Авторское право в деятельности PR специалистов на примере зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Возникновение и развитие информационно-телекоммуникационных сетей, в частности глобальной сети Интернет - всемирной системы объединённых компьютерных сетей, с помощью которой информация моментально передается в любую точку земного шара - способствовало резкому расширению информационных возможностей общества. Очевиден тот факт, что в настоящее время «Всемирная паутина» является одним из основных источников информации в мире.
Мало кто из нас задумывался, может ли он дать послушать музыку, показать фильм или дать почитать книгу друзьям или просто знакомым, так как все это для нас является естественным правом.

Файлы: 1 файл

Авторское право в деятельности PR специалистов на примере зарубежных стран.docx

— 32.28 Кб (Скачать файл)

Авторское право  в деятельности PR специалистов на примере зарубежных стран.

 

«Каждый человек имеет  право свободно участвовать в  культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном  прогрессе и пользоваться его  благами. Каждый человек имеет право  на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом  научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

( Ст. 27. Всеобщая декларация прав человека)

 

Возникновение и развитие информационно-телекоммуникационных сетей, в частности глобальной сети Интернет - всемирной системы объединённых компьютерных сетей, с помощью которой  информация моментально передается в любую точку земного шара - способствовало резкому расширению информационных возможностей общества. Очевиден тот факт, что в настоящее  время «Всемирная паутина» является одним из основных источников информации в мире.

Мало кто из нас задумывался, может ли он дать послушать музыку, показать фильм или дать почитать книгу друзьям или просто знакомым, так как все это для нас  является естественным правом. Однако, с точки зрения права позитивного, в том числе в отношении  авторских и смежных прав на литературные, музыкальные произведения или произведения фото-, киноискусства, ситуация выглядит совершенно иначе.

Практика показывает, что  отношение в нашем обществе к  интеллектуальной собственности, к  праву автора или правообладателя  в сети Интернет в большинстве  своем носит потребительский  характер. Мы собираем различного рода информацию с безграничных просторов «Всемирной паутины» или вносим ее туда будучи полностью уверенными, что такая информация никак не может являться объектом авторского права и что мы можем распоряжаться «добытыми» или принадлежащими нам данными так, как мы того захотим, без согласования с автором, другими правообладателями, и уж тем более без каких-либо выплат последним.

 

Между тем информация является объектом гражданских прав и за каждым произведением стоит чье-то имя.

 

Авторские права  в США.

 

Конгресс имеет  полномочия… содействовать прогрессу  науки и ремесел, обеспечивая  на определенное время авторам и  изобретателям исключительное право  на соответствующие труды и открытия…

(Статья 1, часть 8 Конституции  США)

Авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают в связи  с созданием и использованием произведений литературы, науки и  искусства. В результате технического прогресса авторское право, распространяющееся ранее на весьма узкий круг лиц - писателей, драматургов, композиторов, художников и других представителей культуры и образования, деятельность которых признавалась хоть и важной, но экономически неимущественной, не влияющей решительным образом на формирование национального богатства, - перестало  играть прежнюю второстепенную роль. Развитие глобальных сетей коммуникации наряду с быстрым ростом сопровождающей этот процесс электронной торговли требуют осмысления сути и роли авторского права на современном этапе.

 

Один из принципов американского  права состоит в том, что автор  того или иного произведения в  течение определенного периода  времени может пожинать плоды  своего интеллектуального творчества. Авторское право есть форма охраны, которую законодательство США обеспечивает «оригинальным авторским произведениям», в том числе литературным, драматическим, музыкальным, архитектурным, картографическим, хореографическим, пантомимическим, живописным, графическим, скульптурным и аудиовизуальным творческим работам. «Авторское право» буквально значит право копировать. Данным термином сейчас принято обозначать совокупность исключительных прав, обеспечиваемых по закону авторам в плане охраны их произведений. Обладатель авторского права имеет исключительное право воспроизводить, распространять и – в случае определенных произведений – публично исполнять или демонстрировать произведение; создавать вторичные произведения; и предоставлять право другим заниматься тем же на определенных условиях. Охрана авторского права не распространяется ни на какие идеи, процедуры, процессы, лозунги, принципы или открытия.

Конституция наделяет Конгресс правом принимать законы, формирующие  систему авторского права в США. Первый федеральный закон об авторском  праве был принят Конгрессом в  мае 1790 года, и уже через две  недели была зарегистрирована первая книга. Первоначально притязания регистрировались секретарями окружных судов США. И только в 1870 году функции регистрации  и охраны авторского права сосредоточились  в Библиотеке Конгресса, когда ее директором был Эйнсуорт Рэнд Споффорд. В 1897 году Бюро по охране авторских  прав стало самостоятельным подразделением Библиотеки Конгресса, и первым Регистратором  авторских прав был назначен Торвальд Солберг.

 

Сегодня Бюро по охране авторских  прав является одним из основных обслуживающих  подразделений Библиотеки Конгресса  США. Его рабочие помещения находятся  по адресу Индепенденс авеню, д. 101, Вашингтон, Д.К. Бюро занимает часть Мемориального  корпуса Джеймса Мэдисона и имеет  в штате более 400 человек. В течение 1994 финансового года Бюро зарегистрировало более 530 332 притязаний на авторское право и замаскированные работы, а также взыскало с целью последующего распределения обладателям авторского права почти 200 млн. дол. по лицензиям кабельному телевидению, спутниковому вещанию и Закону о домашней звукозаписи. По состоянию на 1994 финансовый год Бюро по охране авторских прав оформило 25 733 511 регистраций.

Хотя целью системы  авторского права всегда было содействие творческой деятельности в обществе, миссия Бюро по охране авторских прав расширилась и теперь включает следующее: Применение норм закона об авторском праве; Создание и ведение государственного архива путем регистрации притязаний и документов, в том числе относящихся к принудительным лицензиям; Предоставление технической помощи Конгрессу и органам исполнительной власти; Предоставление информационных услуг населению; Ресурсный центр для специалистов по авторскому праву в стране и за рубежом; Поддержка Библиотеки Конгресса через приобретение и предоставление депонированных экземпляров для ее фондов.

Бюро по охране авторских  прав оказывает Конгрессу США  экспертную помощь в вопросах интеллектуальной собственности; консультирует Конгресс по предполагаемым изменениям в американском законодательстве по авторскому праву; осуществляет анализ и оказывает  помощь в подготовке законов и  справок по законодательству по авторскому праву, организует и проводит исследования для Конгресса; консультирует Конгресс в вопросах соблюдения таких многосторонних соглашений, как Бернская конвенция  об охране литературных и художественных произведений; сотрудничает с Государственным  департаментом, Службой Торгового  представителя США и Бюро патентов и торговых знаков в плане технической  экспертизы на переговорах по международным  соглашениям об интеллектуальной собственности; оказывает другим странам техническую  помощь в разработке их собственных  законов об авторском праве; и  через своей Международный институт авторского права содействует взаимопониманию и сотрудничеству в деле охраны интеллектуальной собственности во всем мире.

Бюро по охране авторских  прав является также органом, где  регистрируются притязания на авторское  право и оформляются документы  по авторскому праву, если они отвечают требованиям закона об авторском  праве. Бюро по охране авторских прав предоставляет информацию о положениях законодательства об авторском праве  и процедурах оформления регистрации, разъясняет, чем и как занимается Бюро по охране авторских прав, и  составляет справки по фактам, обнаруженным в его архиве. Бюро также обеспечивает выполнение положений закона, касающихся выдачи принудительных лицензий, в  том числе взыскание сумм авторских  гонораров.

Помимо этого, Бюро по охране авторских прав и Библиотека Конгресса  проводят круглые столы по вопросам арбитража и авторских гонораров  в сфере авторского права, которые  собираются на короткий срок для установления расценок и распределения гонораров.

Бюро по охране авторских  прав содействует делу улучшения  охраны авторских прав американских творческих произведений за рубежом. Международный  институт авторского права (ICI), созданный  по решению Конгресса в 1988 году, занимается обучением высокопоставленных чиновников из развивающихся и новых промышленных стран и оказывает содействие зарубежным странам в разработке эффективного законодательства по интеллектуальной собственности и обеспечению  его соблюдения.

Бюро по охране авторских  прав активно сотрудничает с американскими  деловыми кругами и Государственным  департаментом США в вопросах международных отношений, деклараций и договоров по авторскому праву. Регистратор и ее сотрудники сотрудничают с другими правительственными ведомствами  США и международными организациями  в обеспечении адекватной и эффективной  охраны американских произведений в  международном масштабе. Помимо Государственного департамента Регистратор работает с Министерством торговли и Службой Торгового представителя США во время переговоров с зарубежными странами по вопросам совершенствования охраны авторских прав американских авторов в этих странах. Эти вопросы решаются либо через двусторонние договоры и торговые соглашения, либо путем многосторонних мероприятий.

 

Закон США об авторском  праве.

 

DMCA (Digital Millenium Copyright Act), или  Закон об охране авторских  прав в цифровую эпоху, самый  одиозный, неоднозначный и обсуждаемый  закон, защищающий права автора  в Сети, был принят Сенатом  Соединённых Штатов Америки 12 октября 1998 года, а уже 28 октября  был подписан президентом США  Биллом Клинтоном. 

При беглом взгляде на текст DMCA закон кажется не самостоятельным  сводом правовых норм для деятельности в Интернете, а собранием уточнений  и поправок к уже существующему  законодательству США . Однако положения DMCA, касающиеся частных случаев и  весьма специфических аспектов отстаивания  авторских прав в Сети, оказались  настолько важными и принципиально  новыми, что закон вызвал небывалый  резонанс, а шум и споры вокруг него не утихают уже более 10 лет  подряд.

Если вкратце резюмировать содержание Закона, что является его  основным предметом и что было достигнуто согласно прописанным в  нём нормам? Базирующийся на двух договорах  ВОИС от 1996 года, Закон объявляет  противозаконными производство и распространение  средств по обходу технических мер  по защите доступа к охраняемым авторским  правом материалам, а также самый  обход системы контроля доступа, независимо от того, нарушаются ли авторские  права в результате этого деяния. Одновременно DMCA ужесточает наказание  за нарушение авторских прав в  Сети и ограничивает ответственность провайдеров сетевых ресурсов за нарушение авторских прав их пользователями.

Структурно Закон можно  разделить на 5 частей, или титулов.

Титул 1 посвящён применению договоров ВОИС на территории США. В  титуле упоминается необходимость  регистрации авторских прав на произведение в Бюро регистрации авторских  прав, однако, в соответствии с Бернской конвенцией, от этой процедуры освобождаются  все иностранные работы, охраняемые авторским правом.

Вторая часть титула 1 вводит запрет на обход технических  мер по ограничению доступа к  работам, охраняемым авторским правом, и изъятие и искажение справки  об авторском праве, прилагаемой  к работе (copyright management information).

Технические меры по ограничению  доступа к работам, охраняемым авторским  правом, закон подразделяет на 2 категории: меры, препятствующие несанкционированному доступу к работам, и меры, препятствующие несанкционированному копированию  работ. Создание и распространение  средств по обходу обеих категорий  технических мер запрещено. Технические  средства попадают под определение  «средств по обходу технических мер  по ограничению доступа к работам, охраняемым авторским правом» при  соблюдении трёх условий:

- средство разработано  с первичной целью обхода данных  технических мер защиты;

- средство преследует  коммерческие цели обхода данных  технических мер защиты;

- средство позиционируется  и продается как технология  по обходу данных технических  мер защиты.

 Примечательно, что  разделение понятия технических  мер защиты на категории защиты  копирования и доступа предназначено  для обеспечения права на доброcовестное  использование. Закон утверждает, что при определённых условиях  копирование может считаться  добросовестным использованием, при этом несанкционированный доступ к работе, охраняемой авторским правом, не может быть оправдан целями добросовестного использования.

 Так или иначе, титул  устанавливает ряд исключений  для запрета на обход технических  мер защиты. В первую очередь,  к исключениям относится использование  в правоохранных, просветительских  и правительственных целях. Помимо  этого, законом допускаются 6 дополнительных  исключений:

1. Добросовестное использование  некоммерческими библиотеками, архивами  и образовательными учреждениями.

2. Обратное проектирование  – анализ копии программы с  целью выявления элементов, необходимых  для совместимости с другими  программами и исправного функционирования  в сочетании с ними.

3. Исследование системы  кодирования – обход технических  мер защиты с целью выявления  дефектов и уязвимых мест системы  кодирования.

4. Защита несовершеннолетних  – деятельность по разработке  технических мер, блокирующих  доступ несовершеннолетних лиц  к ряду материалов в Сети.

5. Частная жизнь – обход  технологической меры защиты, собирающей  и распространяющей информацию  о действиях человека в Сети.

6.  Тестирование системы  информационной безопасности –  обход технических мер защиты  в целях тестирования системы  информационной безопасности компьютера, компьютерной системы или сети.

Широкую критику вызвало  положение титула 1, освобождающее  производителей потребительской электроники  и компьютерного оборудования от необходимости разработки товаров  в соответствии со всеми существующими  технологиями защиты, но делающее обязательным соответствие всех производимых видеомагнитофонов  системе мер защиты от копирования, известной как Macrovision. Это обеспечило Macrovision монопольное положение на рынке разработчиков технологий защиты от копирования для аналоговых видеомагнитофонов.

Информация о работе Авторское право в деятельности PR специалистов на примере зарубежных стран