Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:20, курсовая работа
Авторское право в России появилось лишь в начале XIXвеке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят два года, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права.
Тем не менее, закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран — так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произ-ведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер. Рассмотрим важнейшие личные и имущественные права автора.
Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все другие лица при использовании произведения (например, цитировании, включении отрывков из него в сборники или хрестоматии) обязаны ссылаться на автора. Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).
Право авторства характеризуется следующими чертами:
- оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;
- оно является
правом абсолютным, так как ему
корреспондируют обязанности
- оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.
Вокруг права авторства группируются другие предоставляемые автору правомочия и самое близкое — право на имя.
Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей. Произведение может быть выпущено в свет с указанием подлинного имени автора (его фамилии и инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает. Но автор вправе обозначить свое произведение условным именем (псевдонимом). Разрешается также опубликование произведения без указания имени автора (анонимно), Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловливаются особыми соображениями, в том числе и спецификой самого издания (например, помещение кратких статей в энциклопедических словарях или справочниках).
С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Закон устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.
Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения.
Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения. Закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения.
Закон специально не упоминает о праве автора на опубликование произведения. Тем не менее, такое право существует. Право на опубликование состоит в выпуске в свет (опубликовании) автором произведения. При этом с произведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это — одно из важнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либо дать согласие на публикацию произведения по договору (передать рукопись в издательство, в выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.)
Право на опубликование произведения может быть реализовано автором только один раз.
Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть "личную сферу" автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти — с его родственниками.
Таковы личные неимущественные права автора. Наряду с ними у автора имеется целый ряд имущественных правомочий. Имущественные права автора связаны с возможностями автора по использованию его произведения.
Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение.
Воспроизводить — значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.
С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.
Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат.
Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат — это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения — деятельность библиотек.
Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).
Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение — в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.
Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца, как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.
Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.
Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.
В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.
К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам.
Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Авторы произведений изобразительного искусства обладают особым правом следования.
К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, безусловно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем, перечне авторских правомочий оно прямо не названо. Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается. В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуществляется использование произведений.
Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора.
Таковы основные права авторов творческих произведений. Они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений.
1.5. Защита авторских и смежных прав.
Понятием “защита авторских и смежных прав” охватывается направленное на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении. Защита авторских и смежных прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, причем выделяют две формы защиты:
а) юрисдикционную, т.е. обеспеченную защитой и помощью государственных органов – посредством суда.
б) неюрисдикционную, которая охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, осуществляемые ими самостоятельно, без обращения к государственным/иным компетентным органам.
Наибольшее практическое значение имеют гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав, реализуемых в рамках юрисдикционной формы. Под способами защиты понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых и производится защита, т.е. восстановление/признание нарушаемых/ оспариваемых прав. Истец может потребовать:
1. Признания авторских/смежных прав.
2. Восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
3. Пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения.
4. Принуждения к исполнению обязанности в натуре.
5. Возмещения убытков и взыскания незаконно полученного дохода, выплату компенсации.
6. Прекращения/изменения правоотношений.
Наиболее действенным способом защиты авторских и смежных прав является возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации. Этими способами удовлетворяется имущественный интерес потерпевшего.
Основной формой компенсации причиненного ущерба является возмещение убытков . Возмещению подлежат также расходы на оказание юридической помощи по защите авторских/смежных прав, судебные расходы и другие.
В качестве упущенной выгоды рассматривается как минимум незаконно полученная прибыль. В то же время обоснование размера причиненных убытков является задачей потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения авторских/смежных прав. Это представляется достаточно сложной процедурой. Поэтому более распространенным способом защиты является взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода. Кроме того, законодательство РФ наряду с мерами гражданско-правовой защиты устанавливает и уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Уголовным преступлением, является незаконное использование объектов авторского права, равно как и присвоение авторства . Объектом этой нормы права являются не все авторские и смежные права, а только право авторства и право на использование произведения, т.е. совокупность правомочий имущественного характера. Нарушение других прав, охраняемых авторским правом, уголовно наказуемого деяния не образуют.
В рассматриваемом преступлении есть две стороны: объективная и субъективная. К объективной стороне относится совершение одного/нескольких действий, подпадающих под действие ст.146 УК РФ, а именно: присвоение авторства на произведение и совершение любого рода действий, связанных с незаконным использованием произведения или объекта смежных прав. Субъективная сторона такого преступления характеризуется прямым умыслом.
Уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав несут лица, достигшие 16 лет. Данное преступление наказывается штрафом от 200 до 400 МРОТ, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Для лиц, совершивших те же действия неоднократно, либо в сговоре с другими лицами, количественная оценка данных видов наказания удваивается – удваиваются штрафы, сроки общественных работ и лишения свободы.
2. Авторский договор.
2.1. Общие
положения об авторском