Декларация прав человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.
Провозглашение свободы и равенства (речь шла, конечно, только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.

Файлы: 1 файл

Конституционное законодательство Великой французской революции.docx

— 26.96 Кб (Скачать файл)

Декларация  прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

Провозглашение свободы  и равенства (речь шла, конечно, только о политическом равенстве и равенстве  перед законом) естественными и  неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и  сословного строя.

В ст. 2 декларации провозглашаются  естественные и неотчуждаемые права  человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Но крупная французская буржуазия  не решалась последовать примеру  Декларации независимости Соединенных  Штатов Америки 1776 года и провозгласить  право народа на восстание.

Свобода определяется в декларации как возможность  делать все, что не приносит вреда  другому. Границы для взаимного пользования ею могут быть определены только законом (ст. 4). Свободное выражение мыслей устно и письменно—«драгоценней шее из прав человека»—и свобода совести провозглашены в ст. 10 и ст. 11.

В декларации провозглашается  принцип законности, направленный против произвола, царившего при абсолютизме. Законом воспрещены действия, вредные  для общества. «Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом» (ст. 5).

В определении закона видно влияние Руссо. Закон определяется как «выражение общей воли» (ст. 6). Хотя в буржуазном государстве закон  не выражает общей воли народа, сама идея Руссо была демократичной и  прогрессивной. Та же статья требует  равенства всех перед законом  как в случаях, когда он покровительствует, так и тогда, когда он карает.

Из представления  о законе, как выражении общей  воли, вытекает, что все граждане имеют право участвовать лично  или через своих представителей в его создании, что всем гражданам  должен быть открыт в равной мере доступ ко всем должностям, местам и службам  сообразно их способностям и без  каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых  их способностями и добродетелями. От этой прогрессивной демократической идеи, выраженной также и в статье первой, буржуазия немедленно же отказалась в конституции 1791 года, установив цензовое избирательное право.

В ст. 8 выражается идея французских просветителей и  одного из передовых теоретиков уголовного права того времени итальянца  Беккариа. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежащее примененного и обнародованного до совершения преступления.

Существенное значение имеют ст.ст. 5 и 8, содержащие принцип  «nulum crimen, nulla poena sine lege», согласно которому преступным считается лишь действие, квалифицированное как таковое в законе, а наказания должны назначаться в строгом соответствии с законом. Кроме того, здесь указывается, что закон не имеет обратной силы.

Прогрессивный характер имеют также принципы, провозглашенные  в ст.ст. 7 и 9 и позднее положенные в основу уголовного судопроизводства: неприкосновенность личности и недопустимость привлечения к ответственности, задержания и заключения иначе как  в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдем форм, предписанных законом. В ст. 9 провозглашается презумпция невиновности подсудимого в уголовном процессе. Эти положения были направлены против произвольных арестов и инквизиционного процесса, в котором всякий обвиняемый до разбора дела уже считался виновным.

В декларации сформулированы новые демократические принципы государственного строя, которые по существу отрицали законность абсолютной монархии. Так, ст. 3 гласила:

«Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая  корпорация, ни один индивид не могут  располагать властью, которая не исходит явно из этого источника». Статья 15 устанавливала, что должностные  лица обязаны отчитываться в своей  деятельности перед обществом.

В ст. 16 идея Монтескье  о необходимости разделения властей  выражена в следующей форме: «Общество, в котором не обеспечено пользование  правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Теория разделения властей даже в том  умеренном виде, в каком она  была разработана Монтескье, стала  оружием идеологической борьбы с  абсолютизмом, так как соединение законодательной, судебной и исполнительной власти в одном органе или лице благоприятствовало произволу и деспотизму.

Наконец, декларация требует раскладки налогов соответственно состоянию каждого при участии  всех граждан лично или через  своих представителей в решении  вопроса о государственном обложении.

Все эти демократические  и прогрессивные принципы декларации выражали интересы большинства народа Франции, так как они были направлены против феодальных привилегий, неравенства  перед законом, неопределенности права, необеспеченности личности и собственности, произвола властей, бесконтрольности бюрократии.

В то же время классовый  характер этой декларации ясно обнаруживается в том, что частная собственность  объявляется одним из естественных и неотъемлемых прав человека, правом священным и неприкосновенным. Никто  не может быть лишен собственности, если законом не установлена несомненная  общественная необходимость такого акта и то при условии «справедливого и предварительного возмещения» (ст. 17).

В декларации ни слова  не говорится о фактическом осуществлении  трудящимися тех гражданских  свобод, которые были в ней провозглашены, что характерно для всех буржуазных конституционных документов. Декларация умалчивает о свободе собраний и  свободе союзов. Это было вызвано  страхом буржуазии перед революционно настроенными массами. Буржуазия уже  тогда опасалась всякого организованного  движения рабочих. Кроме того, почти  все деятели революции отрицательно относились ко всяким профессиональным союзам, которые считались пережитком цехового строя и стесняли, по их мнению, индивидуальную свободу. Эти  настроения и идеи были впоследствии ярко выражены в законе Ле-Шапелье от 14 июня 1791 г., воспретившем всякие союзы (как рабочих, так и предпринимателей), но по существу направленном только против рабочих.

Наконец, декларация ничего не говорит об отмене феодальных повинностей крестьянства, т. е. обходит  молчанием один из коренных вопросов революции.

Конституция 1791 года. Другим важным актом первого этапа революции стала конституция 1791 года, которая завершает этот этап и является его итогом. В ней сочетаются теоретические принципы Монтескье (разделение властей) и отчасти ей Руссо (суверенитет народа и понятие закона как выражение общей воли). Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов, которые делятся на главы

Во введении торжественно подтверждаются начала «Декларации  прав человека и гражданина». Отменяются наследственые и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.

В разделе первом говорится о естественных и гражданских  правах. Конституция гарантирует:

  1. свободу передвижения;
  2. свободу слова и печати без предварительной цензуры;
  3. свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому .принадлежит гражданин;
  4. свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия;
  5. свободу петиций, но не коллективных, а подписанных отдельными гражданами. Оговорки, ограничивающие свободу собраний и свободу петиций, вызывались страхом перед трудящимися массами.

Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению естественных и гражданских  прав, перечисленных в этом разделе  и обеспеченных конституцией.

Но она может  установить наказание за действия, вредные для общества, т. е. нарушающие общественную безопасность или права  других граждан.

В конституции были указаны условия, при которых  допускались задержание, арест и  содержание под стражей, и установлена  ответственность должностных лиц  за нарушение этих правил

Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности  и справедливое предварительное  возмещение в том случае «если  установленная законом необходимость  потребует имущественных жертв».

Наконец, объявляется, что будут учреждены органы призрения, организовано образование, бесплатное в части, необходимой для всех людей.

Таким образом, в  конституции дается более полное и развитое изложение демократических  принципов, выраженных в декларации, и открыто провозглашается уничтожение  феодального порядка и сословного строя общества.

Раздел второй определяет форму государственного устройства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент—на дистрикты, а каждый дистрикт—на кантоны. Городские  и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные  дела.

Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Признается, что суверенитет  принадлежит нации; провозглашается  его неделимость и неотчуждаемость. Здесь же говорится, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный характер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия. Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), избираемому на два года, исполнительная власть—королю и назначаемым им министрам, судебная власть—выборным судьям.

По конституции, избирательным  правом пользуются только так называемые активные граждане: французские граждане 25 лет от роду, проживающие оседло в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере не менее  платы за три рабочих дня, не находящиеся  в услужении (т. е. не домашняя прислуга), внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту  жительства и принесшие гражданскую  присягу. Из 26 млн. населения Франции активными гражданами могли быть только 4 млн., т. е. 15%.

Выборы депутатов  в законодательный корпус были не прямыми, так как первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на каждые сто активных граждан). Для  выборщиков устанавливался повышеный ценз.

Депутаты избранные по департаментам считались представителями всей нации и пользовались неприкосновенностью. Избиратели не могли давать им ни каких наказов

Избирательное право, установленное конституцией, было откровенным  выражением интересов крупной буржуазии  и резко расходилось с принципами Декларации прав человека и гражданина, а также основными положениями  самой конституции.

Регулируя взаимоотношения  законодательной и исполнительной власти, конституция предоставила королю право отказывать в утверждении  законопроектов, но не больше двух раз (так называемое суспензивное или  отлагательное вето). Если этот законопроект будет предложен собранием третьего созыва, то считается, что король утвердил его.

Правосудие, по конституции, должно отправляться судьями, избираемыми  народом и утверждаемыми королем. Судьи могут быть смещены только за преступления по должности, надлежащее установленные в судебном порядке. Они не могут вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать применение законов или вторгаться в круг деятельности исполнительной власти.

Раздел четвертый  содержит постановление о вооруженных  силах, в том числе и национальной гвардии. Ни один агент вооруженных  сил не может проникать внутрь жилища граждан без приказа полиции  или органов правосудия или в  случаях, не предусмотренных законом. Если целый департамент охвачен  волнениями, король под ответственность  министров издает распоряжения, необходимые для восстановления порядка, одновременно уведомляя законодательный корпус или созывая его, когда он распущен.

Раздел пятый посвящен государственным налогам, которые  обсуждаются и устанавливаются  законодательным корпусом ежегодно.

В разделе шестом говорится об отношении французской  нации к иностранным нациям и  торжественно провозглашается отказ  от завоевательных войн и использования  вооруженных сил против свободы  другого народа. Но в разделе седьмом  говорится о том, что конституция  не распространяется на французские  колонии и владения в Азии, Африке и Америке, т. е. на порабощенные колониальные народы.

В конституции ярко и четко выражены многие характерные  институты буржуазного государственного права: разделение властей, неприкосновенность депутатов, независимость и несменяемость  судей, равенство граждан перед  законом, политические права граждан  и др.

Информация о работе Декларация прав человека и гражданина