регистрацию, то и отказ от дара также  подлежит государственной регистрации. Наличие встречных обязательств или условий делает договор дарения  недействительным. Главное условие  договора дарения - безвозмездность  дарения.

Порядок добровольного отказа от осуществления права собственности  на земельный участок урегулирован статьями 225 и 236 ГК РФ, а от права  пожизненного наследуемого владения и  от права постоянного (бессрочного) пользования - пунктом 3 статьи 53 ЗК РФ.

Если гражданином подается заявление об отказе от осуществления  принадлежащего ему права собственности  на земельный участок, то такой участок  принимается на учет регистрационной  палатой Минюста России и по истечении 1 года со дня постановки земельного участка на учет орган местного самоуправления может обратиться в суд с требованием  о признании права муниципальной  собственности на этот земельный  участок. При отказе гражданина от права  пожизненного наследуемого владения или  от права постоянного (бессрочного) пользования, орган власти, предоставивший гражданину этот земельный участок, вправе сразу принять решение  об изъятии земельного участка у  отказывающегося гражданина, зачислить  земельный участок в фонд перераспределения  земель либо предоставить земельный  участок другим гражданам.

Информация о работе Земли для ведения личного подсобного хозяйства граждан