Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:09, реферат
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР (1987-1991 ГГ.)
1.2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (1992- НАЧАЛО 1996гг.)
1.3. ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ (1997-1999гг.)
1.3.1. Малое предпринимательство в 1996 - начале 1999гг.: статистические данные
1.3.2. Малый бизнес в период между съездами: данные социологических опросов
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ МП В РОССИИ
2.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МП
2.3.1. Основные проблемы в области финансирования малого бизнеса
2.3.2. Государственная финансовая поддержка МП
2.3.3. Кредиты банков
2.3.4.Новые формы кредитных организаций
2.3.5.Альтернативные источники привлечения средств
2.3.6. Ресурсосберегающие формы привлечения средств
2.3.7. Другие источники привлечения средств
2.4. СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.5. ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.6. САМООРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.6.1. Система общественных объединений
2.6.2. Задачи общественных объединений
2.6.3.Предприниматели и общественные объединения
2.6.4.Государство и объединения предпринимателей
2.6.5. Политика и объединения предпринимателей
2.6.6. Пути развития объединений предпринимателей
2.7. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ МАЛОМ БИЗНЕСЕ
2.8. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.8.1. Основные направления и задачи
2.8.2. Результаты реализации программ
2.8.3. Программы, предусматривающие поддержку малого предпринимательства
2.8.4. Межгосударственные программы поддержки малого предпринимательства в Содружестве Независимых Государств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
-
35,7
35,2
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
4,1
4,0
2,2
2,7
Народное образование; культура и искусство
2,7
3,3
2,0
1,2
Наука и научное обслуживание
51,1
43,8
29,2
35,9
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
-
-
9,95
8,3
Таким образом, основные параметры развития российского малого бизнеса (численность малых предприятий и отраслевая структура) в 1996-1998 гг. - с учетом изменения критериев отнесения предприятий к малым - в целом оставались стабильными либо уменьшились (численность занятых). Некоторое увеличение количества малых предприятий и численности занятых в 1997 г. по сравнению с 1995-1996 гг. едва превышало пределы допустимой статистической ошибки и не изменило общей тенденции, которая прослеживалась и в кризисном 1998г.
Доля малых предприятий в основных показателях развития экономики остается скромной; по данным официальной статистики, она даже сокращается (например, доля малых предприятий в совокупной прибыли по народному хозяйству). Тем не менее, относительная прибыльность сектора малого бизнеса даже в этих условиях остается более высокой, чем крупных предприятий
Таблица 6
Доля прибыли (убытка) малых предприятий в общем объеме прибыли (убытка) по отраслям российской экономики
(TACISSMEKUS 9501. Состояние малого предпринимательства по итогам 1997 г., с. 16)
Отрасль
Доля прибыли (убытка) малых предприятий, %, 01.01.97-01.07.97 г.
01.01.97г.
1 01.07.97г.
Всего
26,14
14,12
В том числе:
Промышленность
6,52
2,43
Транспорт
2,67
1,17
Связь
1,80
3,23
Строительство
56,52
38,77
Торговля и общественное питание
107,16
377,78
Материально-техническое снабжение и сбыт
45,78
18,82
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
299,49
220,79
Непроизводственная сфера бытового обслуживания населения
Нет данных
Нет данных
Наука и научное обслуживание
35,97
30,48
Таблица 7
Доля убыточных предприятий в общем числе предприятий
(TACIS SMERUS 9501. Состояние малого предпринимательства по итогам 199 г., с.17)
Отрасль
Крупные и средние предприятия, %
Малые предприятия, %
Промышленность
47,2
21,6
Строительство
41,0
19,2
Транспорт
59,4
18,6
Крайне неравномерным остается распределение малого бизнеса по стране - по-прежнему свыше трети малых предприятий сосредоточено в двух столицах. Среднее число малых предприятий на тысячу жителей - около 10 - примерно в 3-5 раз ниже, чем в странах Западной Европы или ряде бывших социалистических стран.
В целом ни темпы, ни характер развития сектора МП, зафиксированные данными государственной статистики, в период 1996 - 1999 гг. не отвечают представлениям об эффективной структуре конкурентной рыночной экономики: желаемого прорыва на новые рубежи не произошло.
1.3.2. Малый бизнес в период между съездами: данные социологических опросов
Углубление негативных тенденций в 1996 - 1997 гг.
Данные социологических исследований, предпринятых после I Всероссийского съезда представителей российских малых предприятий разными научными коллективами (ИСАРП, РНИСиНП и др.), в целом подтверждают и дополняют довольно безрадостную картину, складывающуюся на основании анализа статистики. Как показал, например, опрос, проведенный РНИСиНП в ряде российских регионов, ровно через год после I съезда (январь 1997 г.), негативное воздействие застарелых, но так и не решенных проблем (табл. 1) усугубилось новыми тенденциями, которые привели к заметному ухудшению ситуации. Это проявилось, в первую очередь, б резком обострении проблемы финансирования оборотных средств: значимость этой группы проблем в представлении самих предпринимателей резко повысилась. Падение с четвертого на восьмое место в рейтинге проблем, связанных с финансированием, долгосрочных капиталовложений было обусловлено тем, что в условиях недостатка средств даже для текущих потребностей проблемы капиталовложений отошли на второй план.
Кроме то го, о нарастающем неблагополучии свидетельствовали тенденция к снижению реальных доходов в сфере МП и уменьшение доли предпринимателей, намеревающихся расширять объем инвестиций.
Таблица 1
Рейтинг основных проблем в текущей деятельности российских малых предприятий (опросы РНИСиНП за соответствующие годы)
Проблема
Январь 1997г.
Февраль 1996г.
Июль 1995г.
Июль 1994г.
Неустойчивость
1
1
1
1
законодательства
Трудности сбыта
2
2
2
2
Взаимные неплатежи
3
3
5
4
Проблемы кредитования
4
7
6
7
оборотных средств
Трудности подбора квалифицированных кадров
5
5
4
6
Невыполнение договорных обязательств партнерами
6
8
7
8
Длительность банковских расчетов
7
6
8
3
Трудности финансирования капиталовложений
8
4
3
5
Анализ результатов опроса в региональном аспекте показывает, что кризисное обострение проблем сбыта и взаимных неплатежей в секторе МП уже в 1996 г. было повсеместным явлением.
Существенная региональная дифференциация в отраслевой структуре сектора МП, обусловленная местной спецификой, стала нивелироваться. По мере сглаживания региональных отклонений стали четче проявляться общие направления эволюции отраслевой структуры МП.
В течение предыдущих пяти лет (1991 -1996 гг.) обновление совокупной сферы деятельности малого бизнеса в результате пополнения сектора МП новыми предприятиями затронуло в среднем 24% предприятий малого бизнеса. Кроме того, ежегодно в среднем около 17% малых предприятий в той или иной степени меняли профиль своей деятельности, причем, в четырех случаях из пяти изменения были связаны с расширением сферы их бизнеса, а в остальных случаях - с отказом от прежних направлений деятельности (табл.2).
Динамика отраслевой структуры вновь создаваемых малых предприятий - наиболее точный индикатор изменений сравнительной привлекательности отдельных отраслей для малого бизнеса. Характер этих изменений в 1996 г. не изменился - малым предприятиям в российской экономике по-прежнему легче всего было закрепиться и выжить в сфере обращения. Если доля торговых и посреднических предприятий в общей численности регулярно опрашивавшихся малых предприятий возросла за пять лет с 28 до 45%, то в 1996 г. их доля в численности вновь созданных предприятий достигла 60% (табл. 3).
Данные опросов РНИСиНП, хотя и подтвердили вывод государственной статистики о некотором, пусть незначительном, изменении структуры МП в пользу отраслей реального сектора, но с известными оговорками. Во-первых, продолжилась тенденция сокращения числа малых предприятий производственной сферы и отраслей инвестиционного контура-, их доля в общей численности предприятий выборки упала за пять лет с 32 до 18%, а в числе предприятий, созданных в течение 1996 г., она составила всего 14%.
Во-вторых, в условиях снижения жизненного уровня населения работа непосредственно на удовлетворение потребительского спроса является малодоходной и непривлекательной для бизнеса. Неслучайно доля малых предприятий в сфере бытовых услуг, жилищного строительства и производства потребительских товаров сократилась за пять лет с 45 до 29%, причем в группе “молодых” предприятий, созданных в 1996 г., она составила всего 22%. За тот же пятилетний период доля предприятий, относящихся к сфере производства средств производства, промышленного строительства, транспорта и финансовых услуг, уменьшилась всего на два пункта - с 19 до 17%. Однако к концу периода условия для деятельности в этой сфере бизнеса тоже стали стремительно ухудшаться. В числе малых предприятий, пополнивших выборку в 1996 г., доля предприятий из этих отраслей составила всего 13%.
Таблица 2
Динамика структурных изменений в секторе МП
(опросы РНИСиНП за
Структурное изменение
Результат опроса по периодам, % от опрошенных
1992г.
1993г.
1994 г.
1995 г.
1996г.
с 1992 по 1996гг.
Создание новых предприятии
53,4
25,6
21,6
21,6
16,3
24,2
Перепрофилирование существующих предприятии
19,7
14,4
15,7
19,1
16,0
16,9
В том числе:
экспансия в новые отрасли
18,7
12,2
12,5
14,5
13,2
13,8
ликвидация старых направлений
1,0
2,3
3,2
4,7
2,9
3,1
Итого
73.1
40,0
37,3
40.7
32.3
41.1
На всем протяжении короткой истории возрождения российского МП экстенсивный рост этого сектора за счет его пополнения вновь создаваемыми предприятиями оказывал определяющее влияние на формирование отраслевой структуры малого бизнеса, причем, особенно значительным оно было в годы массовой приватизации. По мере замедления темпов роста численности малых предприятий влияние данного фактора стало ослабевать, и, вместе с тем, стало возрастать значение внутрифирменного компонента структурных сдвигов. К 1996-1997гг. влияние обоих процессов на эволюцию отраслевой структуры малого бизнеса, судя по данным опросов, практически уравнялось. В 1996г. численность выборки возросла за счет новых предприятий на 16%, и такая же часть ранее созданных предприятий изменила профиль своей деятельности, главным образом в сторону его расширения (см. табл. 3).
Таким образом, в год предыдущих президентских выборов, после I Всероссийского съезда представителей малых предприятий и состоявшегося там диалога малого бизнеса с властью в общей негативной ситуации изменений не произошло: сохранилась тенденция к падению темпов роста численности малых предприятий, а у предпринимателей усилилось стремление к сокращению объемов деятельности предприятий и инвестиций в них. К началу 1997г. развитие сектора МП достигло критической точки, когда доля предприятий с падавшей доходностью впервые превысила долю благополучно развивавшихся.
В 1997г. не произошло кардинальных изменений в структуре и степени важности наиболее острых проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в России. По-прежнему большинство опрошенных предпринимателей в качестве главных препятствий в своей деятельности указывали на нестабильность и несовершенство законодательства, трудности реализации товаров и услуг, а также на проблемы взаимных неплатежей.
Ухудшение обстановки в сфере МП проявилось в резком обострении проблем финансирования оборотных средств. Характер структурных преобразований мало изменился по сравнению с предыдущим периодом. По-прежнему преобладала тенденция бегства капитала из производственной сферы в сферу обращения. Особенно страдали предприятия, непосредственно ориентированные на удовлетворение потребительского спроса.
Таблица 3
Характер и динамика структурных изменений в секторе МП на основе внешнего роста
(опрос РИНСиНП, январь 1997г.)
Отрасль
Распределение численности малых предприятий по отраслям. %
выборка в целом на конец 1991г.
вновь созданные предприятия
выборка в целом на январь 1997г.
в 1992-1993 гг.
в 1994-1995 гг.
В 1996г.
Производство потребительских товаров
18,5
16,1
9,9
9,8
13,3
Производство средств производства
5,2
2,0
5,4
3,3
3,9
Торговля, посредническая деятельность
28,1
44,9
47,5
59,8
45,1
Финансовые услуги
5,9
4,7
4,5
4,9
5,0
Бытовые услуги
22,2
13,4
9,5
8,2
12,9
Транспортные перевозки, туризм
4,4
3,1
5,8
4,1
4,2
Информационные и интеллектуальные услуги
5,2
7,1
9,1
6,6
7,3
Промышленное строительство
3,7
4,3
3,3
0,8
3,6
Жилищное строительство
4,4
2,4
2,9
0,8
2,9
Инновационная деятельность
2,2
2,0
2,1
1,6
1,8
Год “великого перелома”: малый бизнес в 1998г.
Углубление кризисных явлений в экономике и финансовой сфере России осенью 1998 г. привело к общему обострению и заметной реструктуризации основных проблем деятельности малых предприятий. В начале 1998 г., согласно данным октябрьского (1998 г.) опроса РНИСиНП, “пятерка” наиболее сложных проблем российских малых предприятий выглядела следующим образом (табл. 4).
Та же “пятерка” после кризиса выглядела уже иначе (табл. 5). Причем, судя по абсолютным значениям приведенных показателей, в целом выросла также доля предприятий, серьезно озабоченных текущими проблемами своей деятельности.
В результате кризиса в наибольшей степени возросла значимость таких проблем, как приобретение сырья и материалов, организация сбыта, уплата налогов. Все важнейшие проблемы текущей деятельности малых предприятий - как до, так и после кризиса - можно разделить на две большие группы. Первая группа включает проблемы, в равной мере присущие основной массе предприятий, а вторая группа охватывает проблемы, важность которых различна для конкретных групп малых предприятий в зависимости от результата их деятельности и других обстоятельств.
Информация о работе Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом