Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:27, реферат
Единая транспортная система (ETC) – совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройств всех видов транспорта, объединенных системой технологических, технических, информационных, правовых и экономических отношений, обеспечивающих удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозке грузов и пассажиров. Она объединяет железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, магистральные газопроводы, городской, промышленный и электронный (линии электропередачи) виды транспорта.
Смешанное железнодорожно-речное сообщение
имеет наиболее давнюю историю. К
речным портам (пристаням) прокладывали
железнодорожные пути и образовывали
перевалочные пункты. В 1916—1917 гг. был
создан проект организации перевозок
грузов с Дальнего Востока и из
Сибири в европейскую часть страны
по железной дороге, затем водным транспортом
до Тюмени, далее железной дорогой
до Пермского узла, а оттуда по Каме
и Волге до мест назначения. Уже
в плане ГОЭЛРО была отмечена необходимость
строительства речных портов для
передачи грузов с водного транспорта
на железнодорожный. В настоящее
время этот вид сообщения обслуживается
примерно 20 судоходными акционерными
компаниями. Перевалочные операции производятся
в 60 пунктах нашей страны, 70 % которых
находятся в ее европейской части.
Развитие смешанного железнодорожно-речного
сообщения связано с ограничениями прямой
доставки из-за географического расположения
рек, освобождением производственных
мощностей железнодорожного транспорта
в сезон работы речного транспорта, использованием
железнодорожным транспортом в межнавигационный
период складов речного транспорта, сокращением
транспортных расходов в случае прямых
перевозок одним видом транспорта.
До 90 % всех перевозок в смешанном железнодорожно-водном
сообщении составляет уголь; с перевалкой
идет по рекам 30% соли и 25 % хлебных грузов.
Наибольшее распространение этот вид
сообщения получил при завозе грузов в
районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего
Востока, не имеющие прямых связей с общей
железнодорожной сетью; а также при значительной
загрузке отдельных участков железной
дороги (высоком показателе грузонапряженности).
Подобные перевозки могут быть дешевле
(если это подтверждено сравнительными
расчетами), несмотря на дополнительные
перевалки груза.
Смешанное железнодорожно-автомобильное
сообщение стало интенсивно развиваться
благодаря централизованной системе вывоза-завоза
грузов с железнодорожных станций крупными
автотранспортными организациями, особенно
при контейнерных перевозках. Этому развитию
способствовало и создание терминалов,
выполняющих распределительные функции
(центров дистрибуции), а также развитие
логистического подхода к системам доставки
по принципу «точно в срок». Разнообразие
технологий работы и автономность автомобильного
транспорта позволяют ему, особенно в
смешанном сообщении с железнодорожным
транспортом, использовать различные
транспортные схемы, прежде всего прямую
перегрузку из вагонов. Создание центров
дистрибуции при ликвидации мелких предприятий
железнодорожного транспорта и при правильной
координации работы с автомобильным транспортом
позволяют последнему перевозить грузы
по близлежащим регионам. Расстояния перевозки
и места расположения центров дистрибуции
должны быть обоснованы соответствующими
расчетами (подробнее см. гл. 6).
Автомобильно-водное сообщение связано
с вывозом грузов автомобильным транспортом
из портов и с пристаней (с судов или складов),
нерудных строительных материалов непосредственно
с причалов их добычи, овощей в контейнерах,
загружаемых на полях и затем перевозимых
водным транспортом.
Морской транспорт взаимодействует
с речным, железнодорожным и автомобильным
видами транспорта. Взаимодействие с речным
транспортом осуществляется двумя способами:
перегрузкой на речные суда непосредственно
или через склады и с помощью судов «река—море»,
т.е. более прогрессивной интермодальной
технологии. Взаимодействие с железнодорожным
транспортом осуществляется при прокладке
непосредственно на территории порта
железнодорожных путей для ускорения
процессов прямой перегрузки или через
склад. Автомобильный транспорт осуществляет
подвоз или вывоз грузов, в основном с
территории складов, а также пассажиров
— непосредственно с территории порта,
особенно при круизном обслуживании.
Воздушный транспорт взаимодействует
главным образом с автомобильным, так
как объемы перевозимых грузов незначительны.
Железнодорожные ветки и автобусные маршруты
пассажирского транспорта могут подходить
близко к зданиям аэровокзалов.
В связи с тем, что 80 % грузовых потоков
смешанного сообщения начинаются и заканчиваются
на промышленных предприятиях, встает
вопрос о взаимодействии (интеграции)
магистрального транспорта с промышленным.
В городах метрополитен взаимодействует
с железнодорожным транспортом (строятся
общие станции пересадки), а автомобильный
транспорт — с железнодорожным, авиационным,
морским и речным, подвозя пассажиров
непосредственно к зданиям вокзалов (терминалов),
часто по специальным маршрутам. В городе
автомобильный транспорт кроме самостоятельной
работы может выполнять роль подвозящего,
т. е. взаимодействующего с другими видами
городского транспорта.
Для международных перевозок по расчетам,
проведенным международной торговой организацией
ЮНКТАД, установлено, что в мире должно
быть примерно 80 мультимодальных терминальных
комплексов или центров дистрибуции с
полным набором услуг. В настоящее время
идет глобализация (укрупнение) транспортных
компаний, а также производственных фирм.
В Европе действует 20 крупных экспедиционных
и логистических центров дистрибуции
с оборотом каждого более 1,5 млрд. немецких
марок при общем обороте 100 млрд. немецких
марок. Объединяются также системы путей
сообщения, например железные дороги Германии
и Голландии и их грузовые службы для более
быстрого решения проблем взаимодействия
при прохождении товаропотока. Установлено
также, что в Европе необходимо создание
четырех железнодорожных крупных контейнерных
терминалов (в США уже создано четыре).
Глобализация идет и в системах связи:
например, на линии Роттердам —Гонконг—Нью-Йорк
— самом активном направлении международного
сообщения, прежде всего по перевозке
контейнеров.
Морской транспорт
Морской транспорт — вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.
Морским транспортом перевозится
большая часть грузов по всему
миру. Особенно это касается наливных
грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукты химической промышленности
наливом. Второе место по объему перевозок
морским транспортом занимают контейнеры. Суда-
Также к специализированным судам,
которые предназначены для
В зависимости от задач и рода
груза, суда обладают соответствующими
характеристиками, которые отражают
их автономность, грузоподъемность, методы
погрузки-выгрузки, скоростные данные;
способность противостоять
В настоящее время морской
Морской транспорт и его деятельность регулируется как национальными законами, так и международными нормативными документами, конвенциями и правилами, выполнение и соблюдение которых строго контролируется со стороны всех стран-участников, подписавших определенные обязательства.
Особенно большое внимание уделяется
экологии и безопасности мореплавания.
Учитывая тот объем груза, который
может перевезти одно судно за
один раз, морской транспорт нельзя
назвать медленным. Пример: 300000 тонн
сырой нефти за один раз может
быть перевезено из восточных портов Великобритани
Преимущества и недостатки морского транспорта
Преимущества:
Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Такой способ перевозки выбирается для снижения себестоимости транспортировки груза. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объёмов.
Недостатки:
2007 |
2008 |
2009 |
2010* | |
перегружено грузов всего, млн т |
449,5 |
454,6 |
496,4 |
525,9 |
экспортных |
349,7 |
343,9 |
384,9 |
404,2 |
импортных |
36,8 |
42,1 |
27,4 |
39,3 |
транзитных |
39,1 |
39,4 |
45,1 |
46,0 |
каботажных |
23,9 |
29,3 |
39 |
36,4 |
* 2010 г. - по данным Ассоциации морских торговых портов
|
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
перевезено грузов, млн т |
35,4 |
26 |
25,4 |
28,1 |
35,2 |
37,4 |
37 |
грузооборот, млрд ткм |
122,2 |
60,3 |
61,6 |
65 |
84,4 |
98,4 |
101 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Перевезено пассажиров, млн человек |
1,1 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
Пассажирооборот, млрд пассажиро-км |
0,12 |
0,09 |
0,06 |
0,07 |
0,07 |
0,06 |
0,06 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Доходы от перевозок грузов и пассажиров всего, млрд руб. |
20,3 |
30 |
27,2 |
грузов |
19,9 |
29,7 |
26,9 |
пассажиров |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
Прибыль, убыток (-) от перевозок грузов и пассажиров всего, млрд руб. |
1,1 |
1,9 |
-0,8 |
грузов |
1,4 |
2,3 |
-0,5 |
пассажиров |
-0,3 |
-0,4 |
-0,3 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Объем перегрузочных работ, млн т |
150,1 |
145,9 |
155,1 |
229,4 |
249,1 |
134,4 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Перевезено грузов, млн т |
116,8 |
134,2 |
139,2 |
153,4 |
150,8 |
96,9 |
Грузооборот, млрд ткм |
71 |
87,2 |
86,7 |
86 |
63,7 |
52,7 |
ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ПАССАЖИРООБОРОТ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ОРГАНИЗАЦИЙ ВСЕХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Перевезено пассажиров, млн чел. |
27,7 |
20,7 |
19,6 |
21,5 |
19,9 |
17,2 |
Пассажирооборот, млрд пассажиро-км |
1 |
0,9 |
0,9 |
1 |
0,8 |
0,8 |
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
2007 |
2008 |
2009 | |
Доходы от перевозок грузов и пассажиров - всего, млрд руб. |
39,9 |
37,9 |
32,2 |
грузов |
35,7 |
34,4 |
28,1 |
пассажиров |
4,2 |
3,5 |
4 |
Прибыль, убыток (-) от перевозок грузов и пассажиров - всего, млрд руб. |
2,5 |
0,7 |
2,9 |
грузов |
2,7 |
1,4 |
3,4 |
пассажиров |
-0,2 |
-0,7 |
-0,5 |
1. Перевозка грузов различными видами транспорта.
2. Объем погрузки основных
видов грузов на
3. Перевалка российских грузов в морских портах за 1-е полугодие 2013 года*.
Всего за 1 полугодие 2013 года перевалено российских грузов в морских портах России, Балтии и Украины 327,7 млн. т (из них: сухогрузов – 144,0 млн. т, наливных – 183,7 млн. т), что на 2,2 % больше, чем за 1 полугодие 2012 года. Объём перевалки грузов в морских портах России увеличился на 4,8% до 284,5 млн. т., внешнеторговых – на 3,9% до 268,9 млн.т.
Объём перевалки российских грузов в морских портах Балтии и Украины уменьшился на 12,4% (сухогрузов – на 18,1%, наливных – на 3,4%) и составил 43,1 млн. т.
Объём перевалки грузов в морских портах России за 1 полугодие 2013 года увеличился по сравнению с 1 полугодием 2012 года на 4,8% и составил 284,5 млн. т, в том числе сухогрузов – 119,5 млн. т (-1,9%), наливных – 165,0 млн. т. (+10,3%)
Снижение объёма перевалки сухогрузов через морские порты России обусловлено сокращением перевалки зерна в 3,6 раза до 2,9 млн.т, чёрных металлов на 17,6% до 11,6 млн.т, руды на 8,5% до 3,6 млн.т, лесных грузов на 29,6% до 2,3 млн.т, цветных металлов на 7,2% до 2,0 млн.т и металлолома на 10,3% до 1,7 млн.т.
В то же время увеличилась перевалка угля на 16,0% до 49,1 млн.т, грузов в контейнерах на 3,0% до 21,7 млн.т, минеральных удобрений на 17,0% до 6,1 млн.т, тарно-штучных на 15,5% до 2,7 млн.т и рефгрузов на 7,3% до 1,8 млн.т.
Перевалка наливных грузов увеличилась в основном за счёт перегрузки сырой нефти на 9,3% до 104,0 млн.т и нефтепродуктов на 1,8% до 54,0 млн.т.
Анализ грузооборота морских портов по направлениям показывает, что рост объёмов перевалки отмечен во всех направлениях. В экспорте - на 3,7%, в импорте – на 9,9%, в каботаже – на 23,0% и в транзите на 0,3%.
Информация о работе Транспорт - важнейшая отрасль хозяйства страны