Алиментные обязательства лиц, привлеченных к уголовной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Институт алиментных обязательств является одним из важнейших институтов семейного права, т. к. он обеспечивает имущественные гарантии лиц, которым социально необходимы данные гарантии и предоставляет содержание нуждающимся нетрудоспособным лицам. Вопросы предоставления содержания одними членами семьи другим ее членам актуальны для любой правовой системы на любом уровне ее развития; законодательство о внутрисемейном содержании зависит от уровня развития экономики государства и от тех функций, которые государство берет на себя, регулируя отношения в семье.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ….……………………………………………...7
1.1. Правовое регулирование алиментных обязательств ……………..7
1.2. Понятие, виды и признаки алиментных обязательств …………..18
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УПЛАТЫ И ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ…………………………………………..………30
2.1 Уплата алиментов на основе соглашения..…………………………30
2.2. Порядок взыскания алиментных обязательств в судебном порядке……………………………………………………………….38
2.3 Особенности и проблемы исполнения алиментных
обязательств…………………………………………………………..51
2.4 Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение алиментных обязательств………..……………………………………….59
ГЛАВА 3. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЛИЦ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕ ННОСТИ…………………………..72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………91

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_АЛИМЕНТЫ.docx

— 162.37 Кб (Скачать файл)

 

Проанализировав третью главу дипломной работы, посвященную алиментным обязательствам лиц, привлеченных к уголовной ответственности, мы сделали ряд выводов.

 Проблема взыскания алиментных  обязательств с лиц, осужденных к лишению свободы, является очень актуальной и острой на сегодняшний день, так как  от неуплаты алиментов страдает в первую очередь большое количество детей.

При взыскании алиментов, начисляемых на заработок отбывающего наказание родителя, судебный пристав-исполнитель, подтвердив  достоверность предоставленной информации о пребывании неплательщика в местах лишения свободы, отправляет в бухгалтерию исправительного учреждения документацию с требованием, в котором предписан порядок и размер удержания задолженности по алиментам.  Взыскание алиментов с осужденных, находящихся в местах лишения свободы, производится из всего заработка и иного дохода с учетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию.

Отсутствие трудоустройства при пребывании  плательщика алиментов  в местах лишения свободы не означает «списание долгов». При освобождении должника его документы, которые предписывают взыскание алиментных выплат, снова направляются судебному приставу. В соответствии со статьей 113 СК РФ,  размер задолженности на содержание детей  за период отбывания наказания, связанного с лишением свободы, начисляется исходя из средней заработной платы в регионе, действующей на момент взыскания задолженности.

Если осужденный имеет большую задолженность и размер заработка не позволяет погасить из него долг, то для погашения задолженности допустимо обращение взыскания на вклады в сберегательные кассы и имущество в размере, необходимом для погашения задолженности.

Исходя из важности исполнительного производства судебных актов по взысканию алиментов, первостепенное значение приобретает организация трудовой занятости лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Необходимо создать надежный механизм защиты имущественного и материального положения потерпевших, их прав в целом. На первый план должна выйти интеграция всех сил и средств службы исполнения наказаний и службы судебных приставов по вопросам принудительного исполнения судебных актов и решений, розыска лиц, имеющих исковые обязательства на подведомственных территориях и объектах.

Кроме того, важным фактором в реализации судебных решений в части взыскания исковых задолженностей является совместная работа органов исполнения наказания и службы судебных приставов, проводимая в едином правовом поле при наличии комплекса внутрисистемных ведомственных документов, регламентирующих вопросы взаимодействия, оценки его результатов. Данная работа должна включать в себя:

– создание механизма взаимодействия уголовно-исполнительной системы и службы судебных приставов на основе общих (основных) и специальных принципов совместной деятельности на уровне каждого субъекта федерации и страны в целом; организация в процессе взаимодействия совместного планирования деятельности с возможностью принятия комплекса совместных управленческих решений;

– анализ и оценка эффективности практических мероприятий по осуществлению взаимодействия, связанных с организацией принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, включая вопросы розыска должников и их имущества, оценка и совершенствование основных форм и методов взаимодействия; разработка научно обоснованных рекомендаций по определению критериев оценки взаимодействия ФСИН и ФССП на федеральном, территориальном и объектовом уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенное исследование в рамках поставленных задач позволяет сформулировать ряд выводов, имеющих значение для развития теории алиментных обязательств в целом и теории развития  алиментных обязательств лиц, привлеченных к уголовной ответственности в частности.

1. В настоящее время  правовое регулирование алиментных  обязательств осуществляется семейным  законодательством, которое основывается  на нормах Конституции РФ. СК  РФ предусмотрено, что к имущественным  и личным неимущественным отношениям  между членами семьи, не урегулированным  семейным законодательством, применяется  гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит  существу семейных отношений (ст.4 СК РФ).

Если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права, а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

2. В семейном праве Российской  Федерации алиментными обязательствами  признаются имущественные обязательства  лиц о предоставлении алиментов, возникающие в силу существующих  между ними брачных или других  семейных отношений в случаях, предусмотренных законом.

В основу легального деления алиментных обязательств положен субъектный признак. Исходя из него, семейное законодательство устанавливает следующие виды алиментов: алиментные обязательства родителей в отношении детей; алиментные обязательства детей в отношении их родителей; алиментные обязательства супругов и бывших супругов; алиментные обязательства иных членов семьи.

Алиментные обязательства имеют ряд признаков, отличающих их от гражданско-правовых обязательств по предоставлению материального содержания. Это дает основания утверждать о самостоятельном характере семейно-правового регулирования обязательств, связанных с выплатой алиментов.

3. Новое семейное законодательство предусматривает два порядка уплаты алиментов: по решению суда и по соглашению сторон. Уплата алиментов по соглашению сторон регулируется главой 16 и частично нормами главы 17 Семейного кодекса. Уплата алиментов по решению суда производится на основании глав 13—15 и 17 Семейного кодекса. Между двумя этими способами действующее законодательство проводит четкое различие. При наличии соглашения об уплате алиментов их взыскание в судебном порядке не допускается.

4. Проблема невыплаты  алиментов является одной из  чрезвычайно острых в нашей  стране, особенно в сфере обеспечения  прав и интересов несовершеннолетних  детей на достойный уровень  жизни.

Нельзя не отметить положительные изменения в российском законодательстве в отношении неплательщиков алиментов.

В соответствии Федеральным законом от 02.10. 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» расширились полномочия судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Процент по неуплате алиментов вырос в пять раз за каждый день просрочки. Раньше это был 0,1 процент.

Также с 2008 г. к неплательщикам алиментов применены ограничения при выезде за границу Российской Федерации. После введения данного ограничения были отмечены заметные выплаты по погашению задолженностей.

Во многих областях Российской Федерации проводились совместные рейды сотрудников ГИБДД и ФССП по проверке водительских документов у водителей личного автотранспорта, с целью выявления неплательщиков алиментов, чьи фамилии занесены в компьютерную базу данных. Отмечалась положительная практика возмещения долгов по исполнительным листам.

Судебные приставы начали выдавать направления на биржу труда, где для неработающих алиментщиков сотрудники службы занятости населения подыскивают вакансии.

Однако за период применения положений СК РФ и Закона «Об исполнительном производстве» наметились и негативные тенденции.

Сегодня не существует реального правового механизма выявления истинных доходов должника, нет повсеместной практики описи и ареста имущества должника и обращения на него взыскания.

Стоит серьезно отнестись к проблеме высокой загруженности приставов, поскольку огромное количество производств не позволяет качественно выполнять работу в отношении каждого должника; следует активно использовать все меры ответственности для должников, вплоть до привлечения к уголовной ответственности; перенимать опыт зарубежных коллег, чьи меры наказания и ответственности оказываются весьма действенными; необходимо привлекать СМИ к данной проблеме, для того, чтобы неисполнение алиментных обязательств стало порицаемо в обществе.

Также, в идеале на период розыска лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов на содержание ребенка, государство должно взять эти выплаты на себя и осуществлять их из специального фонда с последующим взысканием с должников всех расходов по содержанию ребенка.

5. За нарушение законодательства, регулирующего алиментные правоотношения, установлены различные меры юридической  ответственности в зависимости  от тяжести совершенного правонарушения. В юридической науке различают  следующие виды ответственности: семейно-правовая, гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая.

Одним из наиболее серьезных нарушений в сфере алиментных правоотношений является злостное уклонение от уплаты алиментов. Ответственность за данное преступление предусмотрена ч.1 ст.157 УК РФ.

Уголовная ответственность является самой тяжелой для плательщика мерой ответственности и может быть сопряжена с лишением родительских прав; возможна только при выплате алиментов по решению суда, предусмотрена только для родителей и детей; выполняет штрафную, воспитательную и превентивную функции и возлагается судом на основании приговора. Применение данной меры (так же, как и других) не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п.2 ст.71 СК РФ).  

6. Взыскание алиментов с лиц, привлеченных к уголовной ответственности в виде лишения свободы, производится из всего заработка и иного дохода с учетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию. Размер алиментов определяется в обычном порядке (ст. 83 СК). Отсутствие трудоустройства при пребывании  плательщика алиментов  в местах лишения свободы не означает «списание долгов».

Нововведением для организации порядка удержаний по исковым заявлениям явилось внесение изменений в ст. 107 УИК РФ. Первоочередность взыскания алиментов и возмещения вреда позволила погашать задолженность всем трудоустроенным осужденным.

Современная практика показывает, что до сих пор не выработан единый подход к реализации проблемы взыскания алиментов с лиц, привлеченных к уголовной ответственности.   В первую очередь, это полное отсутствие взаимопонимания по данной проблеме между ФСИН и ФССП (за исключением, случаев обмена статистической информацией), и второе – нежелание совместно решать проблему на государственном уровне. Речь идет о возможности нормативно-правового урегулирования вопроса об обязательном привлечении к труду осужденных, имеющих исковые обязательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, и создании законодательных предпосылок для формирования собственной производственной базы для трудоиспользования различной категории осужденных. К труду должна быть привлечена вся трудоспособная часть наших сограждан, отбывающих уголовные наказания, как в исправительных учреждениях, так и на свободе. И это должна быть государственная политика, а не только попытки территориальных органов ФСИН России в поисках работодателей и возможностей расширения собственного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Законы и иные нормативные акты

 

  1. Всеобщая декларация прав человека: принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1995. – 05 апреля. –  № 6; Российская газета. – 1998. – 10 декабря.
  2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) //Международные акты о правах человека: Сборник документов / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева.- М.: Норма, 2002. –  С. 149 - 166.
  3. Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей от 24 октября 1956 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. –  М.: Норма, 2002. –  С. 203 - 216.
  4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 января. – № 7; Российская газета. – 2008. – 31 декабря.-267.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ  (в ред. от 25.11.2013) // Российская газета. – 1996. – № 17; Российская газета. – 2013. – N 267.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Российская газета. – 1994. – № 238-239; Российская газета. – 2013. – N 249.
  7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 г, № 138-ФЗ (в ред. от 28.12.2013)// Собрание законодательства РФ. -  2002. – 18 ноября. – № 46. – Ст. 4532.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 17 июня. – № 25 – Ст. 2954.
  9. Кодекс о браке и семье РСФСР (утвержден ВС РСФСР 30.07.1969, ред. от 07.03.1995, с изм. от 29.12.1995) // Ведомости ВС РСФСР". – 1969. – № 32. –  ст. 1397 (документ утратил силу).
  10. Об исполнительном производстве: федеральный закон РФ от 02 октября 2007  № 229-ФЗ (в ред. от 28.12.2013)// Собрание законодательства РФ. – 2007. – 02 октября. – N 41. – Ст. 4849; Российская газета. – 2013. – 30 декабря. – № 295.
  11. О судебных приставах: федеральный закон РФ от 21 июля 1997 № 118-ФЗ  (в ред. 28.12.2013) // Российская газета. – 1997. – 05 августа. – № 149; Российская газета. – 2013. – 30 декабря. – № 295.
  12. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 5 августа 1998 № 118-ФЗ (в ред. 02.12.2013) // Российская газета. – 1998. – 05 августа. – № 147; Российская газета. – 2013. – 4 декабря.  – № 273.
  13. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 (в ред. от 05.10.2002) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 20 мая. – N 41. – Ст.2460.
  14. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (ред. от 17.01.2013)// Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. – 29 июля. – №31. – Ст.3743.
  15. О порядке исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов: методические рекомендации Федеральной службы судебных приставов от 10 марта 2006 г. № 12/01-2115-НВ (документ не редактировался)// Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. – 2006. – № 4.
  16. О Перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи: Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 (в ред. от 01.12.2007) // // Российская газета. – 2003. – 26 августа. – № 168; Российская газета. – 2007. – 8 декабря.  – № 276.

Информация о работе Алиментные обязательства лиц, привлеченных к уголовной ответственности