Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:19, курсовая работа
Актуальность данной темы в настоящее время достаточно высока. Это объясняется наличием у большинства населения транспортных средств, что обусловливает необходимость автострахования. Вопросам автострахования уже уделено не мало внимания среди правоведов. Тем не менее, рассматриваемая сфера не достаточно разработана на законодательном уровне. В том числе имеются некоторые пробелы, которые, безусловно, требуют развитию законодательства в области страхования.
Введение………………………………………………………………...…..3
Глава 1: Общие черты имущественного страхования…………………...5
1.1 Понятие и классификация имущества как объекта страхования……5
1.2 Имущественные интересы граждан…………………………………..7
1.3 Особенности договора имущественного страхования…………..….10
Глава 2: Автострахование как разновидность имущественного страхования………………………………………………………………………14
2.1 Страхование автотранспортного средства и его виды…………..…14
2.2 Обязанности сторон при наступлении страхового случая………...22
2.3 Проблемы страхования автотранспорта в России………………….26
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемых источников и литературы ……………………...33
В некоторых случаях страхователям автомобиля выгодно имитировать пожар. Автовладелец достает фиктивную справку о том, что произведен ремонт транспортного средства на крупную сумму, поджигает машину и требует выплаты всей суммы. Некоторые разбирают автомобиль на запчасти, продают их, а деньги опять же требуют с компании.
Ежегодные потери российских страховых компаний от мошенничества превышают 400 миллионов долларов. Наибольшее число случаев мошенничества связано с автомобильным страхованием. Однако не только страховые компании страдают от мошенников, иногда сами страховые компании становятся на путь мошенничества.
Например, как исполнить обязанность сохранить ключи и документы от угнанного автомобиля? Если техпаспорт пропал вместе с машиной, то, соответственно, ни о какой страховой выплате речи идти не может. Страховые агенты умышленно умалчивают об этом в устной беседе и заявляют, что договор – чистая формальность. Учитывая уровень правовой безграмотности населения, страхователи верят и не придают значения таким значимым условиям договора.
Часто страховщики «привязывают» клиентов к собственному сервису. Ставят условие ремонтировать поврежденный автомобиль только у них. А когда наступает момент ремонтирования транспортного средства, вдруг выясняется, что цены в сервисе слишком высокие.
Недобросовестные страховые компании умышленно неправильно истолковывают Гражданский кодекс РФ26, в частности ст. 963, которая указывает, что страховщик освобождается от выплаты, если страховой случай наступил вследствие умысла застрахованного лица. Умысел означает, что водитель знал о последствиях своих действий и осознавал, что эти действия приведут к наступившим последствиям. Однако данное положение можно трактовать довольно широко.
Обычно документами, служащими
основой для определения
Однако сейчас, учитывая особенности Российской экономики и положение дел на рынке подержанных автомобилей, определить действительную рыночную стоимость подержанной иномарки, используя каталоги и данные дилеров невозможно. Так же невозможно определить рыночную стоимость при помощи договора купли-продажи автомобиля или справки-счета. Потому, либо с момента покупки прошло некоторое время, и цены изменились, либо в этих документах указана искусственно завышенная или заниженная стоимость автомобиля.
Каждая страховая компания по-своему решает эту проблему. Некоторые держат в штате своих специалистов знающих тонкости рынка подержанных автомобилей. Некоторые пользуются услугами независимых экспертов. Другие просто ориентируются на объявления о продаже аналогичных машин.
Иногда действующими правилами страхования автомобилей предусматривается, что страховая сумма может быть выражена как в рублях, так и в иностранной валюте. В этом случае уплата страховой премии и выплаты сумм производятся с учетом требований законодательства о валютном регулировании.
Понятие «страховая сумма» играет очень важную роль в страховании, поскольку именно страховая сумма позволяет определить размеры страховой премии и страховой выплаты. При этом страховая сумма дает возможность произвести денежную оценку имущественного интереса, а также определить предел обязательств страховщика при наступлении страхового случая. Поэтому страхователи заинтересованы в завышении страховой стоимости и соответственно страховой суммы. Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем.
При добровольном страховании средств транспорта размер нанесенного страхователю ущерба и сумма страхового возмещения определяются на основании страхового акта и приложенных к нему документов (органов милиции, ГИБДД, пожарного надзора, следственных органов, медицинских учреждений и др.), подтверждающих факт и обстоятельства страхового случая, а при частичном повреждении средства транспорта помимо этого – на основании сметы на ремонт (восстановление), составленной представителем страховщика, приглашенным специалистом или соответствующим предприятием по ремонту (станцией технического обслуживания и т. п.). Смета составляется на основании действующих на день страхового события прейскурантов розничных цен на запасные части, детали и принадлежности к транспортным средствам и прейскурантов цен на ремонтные работы. К таким документам обычно относятся методические руководства, сборники трудоёмкостей на ремонт автомобилей.
Обычно для экспертизы
приглашается независимый эксперт,
который и составляет смету. Как
правило, это экспертное бюро с которым
эта компания постоянно работает.
Большинство договоров
Надо констатировать, что это далеко не все вопросы и проблемы, встречающиеся на рынке автострахования. Для их решения целесообразно устранить пробелы законодательства, усилить контроль за страховыми компаниями и провести определенную работу по повышению квалификации их работников. Хотя наиболее правильным вариантом представляется монополизация права заключения договоров со страхователями в руках государства.
Заключение
В России первые разговоры
о введении страхования автомобилей велись
еще в 1924 году. Однако до середины 60-х большой
надобности в нем фактически не было, поскольку
автомобиль для рядового советского гражданина
оставался недостижимой роскошью. В 60-е
подумывали о введении такого типа страхования,
но не стали следовать примеру «загнивающего
Запада». Ведь именно оттуда берут начало
истоки автострахования.
История сохранила
имя первого автовладельца с полисом.
1 февраля 1898 года американская страховая
компания Travelers Insurance Company выдала первый
полис автострахования некому доктору
Трумэну Мартину. Автомобиль в те времена
был роскошью, которую могли себе позволить
не более 4 тысяч человек на всю страну,
а лошадей было 20 млн. Именно столкновения
с этим многочисленным «гужевым транспортом»
и опасался доктор Трумэн.
В 20-е годы в связи
с появлением большого предложения автомобилей
с конвейера Форда, возникла реальная
опасность в связи с увеличением количества
автомобилей на дорогах, что потребовало
какого – либо страхования возможного
ущерба.
В Российской Федерации довольно высок масштаб различного рода страховых компаний, которые предоставляют возможность заключения договоров страхования на различных условиях и различную плату.
Страхование транспортных средств производится на случай наступления определенных событий, предусматриваемых в договорах страхования в качестве страховых случаев. Последние в свою очередь определяются предполагаемыми страховыми рисками. При наступлении страхового случая страховщик обязан выплатить определенную договором страховую сумму. Существует как добровольное, так и обязательное страхование. Добровольное страхование предоставляется на основе заключения договора между страховщиком и страхователем.
Однако не все так просто в системе страхования, как кажется на первый взгляд. Существует большое количество проблем в области автострахования. Они возникают как по причине недобросовестности самих страховщиков и страхователей, так и в силу ряда экономических особенностей развития государства. Некоторые аналитики отмечают, что рост автострахования скрывает за собой большой риск для мелких компаний. Объем исков, связанных со страхованием автогражданской ответственности, в России обычно превышает объем собранных премий по этому виду страхования. Единственный выход, который остается для компаний - продавать новые полисы. Однако даже незначительное сокращение спроса на эти полисы может заставить некоторых страховщиков объявить дефолт по обязательствам. Другой фундаментальной проблемой российского страхования является его сконцентрированность на страховании рисков, в то время как страхование жизни, обычно самый прибыльный страховой бизнес, остается в зачаточном состоянии. Естественно, это не последние недостатки. С каждым годом появляются как новые ухищрения со стороны субъектов автострахования, так и в результате влияния внешних факторов экономики. Однако нельзя не признать значимости страхования транспортных средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ИСТОЧНИКИ
а) нормативные правовые акты РФ
1. Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Российская газета. № 23. 06 февраля 1996. № 24. 07 февраля 1996. № 25. 08 февраля 1996. № 27. 10 февраля 1996.
2. Федеральный закон от 27 ноября 1992 года (в ред. от 30.10.2009) № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. № 6. 12 января 1993
3. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. № 80. 07 мая 2002.
4. Правила дорожного движения Российской Федерации утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22ноября 1993. № 47. Ст. 4531.
5. «Правила добровольного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных
средств» от 28 декабря 1998 №166 утв. Приказом
Генерального директора ОАО «РОСНО»
// http://www.rosno.ru/upload/
2. ЛИТЕРАТУРА
а) учебники и монографии
б) статьи из периодических изданий
1. Рахмилович В.А. Различные виды договора страхования в гражданском законодательстве // Законодательство и экономика №11/12 1997. Ст. 28.
2. Манохова С.В. Добровольное страхование автомобиля // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 3. С. 55 - 67.
1 Федеральный закон от 27 ноября 1992 года (в ред. от 30.10.2009) № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. № 6. 12 января 1993
2 См. Федеральный закон от 27 ноября 1992 года (в ред. от 30.10.2009) № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. № 6. 12 января 1993
4 См. Словарь страховых терминов / Под ред. Е.В.Коломина, В.В.Шахова. М.: Финансы и статистика. 1992.
5 Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Российская газета. № 23. 06 февраля 1996. № 24. 07 февраля 1996. № 25. 08 февраля 1996. № 27. 10 февраля 1996.
6 Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Российская газета. № 23. 06 февраля 1996. № 24. 07 февраля 1996. № 25. 08 февраля 1996. № 27. 10 февраля 1996.
7 Рахмилович В.А. Различные виды договора страхования в гражданском законодательстве // Законодательство и экономика №11/12 1997. Ст. 28
8 Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Российская газета. № 23. 06 февраля 1996. № 24. 07 февраля 1996. № 25. 08 февраля 1996. № 27. 10 февраля 1996.
9 Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Российская газета. № 23. 06 февраля 1996. № 24. 07 февраля 1996. № 25. 08 февраля 1996. № 27. 10 февраля 1996.
10 Рахмилович В.А. «Различные виды договора страхования в гражданском законодательстве» // Законодательство и экономика №11/12 1997 г. Ст. 36
11 Правила дорожного движения Российской Федерации утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22ноября 1993. № 47. Ст. 4531.
12 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2007. С. 385.
13 Манохова С.В. Добровольное страхование автомобиля // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 3. С. 55 - 67.
14 Бирюков Б.М. Дорожно-транспортное происшествие. М.:ПРИОР. 1998. Ст. 103.
15
«Правила добровольного
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств» от
28 декабря 1998 №166 утв. Приказом Генерального
директора ОАО «РОСНО» // http://www.rosno.ru/upload/
16 См. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Страхование. СПб: Питер. 2001. Ст. 164
17 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2007. Ст. 405.
18
«Правила добровольного
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств» от
28 декабря 1998 №166 утв. Приказом Генерального
директора ОАО «РОСНО» // http://www.rosno.ru/upload/
19 Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. № 80. 07 мая 2002.
20 Ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. № 80. 07 мая 2002.
Информация о работе Автострахование как вид имущественного страхования