Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:09, реферат

Описание работы

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР (1987-1991 ГГ.)

1.2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (1992- НАЧАЛО 1996гг.)

1.3. ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ (1997-1999гг.)

1.3.1. Малое предпринимательство в 1996 - начале 1999гг.: статистические данные

1.3.2. Малый бизнес в период между съездами: данные социологических опросов

2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ МП В РОССИИ

2.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МП

2.3.1. Основные проблемы в области финансирования малого бизнеса

2.3.2. Государственная финансовая поддержка МП

2.3.3. Кредиты банков

2.3.4.Новые формы кредитных организаций

2.3.5.Альтернативные источники привлечения средств

2.3.6. Ресурсосберегающие формы привлечения средств

2.3.7. Другие источники привлечения средств

2.4. СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.5. ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

2.6. САМООРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

2.6.1. Система общественных объединений

2.6.2. Задачи общественных объединений

2.6.3.Предприниматели и общественные объединения

2.6.4.Государство и объединения предпринимателей

2.6.5. Политика и объединения предпринимателей

2.6.6. Пути развития объединений предпринимателей

2.7. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ МАЛОМ БИЗНЕСЕ

2.8. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.8.1. Основные направления и задачи

2.8.2. Результаты реализации программ

2.8.3. Программы, предусматривающие поддержку малого предпринимательства

2.8.4. Межгосударственные программы поддержки малого предпринимательства в Содружестве Независимых Государств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕxfcnm 2.docx

— 198.78 Кб (Скачать файл)

 

Так, пожарные инспекции чаще всего наведываются на “старые”, созданные в ходе приватизации предприятия, с числом занятых свыше 50 чел., как правило, на промышленные предприятия, а также на предприятия сферы услуг и сельскохозяйственные.

 

Санитарно-эпидемиологические станции доставляют беспокойство чаще “молодым” предприятиям, созданным в ходе приватизации или реструктуризации, с числом занятых свыше 50 чел., действующим в общественном питании, сельском хозяйстве и розничной торговле.

 

Работники налоговых органов особенно “любят” стартующие и “молодые” предприятия, а также приватизированные и созданные путем реструктуризации, практически независимо от успешности их финансово-хозяйственной деятельности, с числом занятых от 50 чел., занимающиеся общественным питанием и розничной торговлей. (Отметим, что по действующим ныне нормативным актам налоговые органы не имеют права проверять юридические лица чаще одного раза в год - между тем, примерно треть опрошенных отметила, что их посещают значительно чаще.)

 

Органы милиции особенно часто жалуют своим вниманием приватизированные предприятия, микрофирмы и предприятия с числом занятых от 11 до 50 чел., принадлежащие к сферам общественного питания, розничной торговли и услуг.

 

Наконец, рэкетиры особенно назойливы в отношении “молодых” предприятий и впервые зарегистрированных, а также созданных путем изменения организационно-правовой формы прежде существовавшего предприятия (зачастую пытающихся скрыться таким образом от кредиторов), микрофирм или предприятий с числом занятых от 11 до 50 чел. в сфере услуг, розничной торговли, общественного питания, а также туристического бизнеса. (Таким образом, на “попечении” у милиции и рэкетиров - примерно один и тот же круг малых фирм.)

 

В целом наиболее заметным грузом разного рода проверки ложатся на “молодые” предприятия общественного питания, розничной торговли и услуг. Именно для них это выливается в дополнительные расходы времени и средств, которые приходится покрывать из “черной кассы”.

 

2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МП

 

Любой развивающийся бизнес нуждается в определенных финансовых средствах. Для российского МП в целом вопросы поиска источников финансирования и инвестиций не только не теряют своей актуальности, а наоборот, приобретают все более критический характер.

 

2.3.1. Основные проблемы  в области финансирования малого  бизнеса

 

Анализ результатов проведенных выборочных обследований деловой активности МП в промышленности, строительстве и розничной торговле показывает, что три четверти опрошенных предпринимателей считают одним из основных факторов, ограничивающих рост производства на малых промышленных предприятиях, недостаток денежных средств. Дефицит средств для инвестиций - ключевая проблема развития примерно каждого третьего предприятия, на недостаток денежных оборотных средств указали каждые восемь из десяти опрошенных.

 

Обычная для Запада практика финансирования малого бизнеса, а также практикуемая там государственная поддержка предпринимательства в силу разных причин не адекватны российским условиям.

 

История развития МП в западных странах насчитывает не одно десятилетие. Уже сложилось и успешно развивается весьма монолитное, сбалансированное в отраслевом плане и отвечающее рыночными потребностями ядро предпринимательства. В условиях стабильного экономического и правового поля оно относительно слабо подвержено воздействиям внешней экономической среды. Именно вокруг этого ядра постоянно возникают и исчезают новые малые предприятия и компании. Самые перспективные и жизнеспособные из них в конечном итоге также находят свое место на рынке и вливаются в это ядро.

 

Результаты деятельности малых предприятий (обычно семейных и передающихся по наследству) материализовались в различных объектах собственности (домах, квартирах, офисных и производственных помещениях, оборудовании, предприятии и т.п.). стоимость которых из поколения в поколение прирастала. Помимо того, создавался определенный капитал в виде банковских накоплений и ценных бумаг. Эти активы ликвидны на финансовом рынке западных стран и являются гарантийной (залоговой) базой для финансовой и, прежде всего, кредитной поддержки малого бизнеса. Дополняет общую картину тот факт, что богатые западные страны выделяют существенные средства на оказание прямой финансовой поддержки субъектам МП в виде дотаций, безвозвратных субсидий, беспроцентных и льготных кредитов.

 

В России сложилась совершенно иная ситуация. Несмотря на то, что МП стало важным элементом экономической системы страны, непродолжительная история его существования и весьма скромные результаты развития пока не позволили создать сектор, аналогичный западному, по значимости для экономики.

 

Российская предпринимательская среда неоднородна. Но, тем не менее, условно можно выделить три основные группы малых предприятий, отличающихся своими возможностями в привлечении финансовых средств.

 

К первой группе относятся наиболее успешные предприятия, имеющие историю развития, стабильное финансовое положение и перспективы роста. Они обладают достаточными возможностями для решения финансовых проблем за счет собственных (внутренних) источников или средств партнеров и учредителей. Эти предприятия (или их владельцы) являются собственниками имущества производственного и непроизводственного назначения, под залог которых в случае необходимости могут выделяться кредиты коммерческих и государственных банков. Немаловажно и то, что эти предприятия имеют солидный опыт и навыки применения различных технологий поиска финансовых ресурсов. Поэтому они пытаются минимизировать затраты на привлечение средств и не заинтересованы в получении средств на тех условиях, которые предлагают в настоящее время банки, из-за высоких процентных ставок и краткосрочности кредитования. Этот источник финансирования используется, в крайнем случае, для высокоэффективных проектов при отсутствии других возможностей.

 

Вторая группа наиболее многочисленна и объединяет предприятия, прошедшие стадию становления, но испытывающие в той или иной степени дефицит ресурсов для своего функционирования и развития. Они заинтересованы в привлечении финансовых средств для решения различных тактических и стратегических задач, но их возможности ограничены недостатком имеющихся у них залогов и гарантий.

 

К третьей группе относятся убыточные и малорентабельные предприятия с нестабильным финансовым положением, отягощенные долговыми обязательствами, а также недавно созданные, только начинающие свою деятельность. Эти предприятия не обладают свободными средствами и реальными залогами. Для них не существует и отлаженной системы гарантий и страхования инвестиционной деятельности. Политическая, экономическая и правовая нестабильность не стимулирует представителей малых предприятий при финансовых затруднениях закладывать для получения банковских ссуд вследствие чрезмерного риска то единственно ценное, чем они обычно владеют, - квартиры. А имеющиеся производственные активы обычно малоликвидны; помещения и оборудование морально устарели, физически изношены и требуют больших дополнительных инвестиций для запуска эффективного производства. В итоге возможности для поиска финансовых средств у данной группы малых предприятий предельно сужены.

 

В целом наиболее доступным источником развития для подавляющего большинства малых предприятий являются внутренние ресурсы, лишь четверть субъектов МП пользуется внешними источниками. Проведенные опросы показывают, что первое место среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности малых предприятий - их отметили 6796 всех участников опроса. Второе место занимает другой внутренний источник - личные средства учредителей малых предприятий (21,7%). Третье место занимает частный кредит, которым пользуются 17,9% малых предприятий. Прочие источники используют 10-15% предприятий. При этом свыше 20% опрошенных руководителей МП указывали на отсутствие возможности для развития своих предприятий.

 

Анализ источников финансирования в различных отраслях показал, что инвестиционными кредитами чаще всего пользовались малые предприятия в сельском хозяйстве и на транспорте, предполагают пользоваться - посреднические фирмы и также производители сельскохозяйственной продукции. Малые предприятия здравоохранения прибегали к услугам банков реже, чем малые предприятия других отраслей, и впредь намерены делать это значительно реже, чем другие. Малые предприятия сферы услуг почти не получали инвестиционных кредитов коммерческих банков. Впредь рассчитывают на их получение малые предприятия научной сферы, а реже всего планируют прибегать к кредитованию инвестиций через коммерческие банки малые предприятия сферы туризма, спорта и т.п. вследствие меньшей потребности в этом, обусловленной работой с большими суммами наличных денег.

 

Коммерческий кредит со стороны крупных партнеров был до сих пор наиболее доступен посредническим фирмам, а наименее - малым предприятиям в сфере науки. Но именно они намерены чаще других пользоваться этим источником впредь, реже других - малые предприятия общественного питания. Инвестиционные ресурсы от малых фирм-партнеров чаще других получали посреднические фирмы, значительно реже - малые предприятия в сельском хозяйстве и здравоохранении, в дальнейшем планируют использовать их интенсивнее других малые предприятия в научной сфере, реже прочих - на транспорте. Инвестиционные кредиты физических лиц использовали чаще других малые предприятия в общественном питании (почти каждое второе предприятие), реже - в сельском хозяйстве. Впредь рассчитывают на этот источник финансирования инвестиций несколько чаще малые предприятия научного профиля, реже прочих - туристические фирмы. Самофинансирование было уделом почти двух третей малых предприятий в сфере услуг и научной деятельности, гораздо реже вынуждены были прибегать к нему посреднические фирмы; финансировать инвестиции из этого источника по-прежнему чаще других предполагают малые предприятия научного профиля, реже - общественного питания.

 

По источникам пополнения оборотных средств в межотраслевом сопоставлении наблюдается картина, схожая с практикой инвестиционного финансирования. И здесь наиболее частыми клиентами банков становятся сельскохозяйственные и посреднические предприятия, а наименее - малые предприятия в сфере услуг, а вот в перспективе на получение кредитов чаще рассчитывают посреднические фирмы и малые предприятия в научной сфере. В коммерческих банках чаще получали кредиты малые предприятия в сельском хозяйстве и в научной сфере, реже всего - туристические фирмы (они, как и малые предприятия в строительстве и сфере услуг, реже прочих рассчитывают на их получение и впредь).

 

Наконец, самофинансирование оборотных средств - наиболее распространенная практика в туризме и здравоохранении (около двух третей фирм пользуются преимущественно внутренними источниками их пополнения), наименее - на транспорте; однако, скорее всего, именно среди малых транспортных фирм доля самофинансирующихся будет самой высокой, тогда как менее всего рассчитывают на собственные силы малые предприятия общественного питания.

 

Можно констатировать, что финансовый кризис августа 1998 г. привел к обострению проблем МП, отразившись как на возможностях внутреннего пополнения оборотных средств, так и (в меньшей степени) на финансировании инвестиций вследствие снижения платежеспособного спроса, роста издержек производства. Увеличилось количество предприятий, у которых наблюдаются тенденции к ухудшению показателей деятельности и финансового положения.

 

В то же время в банковском и инвестиционном секторах накоплены большие ресурсы, однако малый бизнес не в состоянии переключить на себя основные финансовые потоки. Несмотря на достаточно большое количество предлагаемых предпринимателями перспективных для финансирования проектов, они не представляют собой товарный продукт для продвижения на рынке капиталов, а являются “полуфабрикатом”, который не находит своего инвестора или кредитора по следующим причинам:

 

низкое качество подготовки бизнес-плана,

финансовая несостоятельность предприятий - соискателей инвестиций,

отсутствие гарантий и залогов,

неоптимальные схемы реализации проектов,

отсутствие у предприятий информации о потенциальных источниках и технологиях финансирования,

незнание принципиальных требований инвесторов и “правил” поведения на рынке капиталов и др.

В связи с этим у финансирующих структур создается иллюзия отсутствия проектов, в которые можно вложить /деньги. Предлагая некачественные и поэтому бесперспективные для инвестирования проекты, предприниматели теряют время, средства, силы, желание и импульс к их дальнейшей реализации. Воспользоваться же консалтинговыми услугами по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов малым предприятиям, как правило, не позволяют средства.

 

Вектор государственной политики в инвестиционной сфере был и пока остается направленным на децентрализацию инвестиционных вложений, сохраняется важность собственного капитала для финансирования развития бизнеса.

 

В итоге весьма ограниченные внутренние финансовые возможности малого бизнеса, недостаточная государственная поддержка этого сектора экономики, низкая активность инвесторов, использование в последние годы преимущественно западных моделей и схем кредитования малого бизнеса, как показала практика, не позволили сформировать многочисленный слой предпринимателей. Лишь немногие малые предприятия имеют собственные достаточные источники финансирования и возможности для привлечения средств.

 

В настоящее время для успешного привлечения финансовых средств в малый бизнес (как отечественных, так и иностранных) как одного из важнейших условий дальнейшего развития сферы МП необходимы финансовые механизмы и технологии поддержки предпринимательства, соответствующие мировой практике, но при этом адаптированные к российским условиям.

 

Следует задействовать весь арсенал технологий привлечения в сферу МП финансовых средств. Очевидно, что на эффективность и состав технологий окажут влияние региональные и структурные особенности, социальные и экономические приоритеты, уровень развития рыночной инфраструктуры, степень поддержки местных органов власти. Примером может послужить Москва, где созданы наиболее благоприятные условия для развития МП.

Информация о работе Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом