Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 06:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ деятельности центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Избирательная система в Российской Федерации;
Изучить понятие избирательного права и виды избирательных; систем в Российской Федерации;
Рассмотреть избирательный процесс и избирательное законодательство в Российской Федерации;
Принципы и организация выборов в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Избирательная система в Российской Федерации……………………………4
1.1 Понятие избирательного права в Российской Федерации……………..4
1.2 Виды избирательных систем в Российской Федерации………………..7
1.3 Избирательный процесс в Российской Федерации……………………10
1.4 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации……...17
2 Избирательное законодательство в Российской Федерации………………..21
2.1 Юридическая составляющая в Российской Федерации………………...21
2.2 Принципы и организация выборов в Российской Федерации………….27
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Избирательная система в Российской Федерации……………………………4
1.1 Понятие избирательного права в Российской Федерации……………..4
1.2 Виды избирательных систем в Российской Федерации………………..7
1.3 Избирательный процесс в Российской Федерации……………………10
1.4 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации……...17
2 Избирательное законодательство в Российской Федерации………………..21
2.1 Юридическая составляющая в Российской Федерации………………...21
2.2 Принципы и организация выборов в Российской Федерации………….27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Современный этап развития
избирательного права и избирательной
системы Российской Федерации берет
свое начало с конца 1993 года. Указом
Президента Российской Федерации от
21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной
реформе в Российской Федерации»
было прервано осуществление законодательной,
распорядительной и контрольной
функций Съездом народных депутатов
Российской Федерации и Верховным
Советом Российской Федерации. Последующими
указами Президента Российской Федерации,
исходя из принципиальных положений
существовавшего к этому
После проведения первых выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации и принятия в результате всенародного голосования новой Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 года) продолжилось развитие избирательного права, теперь уже на конституционной основе. На федеральном уровне и в каждом из субъектов Российской Федерации были приняты пакеты законодательных и иных актов, содержащих нормы избирательного права.
Федеральная Конституция
установила основы и принципы государственного
строя, систему органов
Актуальность темы подчеркивается особой ролью избирательных комиссий в обеспечении конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Целью данной работы является изучение и анализ деятельности центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Избирательное
право – достаточно сложное политико-правовое
понятие, достаточно неоднозначно трактуемое
в науке и практике.
Особенностью русскоязычной юридической
лексики является наличие у понятия «право»
всегда, как минимум, двух основных смыслов
– 1) «объективного» - как одного из видов
регуляторов общественных отношений –
совокупности правил поведения, определённым
образом формализованных и подкреплённых
силой государственного принуждения;
2) «субъективного» - индивидуальной возможности
субъекта общественного отношения действовать
по своему усмотрению (в определённых
рамках).
Эта особенность касается и понятия «избирательное
право». При большом количестве существующих
в общественных науках определений оно
используется в двух основных смыслах.
1) В первом смысле – как объективное избирательное право – это один из важнейших институтов (подотраслей) российского конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в Российской Федерации.1
Для правильного понимания данного
определения необходимо, естественно,
прояснить и понятие выборов.
В соответствии с определением, закреплённым
в п. 9) ст. 2 Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан РФ»
от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, выборы - форма прямого волеизъявления
граждан, осуществляемого в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, конституциями
(уставами), законами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных образований
в целях формирования органа государственной
власти, органа местного самоуправления
или наделения полномочиями должностного
лица (в соответствии с российским избирательным
и муниципальным законодательством в
муниципальных выборах может участвовать
строго определённая категория иностранных
граждан, о чём подробнее – при рассмотрении
правого статуса избирателя).
Вообще выборы – не менее дискуссионное
понятие, нежели избирательное право.
Так, например, известный французский
учёный М. Прело понятием «выборы» обозначал
состязание юридически квалифицируемых
воль с целью провести назначение2.
В любом случае, выборы отличаются
от референдума, который в законодательстве
РФ определяется как «форма прямого
волеизъявления граждан Российской
Федерации по наиболее важным вопросам
государственного и местного значения
в целях принятия решений, осуществляемого
посредством голосования
В этой же связи выборы следует отличать от иных форм непосредственной демократии – отзыва выборных должностных лиц, собраний, митингов и т.д.
2) Во втором смысле – как субъективное избирательное право – это право граждан Российской Федерации:
а)
избирать (активное избирательное право)
в органы государственной власти и местного
самоуправления и
б) быть избранными в органы
государственной власти и местного самоуправления
(пассивное избирательное право).
В этом смысле избирательное право
- это свобода действий отдельного
гражданина в определённых законом
рамках при участии в выборах
(выше уже говорилось о том, что
для некоторых иностранцев в
законодательстве делается исключение
в отношении возможности
Необходимо подчеркнуть, что в отличие от ряда государств (Бельгия, Люксембург, Австрия, Греция, Турция, Бразилия, Венесуэла, Австралия и т.д.) в России участие в выборах является именно правом, а не обязанностью гражданина, т.е. за неучастие в выборах на него не налагаются санкции юридического характера. Разные специалисты неоднозначно оценивают этот факт, так как свобода участия или неучастия в выборах может повлечь такое негативное явление как абсентеизм – равнодушное или отрицательное отношение избирателей к политическому процессу вообще и в том числе выборам.
Между тем, как отмечают Ю.А. Веденеев и В.И. Лысенко «социальная ценность выборов в том и состоит, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами политической власти»4.
К этому можно добавить, что выборы должны выступать механизмом обеспечения обратной связи между народом и органами публичной власти (государственными органами и органами местного самоуправления), т.е. управляющий импульс идёт не только от властных органов к гражданам, но и в обратном направлении. Также выборы оформляют политическую ответственность выборных должностных лиц и органов перед избирателями – те из них, кто действовал неэффективно и не выполнил своих предвыборных обещаний, могут быть непереизбраны на очередной срок.
Нельзя не отметить и значение выборов как самого легитимного из способов формирования персонального состава должностей и публично-властных органов.
С другой стороны, некоторые учёные (особенно политологи, философы и социологи) начинают отмечать некоторый кризис реализации демократических институтов, например, в западных странах выражающийся в их некоторой театрализации, вышеупомянутом абсентеизме и т.д. Однако это не означает отрицания ценности самого института выборов и избирательного права. Возможно, выход следует искать на путях обновления теории и адекватной оптимизации избирательного законодательства.
Избирательная система - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В мировой практике получили наибольшее распространение две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют много различных вариантов.
Мажоритарная избирательная система. Ее главной особенностью является то, что избранным считается тот кандидат (список кандидатов), которые получили большинство голосов избирателей. Различаются три разновидности мажоритарной избирательной системы: - относительного большинства;
Мажоритарная система
относительного большинства - это система,
при которой считается
Второй тур голосования по кандидатуре Президента проводится по такой системе.
Мажоритарная система абсолютного большинства - эта система обозначает, что избранным считается кандидат или список кандидатов, за которого проголосовали не менее 50% голосов избирателей плюс один голос.
Такая система отличается
тем, что если никто из кандидатов
сразу не набрал более половины голосов
избирателей, то проводится второй тур,
в котором участвуют два
Мажоритарная система квалифицированного большинства - это система, при которой избранными считаются кандидат или список кандидатов, получившие заранее установленное квалифицированное число голосов избирателей (например 2/3 и т.п.)
Пропорциональная
Данная система используется при проведении выборов депутатов в представительные органы государственной власти, когда в них принимают участие политические партии, которые формируют свои списки кандидатов по многомандатным округам.
Разновидностей
Известны две системы, именуемые системами «жестких» и « гибких» списков. При системе «жестких» списков очередность кандидатов определяется партией уже при формировании списка: депутатами становятся в порядке « очередности» указанной в списке.
При системе «гибких» списков
избирателям предоставляется
В ряде стран при применении пропорциональной избирательной системы действует заградительный барьер, то есть минимальное количество голосов избирателей, при наличии которых партия имеет право участвовать в распределении депутатских мандатов. Так, в ходе выборов в Государственную Думу 1999 и 2003 года действовал 5 % заградительный барьер.
К недостаткам данной избирательной системы можно отнести то, что избиратели не знают многих кандидатов вовсе. Голосуя за список кандидатов в депутаты от той или иной партии избиратель знает лишь 3-4 кандидатов из списка, а то и того меньше, так называемое «лицо партии». За примерами далеко ходить не надо: в Государственной Думе нынешнего созыва фракция
Еще одни видом избирательных систем можно выделить смешанную избирательную систему. Она применяется при выборах депутатов и соединяет в себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем. В РФ она применялась при выборах депутатов Государственной Думы, где из 450 депутатов 225 избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 225 по пропорциональной системе по единому федеральному избирательному округу, охватывающему всю территорию РФ.
Информация о работе Центральная избирательная комиссия Российской Федерации