Банкротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:12, реферат

Описание работы

Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1.Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде………4
2.Процедуры банкротства…………………………………………………….9
2.1Наблюдение…………………………………………………………………9
2.2Внешнее управление……………………………………………………….11
2.3Конкурсное производство…………………………………………………13
3.4Мировое соглашение………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

банкротство.docx

— 38.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

1.Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде………4

2.Процедуры банкротства…………………………………………………….9

2.1Наблюдение…………………………………………………………………9

2.2Внешнее управление……………………………………………………….11

2.3Конкурсное производство…………………………………………………13

3.4Мировое соглашение………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………..23

Список литературы…………………………………………………………….25

 

 

Введение 

Получение прибыли – является наиважнейшей составной частью любой  коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и  другими хозяйствующими субъектами. Особо важное значение имеет защита прав и интересов хозяйствующих субъектов граждан. Большую роль в этом играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов. Институт банкротства выступает той совокупностью правовых норм, созданных для обеспечения рыночной экономики и ее устоев. Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда должник приходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная Арбитражным  судом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательства и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей.

Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как  ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и  других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все  труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

 

 

1.Порядок  рассмотрения дела о банкротстве  в Арбитражном суде

«Закон о несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. предусматривает, что споры по делам о несостоятельности  рассматриваются арбитражными судами. Благодаря накопившейся практике, глава III нового закона «Разбирательство дел  о банкротстве в арбитражном  суде» существенно расширила  и углубила положения старого  закона, восполнила существовавшие пробелы. Прежде чем перейти к вопросу  о порядке производства дел о  банкротстве, необходимо исследовать  вопрос о применении процессуальных норм при разбирательстве дел  данной категории. Единые правила для  дел любой категории, включая  дела о несостоятельности, установлены  в Арбитражном Процессуальном кодексе. Вместе с тем, в статье 143 «Рассмотрение  дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан» определено, что эти дела рассматриваются  арбитражным судом по правилам, предусмотренным  АПК, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве). Это же положение закреплено и  в статье 28 указанного закона. Помимо норм, закрепленных в главе III, отдельные  процессуальные нормы содержатся и  в других статьях, поэтому глава  «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде»  применяется если иное не предусмотрено  другими главами. Что касается подсудности, то данное правило определяющее, что дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по месту нахождения должника, сформулировано в указанной статье как исключительная подсудность, и не позволяет изменить ее по выбору заявителя или соглашению сторон. Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо наличие двух признаков: во-первых - требование к должнику – юридическому лицу должно в совокупности составлять не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда; во-вторых – указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Отсутствие какого-либо из указанных признаков является основанием отказа в принятии заявления о признании должником банкротом. Так, при подачи заявления самим должником закон устанавливает следующие правила:

Заявление подается в арбитражный  суд в письменной форме. Оно должно быть подписано руководителем должника – юридического лица или лицом, его  заменяющим. Необходимыми реквизитами  указанного документа являются: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником; сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма  вознаграждения, причитающегося к выплате  по авторским договорам; размер задолженности  по обязательным платежам; обоснование  невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений  к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявляемых  к бесспорному (безакцептному) списанию; сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности; номера счетов должника в банках и  иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций; сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве; перечень прилагаемых документов. Данный перечень является не исчерпывающим, в  заявлении могут быть указанны и  иные сведения, необходимые для правильного  разрешения дела. Здесь стоит обратить внимание на то факт, что подписание заявление производится только руководителем должника или его заместителем. В отличие от правила, предусмотренного в АПК, когда право на подписание искового заявления может быть передано представителю, статья 37 закона о банкротстве не допускает такую передачу полномочий.

Должник обязан направить  копии заявления кредиторам и  иным лицам, участвующим в деле. Перечень документов, которые должны быть приложены, содержится в статьях 38 закона и 104 Арбитражном процессуальном кодексе и является исчерпывающим. Заявление, так же как и в случае подачи заявления должником, подается в письменной форме, но отличительной особенностью является то, что данное заявление может быть подписано не только руководителем кредитора – юридического лица, но и его представителем. В нем должна быть указана следующая информация: наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора; наименование должника и его почтовый адрес; наименование кредитора и его почтовый адрес; размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов и пени); обязательство должника перед кредитором, из которых возникло требование, а также срок его исполнения; доказательство обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса; доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора; перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов. В тех случаях, когда требования кредитора к должнику основаны на различных обязательствах должника, они могут быть объединены. Также в одном заявлении могут быть объединены требования нескольких кредиторов. Прилагаемые к заявлению документы подразделяются на два вида. Первый – те, которые предусмотрены главой 7 статьёй 64 АПК и второй – документы, названные в законе о банкротстве. Поскольку разбирательство дел о несостоятельности существенно отличается от дел по экономическим спора, то при подачи заявления стоит руководствоваться нормами закона «О несостоятельности (банкротстве)». В случае не выполнения при подачи заявления, как кредитором, так и должником, требований, предусмотренных статьями 32-41 закона о банкротстве арбитражный суд возвращает заявление. «В статье не содержится конкретных условий для принятия заявления о признании должника банкротом. Имеется лишь указание общего характера о необходимости соблюдения требований, предусмотренных АПК и законом». При соблюдении всех необходимых требований и отсутствия оснований для отказа в принятии или возвращения заявления, судья единолично, не позднее трех дней, выносит определении о принятии. В определении при введении наблюдения указывается о назначении временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии таких предложений – из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих; меры по обеспечению требований кредиторов. Подготовка дела к судебному разбирательству состоит из двух этапов.

«Прежде всего, судья производит действия, предусмотренные в статье 112 АПК, которые могут иметь место  в деле о банкротстве, имея в виду, что это – не экономический  спор. Так, в деле о банкротстве  нет истцов и ответчиков, не участвуют  третьи лица, поэтому пункт 1 не применяется. Остальные действия, предусмотренные, в статье 112 могут, совершаться, однако вместо принятия мер по обеспечению  иска судья принимает меры по обеспечению  требований кредиторов, вправе по собственной  инициативе назначить экспертизу».

Затем, при наличии возражений должника по требованиям кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов арбитражный суд проверяет  обоснованность возражений должника. Заседание суда для решения указанного вопроса проводится в срок не позднее  одного месяца до установленного срока  рассмотрения дела о банкротстве. В  отличие от предварительной подготовки дела, проверка обоснованности возражений должника производится в коллегиальном  составе. При коллегиальном рассмотрении дела в состав арбитражного суда должно входить трое или другое нечетное число судей. Сообщение о признании  должника банкротом публикуется арбитражным судом, принявшим такое решение, в «Вестнике Высшего Арбитражного суда» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению за счет имущества должника, а при его отсутствии за счет средств кредиторов. Поскольку закон не содержит четко указания о содержании публикации для арбитражного суда, вероятнее всего, это должно быть просто сообщение о признании должника банкротом.

 

 

2.Процедуры  банкротства

2.1Наблюдение

 

Наблюдение вводится с  момента принятия арбитражным судом  заявления о признании должника банкротом сроком на 3 месяца. Из анализа статьи 56 и п.2 ст. 41 закона можно сделать вывод о том, что моментом введения процедуры наблюдения является вынесение арбитражным судом определения о принятии заявления. Статья 56, устанавливающая общее правило введения наблюдения для всех категорий должников, в тоже время делает оговорку, что данное правило применяется, если иное не установлено законом о банкротстве. Указанная процедура не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, кредитных организаций, осуществляющих незаконную деятельность по привлечению денежных средств, в случае добровольного объявления о банкротстве. Кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Предъявление требований производится в течение месяца со дня вынесения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, путем направления временному управляющему документов, подтверждающих наличие задолженности. Рассмотрев указанные требования, временный управляющий составляет реестр кредиторов и направляет им уведомления о результатах. При рассмотрении данного вопроса следует особо заострить внимание на том моменте, что в случае если должник не представит в арбитражный суд в недельный срок своих возражений по выставленным кредитором требованиям, то данные требования будут признаны установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, как они представлены внешним управляющим. В случае если в производстве суда находится дело, связанное с взысканием с должника денежных средств и иного имущества, кредитор вправе заявить ходатайство о приостановлении производства по данному делу. Если же кредитор не заявит ходатайства, то судом по делу будет вынесено соответствующее решение, и в рамках процесса банкротства требования кредитора будут рассматриваться как установленные. Но здесь необходимо помнить, что в случае пропуска кредитором месячного срока для предъявления требований, он не сможет принять участие в первом собрании кредиторов. Запрещается удовлетворение требований участника – юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников. Поскольку участники юридического лица не признаются законом о банкротстве кредиторами, удовлетворение их требований производится после удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества. Органы управления, в чью компетенцию входит принятия решения по вышеизложенным вопросам, не вправе принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, о создании юридических лиц, о выплате дивидендов и т.д. Тем не менее, введенные законом ограничения полностью не исключают ведение оперативно-хозяйственной деятельности должником, предоставляя ему тем самым возможность восстановить свою платежеспособность. При введении наблюдения руководитель должника не отстраняется, а продолжает осуществлять свои полномочия с учетом установленных ограничений. В тоже время арбитражный суд вправе отстранить руководителя, если он не приминает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества или чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей. Временным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Для осуществления своих полномочий временному управляющему необходимо получение в государственном органе Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению соответствующей лицензии. Полномочия временного управляющего прекращаются с момента принятия арбитражным судом одного из решений: о введении внешнего управления и назначения внешнего управляющего; о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего; об утверждении мирового соглашения; об отказе в признании должника банкротом.

2.2Внешнее  управление

В новом законе в рамках процедуры банкротства применяется  только процедура внешнего управления. Санация, или как названо в  новом законе досудебная санация, выведена за эти рамки и относится к  мерам по предупреждению банкротства.

Досудебная санация.

Закон определяет досудебную санацию как меру по восстановлению платежеспособности должника, применяемую  собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника – юридического лица, кредиторами должника и иными  лицами в целях предупреждения банкротства. Из анализа статьи 27 закона можно  сделать вывод, что мерами по восстановлению платежеспособности является финансовая помощь в размере, достаточном для  погашения денежных обязательств и  обязательных платежей, как на безвозмездной, так и на возмездной основе, в качестве принятия на себя должником и иными лицами обязательств в пользу третьих лиц, предоставивших эту помощь.

Внешнее управление.

Процедура внешнего управления (судебная санация), применяемая к  должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей  полномочий по управлению должником  временному управляющему, не является новой для российского законодательства. Следует отметить, что новый закон  по сравнению с предыдущим более  детально регламентирует данную процедуру. Ходатайство о введении внешнего управления может быть удовлетворено арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве лишь при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность должника. Как и процедура наблюдения, процедура судебной санации предусматривает определенные последствия для должника: руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Закон от 19 ноября 1992 г. предусматривал введение моратория на все требования кредиторов, новый же закон предусматривает введение моратория на определенные требования кредиторов. К достоинствам нового закона можно отнести то, что по сравнению с законом о банкротстве 1992 года настоящий закон существенно расширил меры по восстановлению платежеспособности должника. В рамках внешнего управления может осуществляться: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа предприятия (бизнеса); продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств третьими лицами. Более подробно стоит остановиться лишь на некоторых мерах. Процедура продажи предприятия не является новой для российского законодательства. Правоотношения, возникающие по поводу продажи предприятия должника, регулируются нормами Закона о банкротстве, а также нормами Гражданского Кодекса , в части, не урегулированной законом. Прежде всего, при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Также необходимым условием является проведение инвентаризации имущества. Обязанность проведения инвентаризации обусловлена также требованиями Гражданского Кодекса, поскольку акт инвентаризации является обязательным приложением к договору продажи предприятия. Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иной порядок не установлен планом внешнего управления. Вырученная в ходе данной операции денежная сумма включается в состав имущества предприятия и подлежит зачислению на специально открываемый счет. При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить социальную направленность действующего закона, поскольку исходя из его норм все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют свою силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

2.3Конкурсное  производство

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов, также как и судебная санация, не является новой для российского  законодательства. Начальным моментом открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом  решения о признании должника банкротом. Данное решение может быть вынесено только при условии установления признаков банкротства. Одним из важных моментов нового закона является законодательное закрепление, конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Многие юристы (В.Витрянский, О. Никитина, В. Петрова и др.) отмечают практическое значение данной нормы. Ранее действующий закон не содержал подобных ограничительных сроков, что позволяло конкурсным управляющим растягивать ликвидационную процедуру на долгие годы, получая при этом довольно высокое вознаграждение. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено в самом решении. Решение арбитражного суда должно содержать информацию о назначении конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур, действующих с момента назначения до завершения конкурсного производства. Требования, предъявляемые к кандидатуре конкурсного управляющего и порядок его назначения аналогичные требованиям, установленным законом к кандидатуре внешнего управляющего. Характер осуществляемых функций и возложенных задач определяет и полномочия конкурсного управляющего. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все права и обязанности руководителя должника. К конкурсному управляющему переходят все права по распоряжению имуществом должника. Здесь, следует оговориться, поскольку это право ограничено, где предусматривается обязанность получить одобрение собрания или комитета кредиторов по порядку и срокам отчуждения имущества.

 

Свойственные только конкурсному  управляющему в ликвидационном производстве специфические функции:

1. Проведение инвентаризации  и оценки имущества должника. «Анализ финансового состояния  необходим для формирования конкурсной  массы, что в свою очередь  решает в значительной мере  судьбу имущественных интересов  кредиторов». Для осуществления  указанной деятельности конкурсный  управляющий вправе привлекать  оценщиков и иных специалистов  с оплатой их услуг за счет  имущества должника.

Информация о работе Банкротство