Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ деятельности центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Избирательная система в Российской Федерации;
Изучить понятие избирательного права и виды избирательных; систем в Российской Федерации;
Рассмотреть избирательный процесс и избирательное законодательство в Российской Федерации;
Принципы и организация выборов в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Избирательная система в Российской Федерации……………………………4
1.1 Понятие избирательного права в Российской Федерации……………..4
1.2 Виды избирательных систем в Российской Федерации………………..7
1.3 Избирательный процесс в Российской Федерации……………………10
1.4 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации……...17
2 Избирательное законодательство в Российской Федерации………………..21
2.1 Юридическая составляющая в Российской Федерации………………...21
2.2 Принципы и организация выборов в Российской Федерации………….27
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.docx

— 69.83 Кб (Скачать файл)

Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации при  подготовке и проведении выборов  депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных  федеральными законами:

1) организует подготовку  и проведение выборов, руководит  деятельностью избирательных комиссий;

2) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального закона;

3) принимает инструкции  и иные нормативные акты по  вопросам применения настоящего  Федерального закона;

4) оказывает нижестоящим  избирательным комиссиям правовую, методическую, организационно-техническую  и иную помощь;

5) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию ГАС «Выборы», её отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов;

6) доводит до сведения  политических партий, избирательных  комиссий субъектов Российской  Федерации на основании данных  о числе избирателей, зарегистрированных  в соответствии с требованиями  статьи 16 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации» на территориях субъектов  Российской Федерации, представленных  исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, данные о числе избирателей,  зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации;

7) заслушивает сообщения  представителей федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и  проведением выборов;

8) распределяет средства, выделенные из федерального бюджета  на финансовое обеспечение подготовки  и проведения выборов, деятельности  избирательных комиссий и осуществления  их полномочий, эксплуатации и  развития средств автоматизации,  на обучение организаторов выборов  и избирателей, осуществляет контроль  за целевым использованием этих  средств, а также за поступлением  средств в избирательные фонды  политических партий и расходованием  этих средств;

9) заверяет и регистрирует  федеральные списки кандидатов, публикует зарегистрированные федеральные  списки кандидатов, при этом не  публикуются следующие сведения  о каждом из кандидатов: адрес  места жительства в части наименования  улицы, номера дома и квартиры, серия, номер и дата выдачи  паспорта или документа, заменяющего  паспорт гражданина, наименование  или код органа, выдавшего паспорт  или документ, заменяющий паспорт  гражданина;

10) регистрирует доверенных  лиц и уполномоченных представителей  политических партий, в том числе  уполномоченных представителей  политических партий по финансовым  вопросам;

11) заверяет списки уполномоченных  представителей региональных отделений  политических партий по финансовым  вопросам;

12) выдает зарегистрированным  кандидатам, доверенным лицам политических  партий удостоверения установленного  образца;

13) осуществляет контроль за соблюдением правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории Российской Федерации;

14) устанавливает единую  нумерацию избирательных участков, образованных за пределами территории  Российской Федерации;

15) утверждает формы (в  том числе при необходимости  машиночитаемые) документов, связанных  с подготовкой и проведением  выборов, определяет способы защиты  избирательного бюллетеня, открепительного  удостоверения, а при необходимости — способы защиты списка избирателей и других документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, решает вопросы, касающиеся изготовления указанных документов;

16) утверждает текст избирательного  бюллетеня на русском языке;

17) утверждает образцы  печатей избирательных комиссий;

18) устанавливает порядок  доставки в избирательные комиссии  документов, связанных с подготовкой  и проведением выборов, а также  утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере архивного дела, порядок хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения указанных документов;

19) разрабатывает нормативы  технологического оборудования (кабины  для голосования, ящики для  голосования) для участковых избирательных  комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;

20) рассматривает вопросы  материально-технического обеспечения  выборов;

21) обеспечивает информирование  избирателей о сроках и порядке  осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, политических  партиях, выдвинувших федеральные  списки кандидатов;

22) устанавливает, кто  из зарегистрированных кандидатов, включенных в федеральные списки  кандидатов, избраны депутатами  Государственной Думы, и выдает  им удостоверения об избрании;

23) определяет результаты  выборов и осуществляет их  официальное опубликование;

24) составляет списки зарегистрированных  кандидатов, избранных депутатами  Государственной Думы, и передает  эти списки и необходимые документы  в Государственную Думу;

25) назначает и организует  повторные выборы;

26) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий  субъектов Российской Федерации,  их должностных лиц и принимает  по жалобам (заявлениям) мотивированные  решения;

27) осуществляет иные полномочия  в соответствии с настоящим  Федеральным законом и Федеральным  законом «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации».

    1. Избирательное законодательство в Российской Федерации

 

      2.1 Юридическая составляющая выборов в Российской Федерации

 

Выборное законодательство Российской Федерации насчитывает  тысячи нормативных актов, но все  их можно подразделить на следующие  категории:

Конституция Российской Федерации. Высший юридический акт на всей территории государства, закладывающий основы всей государственности, в том числе  и основы выборного законодательства.

Федеральное законодательство. Самым важным на федеральном уровне законом, определяющий всё выборное законодательство является Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации». Данный закон  вводи основные понятия выборного  процесса, регулирует отношения органов  власти, политических партий и граждан  в сфере выборов, определяет порядок  проведения выборов. Важнейшими нормативными актами являются Федеральный конституционный  закон «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный конституционный  закон «О выборах депутатов Государственной  думы Федерального собрания Российской Федерации», прописывающие весь выборный процесс указанных органов государственной  власти. На федеральном уровне еще  два нормативных акта определяют выборное законодательство: Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти Субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где заложены только основные понятия  выборов органов власти.

Региональные нормативные  акты. Каждый Субъект Российской Федерации  имеет свою Конституцию или Устав, где так же, как и в Конституции Российской Федерации, прописаны основы государственного строя, в том числе и основы выборного законодательства. На региональном уровне существуют нормативные прописывающие процесс выборов органов власти на территории всего субъекта.

Местные нормативные акты. Каждый муниципалитет в России имеет  Устав, в котором указываются  основы выборов в данной территории.

Все указанные нормативные  акты в сумме составляют выборное законодательство Российской Федерации

 

2.2 Принципы организации и проведения выборов

 

Развитие современного российского  избирательного законодательства, практика его применения, перспективы развития на рубеже XXI века, базируется на нормах Конституции России, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", а  также иных законах о выборах. Это позволяет сделать вывод, что в основу организации и  проведения всех уровней федерального, регионального и муниципального выборов положены следующие базовые (стандарты) начала:

Обязательность выборов. Этот принцип характеризуется тем, что выборы являются обязательным (императивным) и единственным законным (легитимным) способом формирования избираемых гражданами России представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Любые иные варианты завладения выборными  полномочиями противоречат Основному  закону и действующему федеральному законодательству и не могут квалифицироваться  иначе как нарушение основ  конституционного строя Российского  государства.

Обязательность выборов  означает, что компетентные государственные  и муниципальные органы не вправе уклоняться от принятия решения об их и проведении в установленные законодательством сроки, отменять назначенные выборы или переносить их.

Практика показывает, что  обязательность назначения выборов  не всегда надежно была подкреплена  соответствующими юридическими гарантиями, и в особенности на уровне ряда субъектов Российской Федерации. Это  нередко приводило к тому, что  уклонение от назначения выборов  в установленные сроки стало  нередким явлением в отдельных регионах. Так, из-за несовершенства регионального  избирательного законодательства в  вопросах назначения выборов по состоянию  на январь 1997 года в 42 субъектах Российской Федерации не были в установленные  сроки проведены выборы законодательных (представительных) органов государственной  власти8.

Для оптимального решения  этого существенного вопроса  был определен в Федеральном  законе "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" механизм назначения региональных выборов. Согласно ему выборы в обязательном порядке  проводятся в сроки, установленные  Конституцией России, федеральными законами, конституциями и законами субъектов  Российской Федерации и являющиеся обязательными на всей их территории (ст. 9).

В случае, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, установленные уставами и законами субъектов Российской Федерации, они назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий выборного органа (ст. 10 названного Закона).

В случае, если выборы не будут назначены соответствующей избирательной комиссией или избирательная комиссия отсутствует, тогда выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора должны назначаться соответствующим судом общей юрисдикции, а проведение их возлагается на избирательную комиссию, формируемую Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Кроме того, законодатель счел важным дополнить принцип обязательности выборов рядом гарантий. Так, положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"9 было закреплено, что "органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантии периодического проведения указанных выборов.

Предусмотренные федеральным  законодательством судебные гарантии обязательности назначения выборов  исключают любые возможности  для уклонения от решения вопроса  о дате их проведения.

Реализация избирательными комиссиями права назначения и проведения выборов способствует обязательному  проведению избирательных кампаний, а также созданию дополнительных гарантий их организации и проведения.

Несомненно, Федеральный  закон от 30 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" существенно  расширил возможности избирательных  комиссий в вопросах назначения выборов, распространив их также на проведение досрочных выборов.

Информация о работе Центральная избирательная комиссия Российской Федерации