Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Авторское право в России появилось лишь в начале XIXвеке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят два года, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Авторское право.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

 В устной  форме может быть заключён  авторский договор об использовании  произведения в периодической  печати.

 

 При  продаже экземпляров программ  для ЭВМ и баз данных и  предоставлении массовым пользователям  доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного Законом Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

 

 Анализируя  различные формы авторского договора  следует отметить, что обеим сторонам в авторском договоре следует стремиться всегда, когда это возможно, заключать авторские договора в письменной форме для более надёжной защиты своих прав.

 

2.5. Ответственность  по авторскому договору.

 

Сдержащиеся в авторских договорах обязательства являются гражданскими обязательствами и потому к ним применимы все нормы, касающиеся ответственности за нарушение гражданских обязательств. В частности, к ответственности занарушение авторского договора применимы правила определения размера, о соотношении убытков и неустойки , об ответственности за неисполнение денежного обязательства, о последствиях неисполнения обязательства о передаче индивидуально-определенной вещи, т.е. материального носителя объекта авторского права, о вине должника, о вине кредитора и др.

 

 Сторона, не исполнившая или ненадлежащим  образом исполнившая обязательства  по авторскому договору, обязана  возместить убытки, причиненные  другой стороне, включая упущенную  выгоду. Отсюда очевидно, что авторские  договоры не отнесены к тем  обязательствам, размер ответственности по которым ограничен. Вместе с тем, исходя из общих норм ГК, следует отметить, что в конкретном авторском договоре стороны могут ограничить размер ответственности, но не могут увеличить размер ответственности автора за непредставление заказанного произведения.

 

Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.

 

Анализируя вышеуказанное, можно отметить, что ответственность по авторскому договору в целом такая же, как у договора купли-продажи и иных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

 

Кроме того, следует отметить, что, исходя из самого принципа и специфики предметов авторских договоров, сторона, нарушавшая свои обязательства, чаще всего наносит значительные убытки стороне, право которой нарушено. Особенно это относится к пользователю и заказчику творческого произведения. Поэтому при заключении авторского договора следует уделять особое внимание ответственности сторон и ситуациям, при которых таковая возникает или может возникнуть .

 

Заключение.

 

В своей курсовой работе на тему «Авторское право и авторский договор» я попытался наиболее полно отразить одну из самых не развитых отраслей Российского законодательства – отрасль авторского права. Основным документом, регулирующим в Российской Федерации авторские права, является Закон РФ от 9 июля 1993 г. N5351-I"Об авторском праве и смежных правах", им регулируются две большие группы отношений: отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права, и отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации телерадиовещания – так называемые “смежные” права.

 

Итак, что же регулирует авторское право – это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

 

Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:

 

стимулирование деятельности по созданию произведений науки, искусства, литературы. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятий творческим трудом, обеспечивает правовое признание и защиту достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений, получение доходов и т.д.

 

создание условий для широкого использования произведений в интересах общества.

 

Объектами авторского права могут являться литературные, драматические, сценарные или аудиовизуальные произведения, произведения декоративного и прикладного искусства, сборники и другие декоративные произведения. А раз есть объекты правоотношений, значит должны быть и субъекты которые этими правоотношениями обладают, соответственно субъектами авторского права могут быть авторы произведений, наследники и правопреемники или организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

 

Важнейшим, хотя и не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого произведения является авторский договор. Сторонами такого договора являются автор и пользователь.

 

Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, предмет этого договора - имущественные авторские права. Авторский договор может передавать как исключительные (разрешение использовать произведение только одному пользователю, определенным способом и в оговоренных произведениях), так и неисключительные (предусматривает возможность автора сохранить за собой права на использование произведения по своему управлению) права.

 

Авторский договор должен обладать определенными условиями, в круг которых включаются: способы использования воспроизведения; срок и территория на которые передается право, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения.

 

Роль авторского права в формировании культуры несомненна. А, что есть у нации кроме культуры, нет культуры, нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно, авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять. Тем более в настоящее время.

 

В наше время - время научно-технической революции во многом нарушаются Авторские права. Хотя бы такой пример: недавно разорилась крупная российская фирма MultiMediaMechanics. Ее потопили компьютерные пираты, выпускавшие дешевые лазерные компакт-диски с ее программами. В итоге продажа ее личных компакт-дисков резко сократилась. А сколько расходов терпят крупные компании производители! Уже сложно сказать, что невозможно подделать. Очень часто нелегально копируют программное обеспечение, музыку, книги-бестселлеры.

 

Я считаю, что на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства. Но, к сожалению, эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры.

 

Большая роль в регулировании вопросов охраны, на мой взгляд, должна отводится органам ОВД, особенно в связи с тем, что с января 1996 года, в уголовном законе появится новый состав преступления (ст.146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав.”). Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные отделы, которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности.

 

Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав.

 

Библиография.

 

Нормативные акты:

 

1. Конституция  РФ 1993г

 

2. Гражданский  Кодекс РФ Ч1,2 М.: Юрид.лит. 1995, 1996 (с изменениями от 15 октября 1999г.)

 

3. Уголовный  кодекс РФ (от 9 июля 1999г.)

 

4. Закон  РФ от 9 июля 1993 г. N5351-I"Об авторском  праве и смежных правах" (с  изменениями от 19 июля 1995 г.)

 

Специальная литература:

 

5. Комментарий  к закону "Об авторском праве и смежных правах" Гаврилов Э.П. М.: Фонд «Правовая культура 1996г.»

 

6. Гражданское  право. Учебник. Часть III/ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998

 

7. Авторское  право: Нормативные акты. Национальное  законодательство и международные конвенции / Сост., авт. ст. И.Силонов; оформл. Г.Сыроватского. — М.: Элит-Клуб; Юрид. книга, 1998.

 

8. Комментарий  к части первой Гражданского  кодекса Российской Федерации  для предпринимателей М.: Фонд  «Правовая культура» 1995

 

9. Гражданское право:Учебник В 2т./ под ред. Е.А. Суханова 1993

 

10. Гаврилов  Э.П. Авторское право. Издательские  договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988

 

11. Шершеневич  Г.Ф. Авторское право на литературные  произведения. — Казань, 1891

 

12. Канторович  А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916

 

13. Сергеев  А.П. Авторское право России. —  СПб, 1994.

 

14. Гордон  М.В. Советское авторское право. —  М.: Изд. юрид.литература, 1995

 

15. Иоффе  О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969

 

16. Серебровский  В.И. Вопросы советского авторского  права. — М.: Изд-во академии наук  СССР, 1956

 

17. Горький  М. Доклад на Первом Всесоюзном  съезде советских писателей. — "Известия", 19.08.34.

 

18. Юрченко А.К. Издательский договор. — Л., 1988

 

19. Ионас  В.Я. Произведения творчества в  гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 1972.

 

20. Камышев  В.Г. Права авторов литературных  произведений. — М.: Изд. юрид.литература

 

21. В.П.Татевосян  «Все об авторских правах»


Информация о работе Авторское право