Американская школа государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.
Американская школа «public administration» имеет общую эмпирическую направленность своих исследований. Это неудивительно, поскольку политологическая традиция в этой стране с самого начала имела эмпирическую ориентацию.
Один из основоположников классической американской школы является Л. Уайт, который утверждал, что оптимизация использования средств в административно-государственном управлении должна быть ориентирована на достижение поставленных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ГОСУПРАВЛЕНИЕ.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

К наиболее тяжелым последствиям коррупция приводит в ходе избирательного и бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов, коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так и нанятым, которые берут пример с народных избранников) и к дискредитации института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере привлекательности страны для инвесторов.

Что же касается социальной сферы, то здесь результатами коррупции  можно назвать:

- отвлечение колоссальных  средств от целей общественного  развития (и, как следствие, обострение  бюджетного кризиса, снижение  способности власти решать социальные  проблемы);

- рост имущественного  неравенства, т.к. коррупция подстегивает  несправедливое и неправедное  перераспределение средств в  пользу узких олигархических  групп за счет наиболее уязвимых  слоев общества;

- увеличение социальной  напряженности в обществе, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране.

Экономические последствия:

1.  Расширяется теневая  экономика. Это приводит к уменьшению  налоговых поступлений и ослаблению  бюджета. Как следствие — государство  теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы  рынка, поскольку часто в выигрыше  оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить  преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

3. Замедляется появление  эффективных частных собственников,  в первую очередь — из-за  нарушений в ходе приватизации. Последствия те же, что в п.2.

4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности — при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

5.  Повышаются цены  за счет коррупционных "накладных  расходов". В итоге страдает  потребитель.

6. Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7.  Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Социальные последствия:

8.  Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

9.  Закрепляются и  увеличиваются резкое имущественное  неравенство, бедность большой  части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

10.  Дискредитируется  право как основной инструмент  регулирования жизни государства  и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.

11. Коррумпированность  правоохранительных органов способствует  укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными  группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

12. Увеличивается социальная  напряженность, бьющая по экономике  и угрожающая политической стабильности  в стране.

Политические последствия

13. Происходит смещение  целей политики от общенационального  развития к обеспечению властвования  олигархических группировок.

14. Уменьшается доверие  к власти, растет ее отчуждение  от общества. Тем самым ставятся  под угрозу любые благие начинания власти.

15. Падает престиж страны  на международной арене, растет  угроза ее экономической и  политической изоляции.

16. Профанируется и  снижается политическая конкуренция.  Граждане разочаровываются в  ценностях демократии. Возникает  угроза разложения демократических институтов.

17. Увеличивается риск  крушения нарождающейся демократии  по распространенному сценарию  прихода диктатуры на волне  борьбы с коррупцией.

Масштаб ущерба, наносимого коррупцией, поддается денежному исчислению, конечно — приблизительному. Потери от коррупции, возникающие от того, что коммерческие сделки осуществляются не на основе цен и лучшего качества товаров, а на основе взяток, "подарков", вымогательства. "По приблизительным оценкам коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг на 5-15%.

Следует обратить внимание на наиболее распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции  — государственные заказы и закупки. Для них оценки ущерба (а он, как  правило, самый значительный) проводились  чаще всего. Согласно оценкам, потери от коррупции в этой сфере часто превышают 25 % всех бюджетных затрат по этим статьям.

Теперь обратимся к  низовой коррупции. По подсчетам  экспертов общественной организации 10% всего дохода в мелком и среднем  бизнесе тратится на коррупционные  сделки. При этом на начальном этапе (регистрация предприятия и т.п.) расходы существенно выше. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг. Добавим к этому слабо изученную и практически не контролируемую коррупцию внутри предприятий и негосударственных организаций, которая также снижает эффективность экономики.

Из сказанного выше важно  увидеть — насколько рентабельными  могут оказаться вложения в серьезную осмысленную деятельность по систематическому ограничению коррупции.

Часть 2:  Меры по устранению коррупции:

Являясь глобальной проблемой  современности, коррупция сегодня  в той или иной степени существует во всех странах мира. Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам. Поэтому проблеме  борьбы с коррупцией в Республике Беларусь уделяется достаточно много внимания.

В республике сформировалась определенная система организации  борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

  1. разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы; 
  2. организация работы всех государственных органов по реализации  действующего антикоррупционного законодательства,  их  взаимодействию в этой сфере;
  3. создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
  4. образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией;
  5. обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией посредством создания специальных информационно-аналитических и криминалистических центров, освещения данной проблематики в СМИ  и др.

Принимаемые государством меры позволили значительно усилить  антикоррупционную направленность законодательства, определить основные направления и формы предупреждения коррупции.

Вместе с тем, внедряясь  в различные сферы экономики  и общества, приобретая новые криминологические  характеристики, коррупция продолжает оказывать деструктивное влияние  на устойчивое социально-экономическое  развитие государства и поэтому остается серьезной угрозой его национальной безопасности. В связи с этим принятие Указа Президента Республики Беларусь от 23.09.2010 N 485 "О Государственной программе по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010 - 2012 годы" обусловлено необходимостью продолжения эффективной реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией.

Функции координатора Государственной  программы возложены на республиканское  координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, которое:

- координирует деятельность  государственных органов и иных  организаций по выполнению мероприятий  Государственной программы;

- осуществляет взаимодействие  с государственными заказчиками  Государственной программы в  ходе реализации ее мероприятий;

- ежегодно до 15 марта информирует Президента Республики Беларусь о ходе выполнения Государственной программы за прошедший год.

Координационное совещание  по борьбе с преступностью и коррупцией является постоянно действующим  межведомственным органом по координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, противодействие экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, распространению наркомании и борьбу с коррупцией, и деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией.

Председателями координационных  совещаний являются Генеральный  прокурор Республики Беларусь и нижестоящие  прокуроры территориальных и специализированных прокуратур. В состав координационных совещаний на правах членов входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, руководители государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией.

Специальные подразделения  по борьбе с коррупцией и организованной преступностью  создаются в органах  прокуратуры, внутренних дел, государственной  безопасности по решению соответственно Генерального прокурора Республики Беларусь, Министра внутренних дел Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

Законом также конкретно  определены и иные государственные  органы и организации, участвующие  в борьбе с коррупцией. Таковыми являются:

- Комитет государственного  контроля и его органы;

- Государственный таможенный  комитет и таможни; 

- Государственный пограничный  комитет и его органы пограничной  службы;

- Министерство по налогам  и сборам и его инспекции; 

- Министерство финансов и его территориальные органы;

- Национальный банк  Республики Беларусь, другие банки. 

Все государственные  органы и иные организации участвуют  в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь, посвященное противодействию коррупции, постоянно совершенствуется. В нем находят отражение не только нормы, устанавливающие уголовную ответственность за криминальные проявления коррупции, но и направленные на предотвращение данного явления.

С учетом изменившихся условий  и накопленного практического опыта  противодействия коррупционным  проявлениям данный Указ не направлен  на борьбу с конкретными коррупционными проявлениями, а носит системообразующий  «рамочный характер» и в большей степени регулирует вопросы предупреждения коррупции. Так, Указом определены основные принципы и система мер по борьбе с коррупцией, среди которых такие меры, как:

- установление ограничений,  а также специальных требований,  направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц;

- обеспечение правовой  регламентации деятельности государственных  органов и иных организаций,  государственного и общественного  контроля и надзора за этой  деятельностью;

- совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения  деятельности   государственных  органов  и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством, и другие.

- Прокуратура Республики  Беларусь определена ответственной  за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем, она наделена  особыми полномочиями.

Наряду с Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.2010 N 485 "О  Государственной программе по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010 - 2012 годы" основными нормативными правовыми актами, направленными  на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем», «О борьбе с организованной преступностью» и др.

Информация о работе Американская школа государственного управления