Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:15, контрольная работа
В настоящее время в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.
Американская школа «public administration» имеет общую эмпирическую направленность своих исследований. Это неудивительно, поскольку политологическая традиция в этой стране с самого начала имела эмпирическую ориентацию.
Один из основоположников классической американской школы является Л. Уайт, который утверждал, что оптимизация использования средств в административно-государственном управлении должна быть ориентирована на достижение поставленных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах.
ВОПРОС № 11
Американская школа государственного управления
В настоящее время в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.
Американская школа «public administration» имеет общую эмпирическую направленность своих исследований. Это неудивительно, поскольку политологическая традиция в этой стране с самого начала имела эмпирическую ориентацию.
Один из основоположников
классической американской школы является Л.
Уайт, который утверждал, что оптимизация
использования средств в административно-
Основное внимание в своих работах он уделял разработке рациональной структуры государственного администрирования как иерархической организации. При этом Л. Уайт рассматривал государственное администрирование в качестве универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций. Главными функциями среди них он считал планирование и организацию.
Однако классическая школа в административно-
Представители движения за человеческие отношения (или «школа человеческих отношений») попытались объяснить реальное функционирование административных служб через анализ поведения работающих в них индивидов и групп. Наиболее известными учеными этого направления в США в 20—50-е годы были Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу.
А. Маслоу разработал иерархию потребностей. В соответствии с его концепцией мотивами поступков людей являются в основном потребности не экономические (как полагали «классики»), а социальные, эгоистические, позволяющие реализовать творческие возможности, и др., которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
В 50-е годы в США
возникает новое направление
в теории административно-государственно
В русле поведенческого
подхода разработано немало единиц
анализа, которые успешно применяются
в государственном
Д. Трумэн предложил концепцию
«группы интересов», которая используется
для аналитических целей в
государственном
Наиболее интересными концепциями управления, разработанными в рамках поведенческого подхода, являются теории X и Y Д.Макгрегора и теория мотивационной гигиены Ф.Герцберга.
Д. Макгрегор полагал, что стратегия управления базируется на том, как управляющий представляет свою роль по отношению к рядовым служащим. Теория X получила название статической стратегии управления. Ее основные постулаты сводятся к следующему:
- средний служащий в силу своей природы не любит работать и при возможности стремится избежать труда;
- вследствие прирожденной неприязни к труду большую часть служащих необходимо принуждать, контролировать, направлять или угрожать им наказанием, чтобы они работали напряженно для достижения целей организации;
- средний служащий предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, сравнительно нечестолюбив и более всего предпочитает собственную безопасность.
Д.Макгрегор считал более гибкой и эффективной концепцией управления он считал теорию Y, которая получила название динамической стратегии управления. Вот ее основные положения:
- затраты физических и умственных усилий в процессе труда также естественны, как в играх или на отдыхе;
- внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами для ориентации усилий людей на достижение целей организации.
- усилия, прилагаемые служащим к достижению поставленных перед ним целей, пропорциональны ожидаемому вознаграждению за их осуществление;
- средний служащий при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней.
Д. Макгрегор предупреждал: если вы попытаетесь применить теорию Y на такой искусственной основе, вам и вашим подчиненным будет легче жить, если вы переключитесь на теорию X. Лучше эффективно применять теорию X, чем неэффективно — теорию Y.
Концепция управления Ф.Герцберга также основана на исследовании мотивов поведения людей в процессе управления. Ф. Герцберг выполнил серию исследований, предположив, что труд, приносящий служащему удовлетворение, способствует его психическому здоровью. Его концепция получила название мотивационной гигиены. Гигиена, как известно, является наукой о поддержании здоровья, но в данном случае здоровой психики и хорошего настроения в процессе работы.
Все факторы, сказывающиеся на мотивах трудового поведения, Ф.Герцберг разделил на две группы: способствующие и препятствующие удовлетворению трудом.
В первую группу вошли: трудовые успехи; признание заслуг; собственно процесс труда; степень ответственности; служебный рост; профессиональны рост.
Факторы, препятствующие
удовлетворенности служащего
Сторонники бихевиорализма, увлекшись критикой
институционально-правового метода и
подчеркивая его неспособность выявить
и измерить факторы, создающие отклонения
в поведении людей в процессе управления,
сами оказались в уязвимом положении.
Придавая первостепенное значение изучению
разного рода данных по проблемам малой
социальной важности (например, исследованию
признаков авторитарной личности), они
оставили в стороне кардинальные проблемы
административно-
Все эти обстоятельства способствовали выработке критического отношения к традиционному бихевиорализму и привели к появлению новых тенденций в государственном администрировании после второй мировой войны — «постбихевиорализму», «модернизму» и «структурному функционализму».
По мнению постбихевиоралистов, основная
задача теории административно-
Несколько другой подход
к изучению административно-
С середины 50-х годов
в теории административно-
В последние десятилетия в США большой интерес вызывает концепция организационного развития. Ее истоки можно обнаружить в разработках, посвященных подготовке и повышению квалификации управленческого персонала. В своих теоретических посылках она многое заимствует из работ А. Маслоу, М. Макгрегора, Р. Лайкерта. До сих пор в американской школе не существует общепринятого определения концепции «организационного развития». Целью организационного развития является повышение эффективности функционирования системы государственного администрирования. Это обеспечивается, помимо всего прочего, способностью административных структур быстро и своевременно адаптироваться к изменениям в социально-политическом и экономическом развитии, к переменам в структуре и методах самой системы управления.
ВОПРОС №22:
Система управления: сущность, свойства, структурные элементы
Система – это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях, составляющих целостное образование. Системные свойства социальной материи, социальных организаций изучаются в рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и методологическую функцию познания и преобразования сложных социальных систем.
Системы делятся на естественные и искусственные. К первым относятся природные, ко вторым – социальные, созданные человеком.
Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой.
В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой различаются открытые и закрытые системы. По степени сложности системы делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те из них, которые построены для решения многоцелевых задач.
Системы состоят из подсистем, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности. Совершенно очевидно, что в социальных системах поддержание их целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. Управляемая подсистема – все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. Управляющая подсистема – все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления.
Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную.
Техническая система
представляет собой пропорциональное
сочетание отдельных
Технологическая система
основана на делении деятельности,
материального и духовного
Организационная система с помощью разработки и структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.
Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.
Социальная система есть совокупность социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп.
Все системы – техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная – взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная – социально-экономическую.
Связь между управляющей
и управляемой системами
Каждая социальная система
самоуправляема. В то же время в
процессе управления она испытывает
внешние воздействия. Внешние и
внутренние воздействия в любой
системе тесно связаны между
собой и взаимно
Информация о работе Американская школа государственного управления