Брак по семейному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение сущность и правового регулирования института брака в семейном законодательстве Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
 проследить историю возникновения и развития брачно-семейных отношений как общественного, а затем, как правового института;
 дать общее понятие брака по действующему законодательству Республики Беларусь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........
ГЛАВА 1. Общее понятие и сущность брака………………………
1.1. История развития брачно-семейных отношений и их общественно-правового закрепления……………….
1.2. Современное понятие сущности брака…………….
ГЛАВА 2. Правовые основания, условия и порядок заключения брака……………………………………………………....
2.1. Условия заключения брака. Брачный возраст……..
2.2. Порядок заключения брака…...……………………..
ГЛАВА 3. Брачный договор – современное закрепление взаимоотношений между супругами …………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

Брак по СП РБ (курсовая).doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........

4

   

ГЛАВА 1.

Общее понятие и сущность брака………………………

7

 

1.1. История развития брачно-семейных отношений и их общественно-правового закрепления……………….

 

7

 

1.2. Современное понятие сущности брака…………….

14

ГЛАВА 2.

Правовые основания, условия и  порядок заключения брака……………………………………………………....

 

20

 

2.1. Условия заключения брака. Брачный возраст……..

20

 

2.2. Порядок заключения брака…...……………………..

25

ГЛАВА 3.

Брачный договор – современное  закрепление взаимоотношений между супругами …………………………...

 

32

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

46


 

 

 

 

Введение

 

В соответствии с частью первой ст. 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. С учетом положений п. 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека семья определена как естественная и основная ячейка общества. В связи с этим основной задачей брачно-семейного законодательства является укрепление семьи и семейных связей. Государство проявляет заботу о семье как посредством установления правовых предписаний ограничительного, дозволительного и регламентирующего характера, так и посредством реализации социально-экономических мер поддержки семьи.

Семья в Республике Беларусь является объектом государственной семейной политики. В соответствии с Основными направлениями государственной семейной политики Республики Беларусь, семья признается непреходящей ценностью для жизни и развития человека с учетом ее определяющей роли в воспитании и социализации новых поколений, сохранении и передаче культурных и нравственных ценностей, традиций нации, достижении общественной стабильности и прогресса. Основными целями государственной семейной политики провозглашены обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций, укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.

Функции семьи осуществляются прежде всего супругами, брак является основой  семьи. Право на вступление в брак является конституционным: в соответствии с частью второй ст. 32 Конституции Республики Беларусь женщина и мужчина по достижении брачного возраста на добровольной основе вправе вступить в брак и создать семью с учетом равноправия супругов в семейных отношениях.

Построение семейных отношений  на основе указанных норм Основного Закона, установление прав и обязанностей супругов является задачей брачно-семейного законодательства. С учетом конституционных положений в комментируемой статье закреплены правовые основы брака как добровольного союза на началах равенства одной женщины и одного мужчины. Полигамные и однополые союзы однозначно выведены за рамки брачных отношений.

Семья является естественной средой воспроизводства человека, реализации конституционного права на материнство и отцовство. В связи с этим не менее важной задачей брачно-семейного законодательства является охрана материнства и отцовства, реализуемая в том числе посредством установления и обеспечения репродуктивных прав личности, прав и обязанностей родителей.

В древнерусской лексике слово  «брачити» означало отбирать что-либо (выбирать хорошее и отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб», что означает «договоримся».

Закрепление в КоБС нормативного определения  термина «брак», отсутствовавшего в Кодексе о браке и семье Республики Беларусь от 13.06.1969, позволило сформулировать юридические признаки, раскрывающие семейно-правовую сущность брака. Несмотря на возникновение взаимных прав и обязанностей между супругами, брак нельзя считать сделкой или договором, это особый личностный союз, являющийся основой для создания семьи. В то же время в отличие от религиозных таинств (обручение, венчание) законный брак лишен мистического содержания и воплощает исключительно обоюдные волю и желание будущих супругов создать новые правоотношения между ними.

Целью настоящей работы является рассмотрение сущность и правового регулирования института брака в семейном законодательстве Республики Беларусь.

Для достижения указанной цели автор  поставил перед собой следующие  задачи:

  • проследить историю возникновения и развития брачно-семейных отношений как общественного, а затем, как правового института;
  • дать общее понятие брака по действующему законодательству Республики Беларусь;
  • проанализировать условия заключения брака;
  • проследить порядок заключения брака, предписанный нормами брачно-семейного законодательства;
  • дать характеристику брачному договору как современному способу закрепления правовых отношений между супругами.

При подготовке и написании настоящей  работы использовалось действующее законодательство Республики Беларусь, учебная и научная монографическая литература по исследуемой проблематике, материалы периодической печати.

 

 

Глава 1

Общее понятие и сущность брака

1.1 История развития  брачно-семейных отношений и их  общественно-правового закрепления

 

Сущность брака как общественного  феномена определялась и определяется учеными по-разному. Не существует универсальной дефиниции брака, которая бы не только определяла природу данного микросоциального организма, но и удовлетворяла бы всем его аспектам. Задача осложняется еще и тем обстоятельством, что брак постоянно находится в процессе эволюции, причем на изменение форм этого социального учреждения влияют не только экономические отношения, но и все элементы надстройки общества: государство, право, искусство, религия, мораль и нравственность. Брак следует рассматривать только во взаимосвязи как юридическое, нравственное, религиозное, социально-психологическое, физиологическое, экономическое явление. Примечательно то, что представители различных отраслей знаний исследуют брак комплексно, именно как многогранную категорию. В рамках настоящей работы с целью объяснения феномена брака термины «брачная пара» и «супружеская семья» будут использоваться как равнозначные. Такая терминология используется социологами. Бесспорно, брак и основанная на браке семья являются важнейшими общечеловеческими ценностями. Феномен брака и семьи привлекал умы ученых от Платона с его утопическими идеями об общности жен и детей, от противостоящего ему Аристотеля, отстаивавшего автономность семьи относительно государства, до Гоббса, Руссо, Милля, утверждавших, что семья и брак направлены на деспотизм и унижение личности.

Брак – это способ регулирования  сексуальных отношений в обществе от промискуитета до эгалитарного союза. Существует мнение, что «выживание людей как вида и эволюционный прогресс стали возможны лишь благодаря уникальному сочетанию сексуального и репродуктивного поведения». Бесспорно, важнейшим фактором социализации людей является именно упорядочение отношений между полами. Становление человеческого общества предполагало обуздание основного животного инстинкта – сексуального, установление особых форм отношений между мужчиной и женщиной, к числу которых относятся брак и семья. Из ничем не ограничиваемого инстинкта размножения выводились социальные особенности жизнедеятельности человека. Во все исторические эпохи брак носил универсальный характер, поскольку в человеческом браке есть нечто большее, коренящееся в глубочайшей сущности человеческой природы и общества, совмещающее экономическое и сексуальное (репродуктивное) воедино. На протяжении всей человеческой истории брак является социальным основанием, порождающим отношения не только супружества, но и родительства. Брак – это уникальная форма удовлетворения потребности человека в детях (в своем продолжении), а для человечества в целом – это основной способ простого воспроизводства населения. Демографическая функция является главной и специфической функцией брака как социального организма. Об обязательности рождения детей в браке английский ученый Р. Флетчер писал так: «...для многих людей настоящая брачная жизнь начинается не с формальной регистрации брака, а с того момента, когда появляется ребенок или признаки беременности...». В.В. Ярков указывал на то, что брак является основой семьи, предназначение которой прежде всего в воспитании детей и заботе об их будущем, что не может не затрагивать интересы современного общества. Именно поэтому условия вступления в брак, основания его расторжения не могут считаться частным делом самих супругов. Вступая в брак, они берут на себя определенные обязанности, главная из которых – воспитание детей. В этом и состоит тот общественный интерес, во имя которого государство сохраняет за собой право вмешиваться в эту сферу человеческой жизни. По мнению О.Ю. Ильиной и Ю.Ф. Беспалова, государство чрезмерно вмешивается в дела семьи.

Социологи утверждают, что в обществе существуют три основных мотива заключения брака: любовь, стереотип – «Делай как все», расчет. Существует точка зрения, что современный кризис семьи, в том числе и исключение детей из основополагающих ценностей брачной жизни обусловлено культивированием эмансипированных форм отношений между полами. Трудно отрицать негативное влияние эмансипации в матримониальной сфере: в настоящее время в цивилизованном мире наметилась тенденция на сознательную бездетность. Происходит перераспределение приоритетных функций брака, вследствие чего демографическая функция уступает место физиологической, экономической и культурно-социальной, меняются брачные стереотипы. Мужчина и женщина вступают в брак с целью упорядочения сексуальных отношений, оказания друг другу материальной и моральной поддержки в любой жизненной ситуации, изначально договариваясь о бездетности. Можно ли признавать браком зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, сознательно не направленный на рождение и воспитание детей, а такой союз – семьей? В действительности же такой брак по своему внутреннему содержанию не отличается от иных, известных зарубежным правопорядкам, партнерств – аналогов брака, являющихся формами создания семьи. Кстати, участниками подобного рода партнерств за рубежом могут быть и однополые лица.

Можно предположить, что брак как  общественное учреждение возник раньше, чем государство и право. Хотя правильнее полагать, что существовавшие до возникновения государства и права формы сожительств мужчин и женщин были скорее прототипами брака, а не браком в его современном понимании. В браке право постоянно сталкивается с естественным и общественным феноменом. Право не может полностью подчинить себе отношения, возникающие из брака: супружескую верность, рождение и воспитание детей и т.п. Как заключил Радбрух Густав, право и брак находятся в состоянии конфронтации. Такое утверждение представляется ошибочным, поскольку именно право превращает фактическое сожительство мужчины и женщины в брак, посредством специального оформления отношений. От различных социальных факторов зависит, признает ли право равные по своей природной основе отношения полов законным или незаконным браком, потомство, рожденное в таких сожитиях, законнорожденным или внебрачным. Следует признать, что отдельные правопорядки предоставляют правовую охрану и неоформленному союзу мужчины и женщины (фактическому сожительству).

Традиционно брачно-семейные отношения  анализировались в общем контексте общественного развития. Экзистенциальная важность семейной организации образа жизни людей и семейной формы хозяйствования обусловливает сохранение данного социального института на протяжении всего периода истории человечества (от дикости до цивилизации), хотя и в постоянно изменяющемся виде. Гипотетическая схема развития семьи начинается именно с брачной пары. «Как правило, семья возникает в момент заключения брака, семья растет с рождением каждого ребенка...». Брак является легитимным признанием отношений между мужчиной и женщиной, их сожительства (сексуального партнерства), результатом которого, как правило, является рождение детей.         Г. Гегель в «Философии права» утверждал, что семья может появиться только в результате брака, и представляет собой союз супругов, родителей и детей, другие союзы совместно проживающих лиц названы им «родом или домом».

Без изучения брака как исторической категории невозможно понять его  социальную сущность. Необходимо отметить, что реконструкция картины становления и развития брачных отношений не является абсолютно достоверной и по-прежнему остается научной гипотезой. Парадигмальная концепция семьи и брака Льюиса Г. Моргана – американского юриста и этнолога – выдержала испытание временем и отнесена к классической. Он различал пять последовательных форм семьи, каждой из которых соответствовал свой порядок брака. Первая форма семьи – кровнородственная, основанная на групповом браке братьев и сестер как родных, так и коллатеральных. Следующая форма – пуналуальная семья. Базировалась такая семья также на групповом браке, однако жены и мужья уже не являлись родственниками друг другу, напротив, они происходили из разных родовых племен. Более совершенная форма семьи – парная – имела в своей основе сожительство одного мужчины с одной женщиной, правда, без исключительности, и, более того, продолжительность такого союза зависела только от желания его участников. Четвертая, называемая Льюисом Г. Морганом эволюционная ступень в развитии социального института семьи – это патриархальная семья. Характеризуется патриархальная семья организацией под властью одного мужчины известного количества жен и детей (их потомков). Однако наличие полигамии – не обязательный признак такой семьи. И последняя форма постоянно развивающегося общественного института семьи – моногамия. При такой форме семьи отдельная пара вступает в брачный союз, как правило, пожизненно. История моногамии насчитывает примерно три тысячелетия, и эта форма семьи и брака постоянно совершенствуется. Не менее значительный вклад в учение о сущности брака внес Ф. Энгельс. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он подтвердил выводы Льюиса Г. Моргана о формах семьи и брака в зависимости от стадий развития общественного производства и заключил, что уже самое возникновение брака было органически и непосредственно связано с моментом общественного его признания со стороны рода, племени.

Против предположения общинных браков у людей выступал В.И. Сергеевич в «Лекциях и исследованиях по древней истории русского права». Хотя при этом им не оспаривалась вероятность существования таких форм брака, как: моногамия, полигамия (полиандрия и полигиния) и совершенно беспорядочные отношения мужчин и женщин. Однако открытие Льюиса Г. Моргана подтверждается огромным этнографическим материалом и результатами ранее и позднее проведенных исследований. До Льюиса Г. Моргана в середине XIX в. швейцарский историк И.Я. Бахофен («Материнское право», 1861) и шотландский юрист Дж. Ф. Мак-Леннану («Первобытный брак», 1865) независимо друг от друга провели изучение изменчивости форм семьи и брака и пришли к выводу о предшествовании матриархата патриархату. Их идеи не были приняты всеми, со стороны Г. Мэна, Э. Тейлора, К. Штарке, А. Вестермарка, Э. Гроссе они подверглись острой критике. Вместе с тем нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колера, М. Ковалевского, Л. Штернберга, а позже дали возможность провести полное и всестороннее исследование Льюису Г. Моргану и открыть законы социального развития Ф. Энгельсу.

Информация о работе Брак по семейному праву