Анализ экономической эффективности законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать эффективность законов с точки зрения экономики. Дать понятие экономической эффективности.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение эффективности законов, как экономической категории в современных условиях.
2. Исследовать экономическую эффективность закона на примера закона «Об электроэнергетике».
3. Изучить теоретические основы эффективности в экономике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВЫХ НОРМ……………………….......................7
2…ПРИМЕНЕНИЕ…ЭКОНОМИЧЕСКОЙ…ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОВ……………………………………………………………….................13
3…ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАКОНА «ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»……………………………………………………….18
3.1..Экономическая эффективность модели, зафиксированной законом……………………………………………………………………………20
3.2 Достоверность обещаний…………………………………………………….25
3.3 Издержки внедрения закона…………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31
СПИСОК..ИСПОЛЬЗОВАННЫХ..ИСТОЧНИКОВ………………………….33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Лещова.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра Экономики и  права

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине:  Экономический анализ права.

 

На тему: Анализ экономической эффективности законов.

 

 

 

 

 

 

 

                   Исполнитель: студентка

                                                           

 

                                             

                                                                               Руководитель:

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

2010 г

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4

1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВЫХ НОРМ……………………….......................7

2…ПРИМЕНЕНИЕ…ЭКОНОМИЧЕСКОЙ…ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОВ……………………………………………………………….................13

3…ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАКОНА «ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»……………………………………………………….18

3.1..Экономическая эффективность модели, зафиксированной законом……………………………………………………………………………20

3.2 Достоверность обещаний…………………………………………………….25

3.3 Издержки внедрения закона…………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31

СПИСОК..ИСПОЛЬЗОВАННЫХ..ИСТОЧНИКОВ………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНА.

 

Объект исследования: экономическая эффективность.

Цель работы – рассмотреть и проанализировать эффективность законов с точки зрения экономики. Дать понятие экономической эффективности.

Задачи курсовой работы:

1. Дать определение  эффективности законов, как экономической  категории в современных условиях.

2. Исследовать экономическую  эффективность закона на примера  закона «Об электроэнергетике».

3. Изучить теоретические  основы эффективности в экономике.

Полученные результаты:

    • уточненный терминологический аппарат предмета исследования;
    • анализ эффективности закона, на примере закона «Об электроэнергетике»
    • изучение понятия экономическая эффективность на примере общих ситуаций и законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Важнейшим показателем  социальной полезности и необходимости  закона является его эффективность. Эффективность закона, согласно определению - это соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатом их реализации в социальной практике. Иначе говоря, эффективность закона показывает, в какой степени его практическое применение приводит к реализации поставленных законодателем целей.

Жизнь давно требует  ответа на вопрос поиска эффективности, и его давали оценки законов как  справедливых и удачных, так плохих и неправомерных. "Приговоры" были безжалостными, но нередко поверхностными. Но и более радостные оценки количественного роста актов неточны. Ведь закон беззащитен сам по себе, и лишь в общественной среде находятся истоки его силы и слабости. Наука также старается дать свои ответы.

Надо сказать, что марксизм жестко "привязывал" право к экономическим отношениям. Известное положение о том, что правовые отношения не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого всеобщего развития человеческого духа и что они коренятся в материальных условиях гражданского общества, стало классическим. В отечественной юридической литературе 50 - 80-х гг. XX в. оно реализовывалось полностью с признанием зависимости развития права от объективных закономерностей развития социалистического общества.

Оправдан  вопрос: насколько  жестко "привязано" право к общим формационным закономерностям? можно ли допускать некую индифферентность правовой формы по отношению к социально значимым результатам ее применения?1

И все же юристы рискнули... В весьма содержательной работе "Эффективность  правовых норм" дается такое определение эффективности - это соотношение между фактическими результатами их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты. Оно относится и к отдельным нормам, и к правовым комплексам.

Цели могут быть либо количественными, либо качественными (например, отраслей законодательства). Формулирование целей правовых норм предопределяет определение показателей их эффективности. Эти показатели представляют собой количественное выражение целей норм и результатов их достижения в однозначных единицах, переведенных в операциональное определение. Отмечается и необходимость вычленения роли правового фактора, поскольку на достижение цели воздействуют и другие факторы2

В других работах эффективность  нормы рассматривается лишь как количественный показатель, отражающий степень соответствия реальных отношений типовой мере, содержащейся в конкретном акте. Причем речь идет не о затратах как таковых, а об оценках социальных параметров, конституирующих социальные позиции и обеспечивающих им иной уровень фактического признания конкретной формы типовой меры, содержащейся в законе. К тому же в разных сферах общества неодинаковы показатели эффективности норм (см.ссылку 2)

В последние годы признание  истинности и правильности как критериев теоретической эффективности норм права сочетается с характеристикой методов изучения эффективности закона, в частности корреляционного анализа массовых социальных явлений.

Шагом вперед явились  разработки теории правоприменения  как определенной фазы в общих циклах правового развития. Действие закона и других правовых актов обеспечивается с помощью средств разных отраслей права, отражающих грани их соотношения с неправовыми регуляторами, благодаря деятельности государственных органов и бизнес-структур, судебным процедурам, поиску корреляций между иерархически связанными нормами. Включение в механизм правоприменения международно-правовых аспектов придало комплексный характер исследованию3. Оставалось еще немного до финиша - оценки эффективности правового регулирования.

"Подкрепление" подошло  со стороны экономистов. В последние  десятилетия интенсивно развиваются  теории регуляции, институциональной  экономики, экономического анализа  права и др., позволяющие обнаружить  сложные взаимосвязи этих явлений.  Американский ученый Р. Познер выделяет ряд ключевых понятий и связей между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ПРАВОВЫХ НОРМ

Проблема эффективности  правовых норм и ее видов достаточно многоаспектна. Это связано и с многообразием типов правопонимания, и с большим количеством мнений о понятии эффективности юридических норм, и с множеством факторов, влияющих на результативность, действенность правовых предписаний.

Деление эффективности  правовых норм на виды должно более  точно определить сферы выражения  правового эффекта. Кроме того, подобная классификация может быть полезной для поиска путей повышения действенности и социальной ценности правовых предписаний. Выделение тех или иных видов эффективности необходимо и для формирования методики ее измерения.

Исследуя виды результативности правовых предписаний, следует, прежде всего, определиться с понятием эффективности.

В юридической литературе отмечается, что на первых порах, когда правовая наука еще только начинала обсуждение указанной проблемы, это понятие обычно полностью или частично отождествлялось с оптимальностью, правильностью, обоснованностью самих норм права. Но и позднее, когда понятие «эффективность правовых норм» стало неуклонно связываться с результативностью их действия, многие советские правоведы продолжали формулировать рассматриваемое понятие через потенциальную способность правового решения оказывать влияние на общественные отношения в определенном направлении, обеспечивать достижение социально полезной и объективно обоснованной цели, нормальный ход правосудия.

Некоторые авторы эффективность  правовых норм связывают с их действенностью, результативностью, то есть способностью оказывать влияние на общественные отношения в определенном, полезном для общества направлении»4. Один из сторонников такого подхода, О. Э. Лейст, под эффективностью права понимает его осуществимость, которая предопределяется общеизвестностью, понятностью и непротиворечивостью правовых норм, их системностью, соразмерностью социальных целей норм и юридических средств их достижения, обеспеченностью права действенной системой органов правосудия и других правоохранительных органов5.

Интересную позицию  занимает В. В. Лапаева, считая, что в  современных условиях, когда задача правового регулирования видится уже не в достижении заданных сверху целей, а в выражении и согласовании социальных интересов, способствующих нормальному, свободному развитию общественных отношений, должны быть соответствующим образом пересмотрены и положения теории эффективности законодательства. Подобные взгляды высказывались в той или иной форме и другими учеными. Например, В. П. Казимирчук связывал эффективность права с отражением экономических, политических и духовных потребностей и интересов классов и общества в целом, направленностью на охрану прав и свобод личности6.

Немало авторов понимают эффективность норм права как достижение целей права, соответствие между целями законодателя и реально наступившими результатами. Соглашаясь с этим, хотелось бы заметить, что, к сожалению, далеко не все нормативные акты содержат указания на цели своего издания (в отношении конкретной нормы во многих случаях это вообще невозможно). Цели конкретных юридических норм могут быть выделены логическим путем, да и то не все их разновидности. В этой связи нуждается в конкретизации и принимается лишь с оговорками утверждение Н. М. Коркунова о том, что всякая норма есть правило, обусловленное определенной целью, другими словами — правило должного7. Более того, зачастую сам законодатель не может четко сформулировать цели принимаемого акта и вынужден их впоследствии корректировать или, напротив, сознательно скрывает цели принятия того или иного акта, если они противоречат интересам большинства населения. Наконец, известны случаи, когда законы принимались исключительно в пропагандистских целях и правотворческий орган не рассчитывал на получение какого бы, то ни было реального результата. При такой исходной ситуации исследование эффективности многих нормативных актов, включающих значительное число норм, требует специфического подхода либо вообще становится трудноосуществимым.

Классификация видов  эффективности норм права может  быть проведена по различным основаниям. Прежде всего, в ряде работ выделяются юридическая и социальная эффективность  правовых норм. Представляется, что в соответствии с факторами (экономическими, социальными, юридическими и т. д.), оказывающими влияние на достижение эффекта, планируемого законодателем, такую классификацию можно было бы расширить. В этом контексте целесообразно выделить следующие виды эффективности норм права.

Социальная эффективность. Она вытекает из соответствия юридических предписаний социальным потребностям. Это и потребности общественного развития в целом, и потребности отдельных социальных групп.

Политическая эффективность. Она зависит от того, насколько нормы права способствуют достижению целей и задач государства и обеспечивают выполнение им своих функций.

Специально-юридическая  эффективность. Специально-юридические  факторы, влияющие на эффективность  юридических норм, означают и реальную обеспеченность соответствующих предписаний санкциями либо поощрениями, и правильный выбор предмета регулирования, и соблюдение требований юридической техники в правотворчестве и правоприменении.

Формальная эффективность. Эффективность норм права зависит также от того, в какую форму они облечены, в каком источнике права выражены.

Процедурная эффективность. Данный вид эффективности можно  рассматривать в двух аспектах. Во-первых, здесь имеется в виду соблюдение процедур подготовки и принятия правовых норм. Эти процедуры становятся препятствием для правотворческих ошибок, повышают качество принимаемых нормативных актов, а значит — и их эффективность. Во-вторых, принимаемые нормы должны быть снабжены процедурами контроля за их соблюдением, процедурами своей реализации и охраны.

Материально-организационная  эффективность. Самые качественные нормативные акты останутся лишь на бумаге, не вызовут изменения в соответствующих общественных отношениях, если не будут обеспечены материальными средствами и кадровыми ресурсами.

Следующая проблема, касающаяся видов эффективности правовых норм, — их разграничение в соответствии с разграничением сфер правотворчества и правореализации. Каждое правовое предписание есть лишь возможность, которой предстоит реализоваться в той или иной мере. М. Д. Шаргородский указывал, что эффективность — это не особенность правового регулирования, а объективная возможность, которая для своего превращения в действительность требует соблюдения ряда правил8. Представляется, что в процессе правотворчества можно говорить лишь о прогнозируемой, потенциальной эффективности. В процессе реализации соответствующей нормы становится ясной ее действительная, реальная эффективность. Она может быть выше прогнозируемой (при этом на эффект, производимый нормой, влияют обстоятельства, действие которых законодатель не учел или недооценил). Здесь имеет место случайная эффективность нормы. Однако чаще действительная эффективность правовой нормы ниже той, к которой стремился правотворческий орган.

Информация о работе Анализ экономической эффективности законов