Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:38, курсовая работа
Из года в год расширяется строительство автомобильных дорог в различных регионах нашей страны, отличающихся климатическими, рельефными и гидрологическими особенностями. Современная автомобильная дорога представляет собой сложное инженерное сооружение, предназначенное для интенсивного движения транспортных средств с большими скоростями при обеспечении безопасности движения.
Введение........................................................................................................................2
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ........................................................................................2
2. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ…………………………………………………………………3
2.1.Подводящий канал.….............................................................................................3
2.1.1.Определение нормальной глубины…..…....................…..................................3
2.1.2.Определение критической глубины...................................................................4
2.1.3.Определение критического уклона.….................................………..................6
2.1.4.Расчёт канала гидравлически наивыгоднейшего профиля(поперечного сечения)..........................................................................................................................6
2.1.5.Определение скорости течения в канале….......................................................9
2.2.Быстроток…............................................................................................................9
2.2.1.Определение критической глубины..….…......................................................10
2.2.2.Определение критического уклона…………………......................................10
2.2.3.Определение нормальной глубины ……………………………….................10
2.2.4.Расчёт кривой свободной поверхности на быстротоке ................................11
2.2.5.Построение кривой свободной поверхности на водоскате быстротока…. .12
2.3.Отводящий канал..................................................................................................14
2.3.1.Определение гидравлических характеристик потока....................................14
2.3.2.Расчёт гидравлического прыжка......................................................................15
3.УКРЕПЛЕНИЕ РУСЕЛ........................................................................................15
4.ЭКОЛОГИЯ ДОРОЖНЫХ ВОДОПРОВОДЯЩИХ СООРУЖЕНИЙ .......16
Библиографический список …..………………………………….........................18
Малые каналы дорожного и аэродромного водоотвода целесообразно проектировать с гидравлически наивыгоднейшим сечением.
Для трапецеидального канала гидравлически наивыгоднейшего сечения относительная ширина βгн=b/h определяется по формуле
При заданной площади живого сечения ω и уклона i0 расход Q0 , средняя скорость течения V, гидравлический радиус R будут наибольшими, а смоченный периметр χ— наименьшим. Гидравлический радиус трапецеидального канала при этом равен Rгн=h/2, т.е. равен половине глубине канала.
Графоаналитический способ для определения гидравлически наивыгоднейшего сечения, т.е. hгн и bгн .
Таблица 2.3
h |
||||||
h1 |
0,9 |
0,55 |
1,71 |
0,45 |
33,02 |
1,69 |
h2 |
1,0 |
0,61 |
2,11 |
0,50 |
34,87 |
2,33 |
h3 |
1,1 |
0,67 |
2,55 |
0,55 |
34,65 |
2,94 |
Q0 = 2,9 м3/с
hгн =1,09 м (по рис. 3)
Рис. 3
2.1.5. Определение скорости течения в канале
Средняя скорость по живому сечению в канале, м/с, υ определяется из формулы
где ω — площадь живого сечения, в котором необходимо определить скорость.
Как правило, скорость необходимо знать, чтобы выяснить, является она размывающей или нет.
Вывод: дополнительного укрепления не требуется, так как при m=1,5 – грунт песчано-гравелистый, допускаемая скорость которого , при n=0,025 – габионовая кладка, допускаемая скорость которого
2.2. Быстроток
При значительных
расходах воды, больших уклонах и
наличии в воде твёрдых включений
при благоприятных
Быстротоком называют искусственное сооружение (русло) с уклоном больше критического ( i0> ik).
Гидравлический расчёт быстротока сводится к расчёту входной части, лотка быстротока (водоската) и выходного участка.
Уклон для входного участка принимают равным уклону дна подводящего канала. Глубина в конце входной части (на изломе) hизл принимается равной критической hк.
При высоких
скоростях течения на быстротоке
поток захватывает пузырьки воздуха,
и в результате этого образуется
водно-воздушная смесь. Это явление
(аэрации) приводит к увеличению глубин,
что необходимо учитывать в расчётах.
Коэффициент шероховатости
где а — коэффициент аэрации, зависит от значения уклона быстротока i0 :
Таблица 2.4
а |
1,33 |
1,33-2,00 |
2,00-3,33 |
i0 |
0,1-0,2 |
0,2-0,4 |
0,4-0,6 |
2.2.1. Определение критической глубины
Для прямоугольного сечения (m=0) hк можно определить по формуле
где q — удельный расход , м2/с,
где b — ширина лотка быстротока, принятая равной ширине понизу в подводящем канале.
2.2.2. Определение критического уклона
2.2.3. Определение нормальной глубины
м3/с
Таблица 2.5
Расчётные формулы |
Ед.изм. |
Назначаемые и определяемые величины | |||
h1 |
h2 |
h3 | |||
h |
м |
0,2 |
0,40 |
0,60 | |
|
м2 |
0,2 |
0,40 |
0,60 | |
|
м |
1,40 |
1,80 |
2,20 | |
|
м |
0,14 |
0,22 |
0,27 | |
|
м0,5/с |
34,83 |
36,92 |
37,73 | |
|
м3/с |
2,61 |
7,19 |
12,46 |
(по рис. 4)
Рис.4
Вывод: на быстротоке нормальная глубина меньше критической глубины < , заданный уклон сооружения больше критического уклона > , следовательно, состояние потока бурное.
2.2.4. Расчёт кривой свободной поверхности на быстротоке
Метод В.И. Чарномского расчёта кривой свободной поверхности на водоскате быстротока.
1) hn - последняя глубина на быстротоке принимается на 5% больше нормальной глубины, т.е. Промежуточные глубины рекомендуется задавать с интервалом 0,1 м;
2) т.к. Лоток прямоугольной формы и коэффициент откоса m=0;
3) т.к. Лоток прямоугольной формы и коэффициент откоса m=0;
4)
5) где Rn и Rn+1 — гидравлические радиусы, соответствующие соседним глубинам;
6) где na — коэффициент шероховатости с учётом аэрации потока;
7) где Сn и Сn+1 — коэффициенты Шези, соответствующие соседним глубинам;
8) где Q0 — заданный расход воды, поступающий из подводящего канала;
9) де υn и υn+1 — соседние скорости в соседних сечениях;
10)
11) где Э — удельная энергия соответствующих сечений;
12) где Эn и Эn+1 — удельные энергии соседних сечений, причём в последующем сечении для данного типа кривой спада удельная энергия сечения больше, чем в предыдущем;
13)
14) l1=0, т.к. Расчёт кривой свободной поверхности начинается с точки излома дна; последующие числовые значения длин l2,l3,... определяются путём наращивания, а именно: l2=l1+Δl1, l3=l2+Δl2 и т.д.
Таблица 2.6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 | |
0,98 |
0,98 |
2,96 |
0,33 |
42,17 |
2,96 |
1,47 |
0 | |||||||
0,325 |
42,04 |
3,09 |
0,017 |
0,01 |
0,097 |
|||||||||
0,90 |
0,90 |
2,80 |
0,32 |
41,91 |
3,22 |
1,48 |
0,097 | |||||||
0,315 |
41,78 |
3,43 |
0,021 |
0,06 |
0,61 |
|||||||||
0,80 |
0,80 |
2,60 |
0,31 |
41,64 |
3,63 |
1,54 |
0,707 | |||||||
0,30 |
41,37 |
3,89 |
0,030 |
0,12 |
1,33 |
|||||||||
0,70 |
0,70 |
2,40 |
0,29 |
41,09 |
4,14 |
1,66 |
2,037 | |||||||
0,28 |
40,80 |
4,49 |
0,043 |
0,25 |
3,25 |
|||||||||
0,60 |
0,60 |
2,20 |
0,27 |
40,51 |
4,83 |
1,91 |
5,29 | |||||||
0,255 |
40,04 |
5,50 |
0,074 |
0,69 |
15,00 |
|||||||||
0,47 |
0,47 |
1,94 |
0,24 |
39,56 |
6,17 |
2,60 |
20,29 |
2.2.5. Построение кривой свободной
поверхности на водоскате
Кривая свободной поверхности строится в виде графика с вертикальной осью глубин и горизонтальной осью длин.
На графике обязательно указываются линии критических К-К и нормальных N-N глубин.
Рис.5
2.3. Отводящий канал
Для защиты от размыва низового откоса земляного полотна дороги и выходной части водопропускного сооружения часто устраивают водоотводные искусственные русла, по своей конструкции, мало отличающиеся от подходных русел. Вода, выходящая из отверстия сооружения, часто обладает ещё большей энергией, т.е. Повышенной против его естественного состояния разрушительной силой. Если не предусмотреть специальных мер, отводные русла на выходе из сооружения сильно размываются, что иногда приводит к авариям сооружений.
Мерами
против размывов водоотводных русел, т.е.
Способами гашения энергии
Известно много различных способов гашения энергии потока. Наиболее распространенные из них:
2.3.1. Определение гидравлических характеристик потока
Определение нормальной глубины
м3/с
(по рис. 5)
Рис. 6
Определение критической глубины
=
Определение критического уклона
=
Вывод: в отводящем канале нормальная глубина больше критической глубины > , заданный уклон сооружения меньше критического уклона < ; состояние потока спокойное.
При смене уклонов на возникает гидравлический прыжок.
2.3.2. Расчёт гидравлического прыжка
Явление скачкообразного перехода бурного потока с глубиной меньше критической в спокойное состояние с глубиной больше критической называется гидравлическим прыжком.
Расчёт гидравлического прыжка сводится к определению его характеристик: - первой сопряжённой глубины, - второй сопряжённой глубины, - длины гидравлического прыжка.
где q — удельный расход;
φ — коэффициент скорости, φ=0,9; - энергия, с которой поток приходит в отводящий канал, , т.е. Энергия на конце быстротока, которую можно определить из уравнения:
где - глубина на конце быстротока, определённая по кривой свободной поверхности при длине l, указанной в исходных данных; - скорость на конце быстротока, определяемая по формуле:
а) в первом приближении не учитывается в знаменателе. Тогда
м2/с
м/с
б) во втором приближении учитывается в знаменателе:
в) в третьем приближении учитывается в знаменателе:
1,0<1,01м.
Установление гасителя энергии не требуется.
Рис.7
3. УКРЕПЛЕНИЕ РУСЕЛ
При изменении уклонов, на входном
и выходном участках быстротока, на
входной части перепада скорость
потока в большинстве случаев
превосходит допустимую скорость по
грунту. В этих условиях требуется
устройство укрепления русла. Размеры
и тип укрепления назначают на
основании гидравлических расчетов
исходя из условия свободного растекания
потока на плоском дне. Исходными
данными для определения
Информация о работе Дорожные водопроводящие сооружения. Гидравлический расчет