Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 06:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ деятельности центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Избирательная система в Российской Федерации;
Изучить понятие избирательного права и виды избирательных; систем в Российской Федерации;
Рассмотреть избирательный процесс и избирательное законодательство в Российской Федерации;
Принципы и организация выборов в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Избирательная система в Российской Федерации……………………………4
1.1 Понятие избирательного права в Российской Федерации……………..4
1.2 Виды избирательных систем в Российской Федерации………………..7
1.3 Избирательный процесс в Российской Федерации……………………10
1.4 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации……...17
2 Избирательное законодательство в Российской Федерации………………..21
2.1 Юридическая составляющая в Российской Федерации………………...21
2.2 Принципы и организация выборов в Российской Федерации………….27
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами:
1) организует подготовку
и проведение выборов,
2) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального закона;
3) принимает инструкции
и иные нормативные акты по
вопросам применения
4) оказывает нижестоящим
избирательным комиссиям
5) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию ГАС «Выборы», её отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов;
6) доводит до сведения
политических партий, избирательных
комиссий субъектов Российской
Федерации на основании данных
о числе избирателей,
7) заслушивает сообщения
представителей федеральных
8) распределяет средства,
выделенные из федерального
9) заверяет и регистрирует
федеральные списки кандидатов,
публикует зарегистрированные
10) регистрирует доверенных
лиц и уполномоченных
11) заверяет списки
12) выдает зарегистрированным
кандидатам, доверенным лицам политических
партий удостоверения
13) осуществляет контроль за соблюдением правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории Российской Федерации;
14) устанавливает единую
нумерацию избирательных
15) утверждает формы (в
том числе при необходимости
машиночитаемые) документов, связанных
с подготовкой и проведением
выборов, определяет способы
16) утверждает текст
17) утверждает образцы
печатей избирательных
18) устанавливает порядок
доставки в избирательные
19) разрабатывает нормативы
технологического оборудования (кабины
для голосования, ящики для
голосования) для участковых
20) рассматривает вопросы
материально-технического
21) обеспечивает информирование
избирателей о сроках и
22) устанавливает, кто
из зарегистрированных
23) определяет результаты выборов и осуществляет их официальное опубликование;
24) составляет списки
25) назначает и организует повторные выборы;
26) рассматривает жалобы
(заявления) на решения и
27) осуществляет иные полномочия
в соответствии с настоящим
Федеральным законом и
2.1 Юридическая составляющая выборов в Российской Федерации
Выборное законодательство Российской Федерации насчитывает тысячи нормативных актов, но все их можно подразделить на следующие категории:
Конституция Российской Федерации. Высший юридический акт на всей территории государства, закладывающий основы всей государственности, в том числе и основы выборного законодательства.
Федеральное законодательство.
Самым важным на федеральном уровне
законом, определяющий всё выборное
законодательство является Федеральный
закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации». Данный закон
вводи основные понятия выборного
процесса, регулирует отношения органов
власти, политических партий и граждан
в сфере выборов, определяет порядок
проведения выборов. Важнейшими нормативными
актами являются Федеральный конституционный
закон «О выборах Президента Российской
Федерации» и Федеральный конституционный
закон «О выборах депутатов
Региональные нормативные акты. Каждый Субъект Российской Федерации имеет свою Конституцию или Устав, где так же, как и в Конституции Российской Федерации, прописаны основы государственного строя, в том числе и основы выборного законодательства. На региональном уровне существуют нормативные прописывающие процесс выборов органов власти на территории всего субъекта.
Местные нормативные акты. Каждый муниципалитет в России имеет Устав, в котором указываются основы выборов в данной территории.
Все указанные нормативные акты в сумме составляют выборное законодательство Российской Федерации
2.2 Принципы организации и проведения выборов
Развитие современного российского избирательного законодательства, практика его применения, перспективы развития на рубеже XXI века, базируется на нормах Конституции России, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также иных законах о выборах. Это позволяет сделать вывод, что в основу организации и проведения всех уровней федерального, регионального и муниципального выборов положены следующие базовые (стандарты) начала:
Обязательность выборов. Этот принцип характеризуется тем, что выборы являются обязательным (императивным) и единственным законным (легитимным) способом формирования избираемых гражданами России представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Любые иные варианты завладения выборными полномочиями противоречат Основному закону и действующему федеральному законодательству и не могут квалифицироваться иначе как нарушение основ конституционного строя Российского государства.
Обязательность выборов означает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от принятия решения об их и проведении в установленные законодательством сроки, отменять назначенные выборы или переносить их.
Практика показывает, что обязательность назначения выборов не всегда надежно была подкреплена соответствующими юридическими гарантиями, и в особенности на уровне ряда субъектов Российской Федерации. Это нередко приводило к тому, что уклонение от назначения выборов в установленные сроки стало нередким явлением в отдельных регионах. Так, из-за несовершенства регионального избирательного законодательства в вопросах назначения выборов по состоянию на январь 1997 года в 42 субъектах Российской Федерации не были в установленные сроки проведены выборы законодательных (представительных) органов государственной власти8.
Для оптимального решения этого существенного вопроса был определен в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" механизм назначения региональных выборов. Согласно ему выборы в обязательном порядке проводятся в сроки, установленные Конституцией России, федеральными законами, конституциями и законами субъектов Российской Федерации и являющиеся обязательными на всей их территории (ст. 9).
В случае, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, установленные уставами и законами субъектов Российской Федерации, они назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий выборного органа (ст. 10 названного Закона).
В случае, если выборы не будут назначены соответствующей избирательной комиссией или избирательная комиссия отсутствует, тогда выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора должны назначаться соответствующим судом общей юрисдикции, а проведение их возлагается на избирательную комиссию, формируемую Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Кроме того, законодатель счел
важным дополнить принцип
Предусмотренные федеральным законодательством судебные гарантии обязательности назначения выборов исключают любые возможности для уклонения от решения вопроса о дате их проведения.
Реализация избирательными комиссиями права назначения и проведения выборов способствует обязательному проведению избирательных кампаний, а также созданию дополнительных гарантий их организации и проведения.
Несомненно, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" существенно расширил возможности избирательных комиссий в вопросах назначения выборов, распространив их также на проведение досрочных выборов.
Информация о работе Центральная избирательная комиссия Российской Федерации