Значение, итоги и последствия земельной реформы 1861

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы является раскрытие сути, а также основных положений земельной реформы 1861 года.
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
раскрыть основные экономические предпосылки падения крепостного права;
проанализировать подготовку и проведение крестьянской реформы;
выявить политические и социально-экономические последствия реформы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Предпосылки проведения земельной реформы
Предпосылки………………………………………………………………5
Правовое положение крестьян вышедших из крепостной зависимости………………………………………………………………7
Глава II Подготовка и проведение земельной реформы
2.1 Основные элементы реформы…………………………………………….8
2.2 Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861 г……………………………………………………………………………...11
Глава III Значение, итоги и последствия земельной реформы 1861 г.
3.1Значение и итоги земельной реформы…………………………………...14
3.2 Политические и социально – экономические последствия……………17
Заключение…………………………………………………………..…….........20
Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

кр по земельному праву.docx

— 47.72 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Предпосылки проведения земельной реформы

    1. Предпосылки………………………………………………………………5
    2. Правовое положение крестьян вышедших из крепостной зависимости………………………………………………………………7

Глава II Подготовка и проведение земельной реформы

2.1 Основные элементы реформы…………………………………………….8

2.2 Основные  положения законодательных актов  реформы 19 февраля 1861 г……………………………………………………………………………...11

Глава III Значение, итоги и последствия земельной реформы 1861 г.

3.1Значение  и итоги  земельной реформы…………………………………...14

3.2 Политические  и социально – экономические  последствия……………17

Заключение…………………………………………………………..…….........20

Список используемой литературы……………………………………….......21

 

 

Введение

     В середине 19 века, Россия представляла собой сильную, мощную державу, которая не имеет слабых сторон. Однако глубокий кризис крепостнической системы разъедал государственную, экономическую, политическую систему. Я считаю, что крепостное право диктовало стране крайне медленное развитие всех систем, хотя ряд ученых не придерживаются такой точке зрения.

     Тема, выбранная мной актуальна и в данное время, так как сейчас тоже проводятся реформы, и анализ реформ 60-70-х гг. XIX в. позволяет соотнести их с реформами нашего времени, выявить недочёты и, соответственно, следствия этих недочётов, выявить влияние этих реформ на дальнейшее развитие нашей страны.

     Цель работы является раскрытие сути, а также основных положений земельной реформы 1861 года.

     В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть основные экономические предпосылки падения крепостного права;
  • проанализировать подготовку и проведение крестьянской реформы;
  • выявить политические и социально-экономические последствия реформы.

     Объектом исследования данной работы является земельная реформа 1861 года в России.

     Предметом изучения является политика, проводимая российским государством по претворению в жизнь преобразований согласно крестьянской реформе (отмена крепостного права и т.п.).

     Методы исследования и изучения, используемые в работе:

  • рассмотрение теоретического исторического материала, документальных источников по изучению земельной реформы 1861 года в России;
  • анализ полученных материалов и сведений по выбранной теме;
  • обобщение результатов в работе, выводы и заключения.

     Поставленные цели и задачи определили структуру представленной работы. Структура работы следующая – работа состоит из введения, основной части, заключения, включает список использованной литературы. Основная часть работы состоит из трех глав.

 

Глава I Предпосылки проведения земельной реформы

    1. Предпосылки

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма, опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

В конце XVIII – середине XIX в. даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне  от понимания решения крестьянского  вопроса. Однако попытки правительства  смягчить крепостное право, дать помещикам  положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения  оказались малоэффективными из-за сопротивления  крепостников. К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической  системы созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, всё больше приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое вынуждено было тратить огромные деньги на поддержку помещиков.

Объективно крепостничество  мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию  рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в  производство, повышению покупательной  способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного  права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.1

Поражение в Крымской войне  сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного  права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся  после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния  в Европе.

Таким образом, отмена крепостного  права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными  предпосылками. Эти предпосылки  также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном  деле.2

 

    1. Правовое положение крестьян вышедших из крепостной зависимости

По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого раньше помещик  мог отнять всё его достояние, а самого его продать, подарить, заложить, теперь получал не только возможность  свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключат разного рода гражданские и имущественные  сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Всё это давало больший простор  крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки  и, следовательно, складыванию рынка  рабочей силы. Однако вопрос о личном освобождении крестьян не получил еще  полного, последовательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения  продолжали сохраняться. Сохранялись  и сословная неполноправность крестьян, прикрепление их к месту жительства, к общине. Крестьянство продолжало оставаться низшим, податным сословием, которое обязано было нести рекрутскую, подушную и разного рода другие денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от чего были освобождены  привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество).3

За поведением крестьян и  обеспечения исправного отбывания  крестьянами повинностей в пользу помещика и государства отвечало крестьянское «Общественное управление». Закон 1861 г. сохранял общину, которую  правительство и помещики использовали как фискально-полицейскую ячейку в пореформенной деревне.

 

Глава II Подготовка и проведение земельной реформы

2.1 Основные элементы реформы

С момента публикации законов 19 февраля 1861 г. помещичьи крестьяне  перестали считаться собственностью – отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права – свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя и пр.

Крестьяне каждого помещичьего  имения объединялись в сельские общества. Свои общие хозяйственные вопросы  они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной старшина. Он исполнял полицейские и административные обязанности.

Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе  и та, которая находилась в пользовании  крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными».

Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.

Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками были обозначены в законе. Предлагалось оставить за крестьянами все земли, которыми они пользовались при крепостном праве. Помещики нечерноземных губерний не возражали против этого. В черноземных же губерниях они яростно протестовали. Поэтому в законе была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян оставалось почти столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен сильно уменьшенный душевой надел. При пересчете на такой надел (в некоторых губерниях, например Курской, он опускался до 2,5 дес.) у крестьянских обществ отрезались «лишние» земли. Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья – прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков эти земли. «Отрезки», сильно стеснившие крестьян, на протяжении многих лет отравляли отношения между помещиками и их бывшими крепостными.

Рано или поздно, полагало правительство, «временнообязанные» отношения закончатся, и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку – по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

В принципе, в основу суммы  выкупа должна была бы лечь доходность выкупаемых земель. В отношении черноземных губерний примерно так и было сделано. Но помещики нечерноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным. Они давно уже жили в основном не с доходов от своих бедных земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из своих сторонних заработков. Поэтому в нечерноземных губерниях земля была обложена выкупными платежами выше ее доходности. Выкупные платежи, которые правительство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве, мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты.

Опасаясь, что крестьяне  не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных. За них приходилось платить всему обществу. Крестьяне были связаны круговой порукой и прикреплены к своему наделу. 4

Помещикам-крепостникам удалось  ввести в закон еще одну поправку. По соглашению с крестьянами помещик мог отказаться от выкупа, «подарить» крестьянам четверть их законного надела, а остальные земли забрать себе. Крестьянские общества, клюнувшие на эту уловку, впоследствии горько раскаялись. Очень скоро сёла «дарственников» на своих крошечных наделах катастрофически обнищали.

 

2.2 Основные  положения законодательных актов  реформы 19 февраля 1861 г.

Манифесты являются одной  из распространенных форм законодательства. Их появление связывалось с такими чрезвычайными обстоятельствами в государстве, как восшествие на престол, провозглашение важнейших социально-экономических или политических преобразований.

Положения – являлись формой законодательного акта, определявшего деятельность государственных и частных учреждений, правовое положение отдельных сословий. Социально-экономическое положение крестьянства было определено в 19 законодательных актах, каждый из которых был посвящен какой-либо одной группе крестьянства или вопросу «Общее положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости», «Местное положение о поземельном устройстве крестьян водворенных на помещичьих землях в губерниях великорусских, новороссийских и белорусских», «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

19 февраля 1861 г. подписал, помимо  Манифеста, еще и 17 законодательных актов, касающихся отмены крепостного права в стране. Что же касается самого Манифеста, то его текст был написан известным церковным деятелем Филаретом, явно не одобрявшим реформу.

Основными (из 17-ти) законодательными актами по реформе были «Общее положение  о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Местные положения» и  «Дополнительные правила».

Если крепостное право было отменено сразу, одним законодательным актом, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулось на несколько десятилетий. По закону крестьяне получали право выкупить у помещиков свои усадьбы и, сверх того, могли по согласию со своими помещиками приобрести у них в собственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости от помещика и  назывались временно обязанными крестьянами. Когда же выкуп был произведен, то крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами - собственниками. Никакого определенного срока окончания временно обязанного положения крестьян закон не устанавливал, поэтому оно растянулось на целых 20 лет, и лишь законом 1881 г. временно обязанные крестьяне (их к тому времени оставалось уже не более 15%) были переведены на обязательный выкуп.

Информация о работе Значение, итоги и последствия земельной реформы 1861