Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:50, лекция
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. № 63 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатурой признается профессиональное сообщество адвокатов, являющееся институтом гражданского общества, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такая трактовка является официальным определением.
Законодатель указал, что адвокатура является институтом гражданского общества. Понятия «адвокатура» и «гражданское общество» имеют очень глубокое конституционно-правовое содержание, несмотря на то, что сами эти термины в тексте Конституции РФ не используются.
Если лица, совершающие нотариальные действия или в отношении которых такие действия совершаются, выдадут доверенность, то такие документы могут быть выданы по доверенности лицам, указанным в доверенности.
На нотариальную деятельность закон устанавливает определенные ограничения. Так, ст. 6 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) гласит: «Нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, и оказывать посреднические услуги при заключении договоров».
Нотариальная деятельность не является
предпринимательством в силу того,
что предпринимательство
Занимаясь научной деятельностью, нотариус повышает свои знания в области права, что способствует его дальнейшему профессиональному росту.
Деятельность нотариусов происходит
в определенных нотариальных округах,
которые устанавливаются в
Территория деятельности нотариуса может быть изменена совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Однако органом юстиции совместно с нотариальной палатой может быть установлен иной округ для ведения наследственных дел.
В тоже время совершение нотариусом
нотариального действия за пределами
своего нотариального округа не влечет
за собой признания
1. Правовые источники нотариальной деятельности.
1) основным источником любой отрасли российского права выступает Конституция Российской Федерации. В ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8), недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23); право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования (ст. 35); свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36), и иные права. Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт;
2) федеральные законы. К ним в первую очередь относятся Основы законодательства РФ о нотариате, принятые Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, в том числе совершение отдельных нотариальных действий. Статья 333.24 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий. Гражданский кодекс РФ закрепляет случаи нотариального удостоверения сделок, определяет существо конкретных нотариальных действий;
3) законы субъектов РФ Так как согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения, то по вопросам нотариата может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ;
4) нормативные акты Президента РФ Например, Положение о консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998 г., Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»;
5) постановления Правительства РФ К их числу можно отнести: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг», устанавливающее, что нотариусы при наличии у них оснований полагать, что сделки или финансовые операции, совершаемые их клиентами, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу;
6) акты федеральных органов исполнительной власти Указанные акты принимаются по целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в Основах законодательства РФ о нотариате. Так, немаловажны для нотариальной деятельности Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г., Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ от15 марта 2000 г. № 91, также Приказ Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах»;
7) согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно.
2. Финансовое обеспечение нотариальной деятельности
Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, а также другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. Государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета РФ. Таким образом, предоставленные помещения, ремонт, оплата коммунальных услуг, обеспечение оргтехникой и канцелярскими товарами, мебелью, выплата заработной платы нотариусам и сотрудникам нотариальной конторы – все это оплачивается из бюджета. Сюда же относится возмещение ущерба, нанесенного гражданам в результате незаконных действий нотариуса.
Нотариус, занимающийся частной практикой,
взыскивает тариф, равный государственной
пошлине, установленной ст. 333.24 НК РФ.
В иных случаях тариф определяется
соглашением между физическими
и (или) юридическими лицами, обратившимися
к нотариусу, и нотариусом. Все
расходы, связанные с совершением
нотариальных действий и обеспечением
сохранности документов, он оплачивает
из взимаемого нотариального тарифа;
оплачивается: аренда помещения, коммунальные
платежи, канцелярские товары, страховые
взносы, взносы в нотариальную палату,
заработная плата сотрудникам нотариальной
конторы, подоходный налог, взносы в
пенсионный фонд, фонд социального
страхования, фонды обязательного
медицинского страхования. Денежные средства,
полученные нотариусом, занимающимся
частной практикой, после уплаты
налогов, других обязательных платежей
поступают в собственность
От уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом;
2) инвалиды I и II группы – на 50 % по всем видам нотариальных действий;
3) физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований;
4) общественные организации инвалидов – по всем видам нотариальных действий;
5) физические лица – за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:
а) жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;
б) имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина РФ по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям. К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами;
в) вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством РФ об интеллектуальной собственности, пенсий.
Наследники, не достигшие совершеннолетия
ко дню открытия наследства, а также
лица, страдающие психическими расстройствами,
над которыми установлена опека,
освобождаются от уплаты государственной
пошлины при получении
6) школы-интернаты – за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах;
7) воинские части, организации Вооруженных сил РФ, других войск – за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба и иные категории граждан и организаций.
1. Порядок назначения на должность нотариуса
Общее количество должностей нотариусов определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой, как правило, исходя из количества населения, проживающего на определенной территории, и числа совершаемых нотариальных действий. Но это количество непостоянно, так как, с одной стороны, потребность на нотариальные услуги может вырасти в силу изменения экономических и иных условий либо, наоборот – уменьшиться. И, как следствие, необходимо соответственно увеличить количество нотариусов в конкретной местности либо сократить.
Должность нотариуса учреждается
и ликвидируется также
Порядок проведения конкурса определен Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97. Положение устанавливает, что целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Конкурс должен быть объявлен распоряжением территориального органа Федеральной регистрационной службы не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через 2 месяца после объявления конкурса.
Для проведения конкурса приказом территориального органа образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек из равного количества работников территориального органа Федеральной регистрационной службы и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами.
К участию в конкурсе допускаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности (далее – лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.