Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:26, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение сущность и правового регулирования института брака в семейном законодательстве Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
проследить историю возникновения и развития брачно-семейных отношений как общественного, а затем, как правового института;
дать общее понятие брака по действующему законодательству Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........
ГЛАВА 1. Общее понятие и сущность брака………………………
1.1. История развития брачно-семейных отношений и их общественно-правового закрепления……………….
1.2. Современное понятие сущности брака…………….
ГЛАВА 2. Правовые основания, условия и порядок заключения брака……………………………………………………....
2.1. Условия заключения брака. Брачный возраст……..
2.2. Порядок заключения брака…...……………………..
ГЛАВА 3. Брачный договор – современное закрепление взаимоотношений между супругами …………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
4 | |
ГЛАВА 1. |
Общее понятие и сущность брака……………………… |
7 |
1.1. История развития брачно-семейных отношений и их общественно-правового закрепления………………. |
7 | |
1.2. Современное понятие сущности брака……………. |
14 | |
ГЛАВА 2. |
Правовые основания, условия и порядок заключения брака…………………………………………………….... |
20 |
2.1. Условия заключения брака. Брачный возраст…….. |
20 | |
2.2. Порядок заключения брака…...…………………….. |
25 | |
ГЛАВА 3. |
Брачный договор – современное закрепление взаимоотношений между супругами …………………………... |
32 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
43 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… |
46 |
В соответствии с частью первой ст. 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. С учетом положений п. 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека семья определена как естественная и основная ячейка общества. В связи с этим основной задачей брачно-семейного законодательства является укрепление семьи и семейных связей. Государство проявляет заботу о семье как посредством установления правовых предписаний ограничительного, дозволительного и регламентирующего характера, так и посредством реализации социально-экономических мер поддержки семьи.
Семья в Республике Беларусь является объектом государственной семейной политики. В соответствии с Основными направлениями государственной семейной политики Республики Беларусь, семья признается непреходящей ценностью для жизни и развития человека с учетом ее определяющей роли в воспитании и социализации новых поколений, сохранении и передаче культурных и нравственных ценностей, традиций нации, достижении общественной стабильности и прогресса. Основными целями государственной семейной политики провозглашены обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций, укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.
Функции семьи осуществляются прежде всего супругами, брак является основой семьи. Право на вступление в брак является конституционным: в соответствии с частью второй ст. 32 Конституции Республики Беларусь женщина и мужчина по достижении брачного возраста на добровольной основе вправе вступить в брак и создать семью с учетом равноправия супругов в семейных отношениях.
Построение семейных отношений на основе указанных норм Основного Закона, установление прав и обязанностей супругов является задачей брачно-семейного законодательства. С учетом конституционных положений в комментируемой статье закреплены правовые основы брака как добровольного союза на началах равенства одной женщины и одного мужчины. Полигамные и однополые союзы однозначно выведены за рамки брачных отношений.
Семья является естественной средой воспроизводства человека, реализации конституционного права на материнство и отцовство. В связи с этим не менее важной задачей брачно-семейного законодательства является охрана материнства и отцовства, реализуемая в том числе посредством установления и обеспечения репродуктивных прав личности, прав и обязанностей родителей.
В древнерусской лексике слово «брачити» означало отбирать что-либо (выбирать хорошее и отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб», что означает «договоримся».
Закрепление в КоБС нормативного определения термина «брак», отсутствовавшего в Кодексе о браке и семье Республики Беларусь от 13.06.1969, позволило сформулировать юридические признаки, раскрывающие семейно-правовую сущность брака. Несмотря на возникновение взаимных прав и обязанностей между супругами, брак нельзя считать сделкой или договором, это особый личностный союз, являющийся основой для создания семьи. В то же время в отличие от религиозных таинств (обручение, венчание) законный брак лишен мистического содержания и воплощает исключительно обоюдные волю и желание будущих супругов создать новые правоотношения между ними.
Целью настоящей работы является рассмотрение сущность и правового регулирования института брака в семейном законодательстве Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
При подготовке и написании настоящей работы использовалось действующее законодательство Республики Беларусь, учебная и научная монографическая литература по исследуемой проблематике, материалы периодической печати.
Сущность брака как
Брак – это способ регулирования
сексуальных отношений в
Социологи утверждают, что в обществе существуют три основных мотива заключения брака: любовь, стереотип – «Делай как все», расчет. Существует точка зрения, что современный кризис семьи, в том числе и исключение детей из основополагающих ценностей брачной жизни обусловлено культивированием эмансипированных форм отношений между полами. Трудно отрицать негативное влияние эмансипации в матримониальной сфере: в настоящее время в цивилизованном мире наметилась тенденция на сознательную бездетность. Происходит перераспределение приоритетных функций брака, вследствие чего демографическая функция уступает место физиологической, экономической и культурно-социальной, меняются брачные стереотипы. Мужчина и женщина вступают в брак с целью упорядочения сексуальных отношений, оказания друг другу материальной и моральной поддержки в любой жизненной ситуации, изначально договариваясь о бездетности. Можно ли признавать браком зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, сознательно не направленный на рождение и воспитание детей, а такой союз – семьей? В действительности же такой брак по своему внутреннему содержанию не отличается от иных, известных зарубежным правопорядкам, партнерств – аналогов брака, являющихся формами создания семьи. Кстати, участниками подобного рода партнерств за рубежом могут быть и однополые лица.
Можно предположить, что брак как общественное учреждение возник раньше, чем государство и право. Хотя правильнее полагать, что существовавшие до возникновения государства и права формы сожительств мужчин и женщин были скорее прототипами брака, а не браком в его современном понимании. В браке право постоянно сталкивается с естественным и общественным феноменом. Право не может полностью подчинить себе отношения, возникающие из брака: супружескую верность, рождение и воспитание детей и т.п. Как заключил Радбрух Густав, право и брак находятся в состоянии конфронтации. Такое утверждение представляется ошибочным, поскольку именно право превращает фактическое сожительство мужчины и женщины в брак, посредством специального оформления отношений. От различных социальных факторов зависит, признает ли право равные по своей природной основе отношения полов законным или незаконным браком, потомство, рожденное в таких сожитиях, законнорожденным или внебрачным. Следует признать, что отдельные правопорядки предоставляют правовую охрану и неоформленному союзу мужчины и женщины (фактическому сожительству).
Традиционно брачно-семейные отношения
анализировались в общем контек
Без изучения брака как исторической категории невозможно понять его социальную сущность. Необходимо отметить, что реконструкция картины становления и развития брачных отношений не является абсолютно достоверной и по-прежнему остается научной гипотезой. Парадигмальная концепция семьи и брака Льюиса Г. Моргана – американского юриста и этнолога – выдержала испытание временем и отнесена к классической. Он различал пять последовательных форм семьи, каждой из которых соответствовал свой порядок брака. Первая форма семьи – кровнородственная, основанная на групповом браке братьев и сестер как родных, так и коллатеральных. Следующая форма – пуналуальная семья. Базировалась такая семья также на групповом браке, однако жены и мужья уже не являлись родственниками друг другу, напротив, они происходили из разных родовых племен. Более совершенная форма семьи – парная – имела в своей основе сожительство одного мужчины с одной женщиной, правда, без исключительности, и, более того, продолжительность такого союза зависела только от желания его участников. Четвертая, называемая Льюисом Г. Морганом эволюционная ступень в развитии социального института семьи – это патриархальная семья. Характеризуется патриархальная семья организацией под властью одного мужчины известного количества жен и детей (их потомков). Однако наличие полигамии – не обязательный признак такой семьи. И последняя форма постоянно развивающегося общественного института семьи – моногамия. При такой форме семьи отдельная пара вступает в брачный союз, как правило, пожизненно. История моногамии насчитывает примерно три тысячелетия, и эта форма семьи и брака постоянно совершенствуется. Не менее значительный вклад в учение о сущности брака внес Ф. Энгельс. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он подтвердил выводы Льюиса Г. Моргана о формах семьи и брака в зависимости от стадий развития общественного производства и заключил, что уже самое возникновение брака было органически и непосредственно связано с моментом общественного его признания со стороны рода, племени.
Против предположения общинных браков у людей выступал В.И. Сергеевич в «Лекциях и исследованиях по древней истории русского права». Хотя при этом им не оспаривалась вероятность существования таких форм брака, как: моногамия, полигамия (полиандрия и полигиния) и совершенно беспорядочные отношения мужчин и женщин. Однако открытие Льюиса Г. Моргана подтверждается огромным этнографическим материалом и результатами ранее и позднее проведенных исследований. До Льюиса Г. Моргана в середине XIX в. швейцарский историк И.Я. Бахофен («Материнское право», 1861) и шотландский юрист Дж. Ф. Мак-Леннану («Первобытный брак», 1865) независимо друг от друга провели изучение изменчивости форм семьи и брака и пришли к выводу о предшествовании матриархата патриархату. Их идеи не были приняты всеми, со стороны Г. Мэна, Э. Тейлора, К. Штарке, А. Вестермарка, Э. Гроссе они подверглись острой критике. Вместе с тем нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колера, М. Ковалевского, Л. Штернберга, а позже дали возможность провести полное и всестороннее исследование Льюису Г. Моргану и открыть законы социального развития Ф. Энгельсу.