Демографическая политика:сущность, методы, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Демография познает законы (причины) уровня и динамики демографических процессов, разрабатывает прогнозы будущей численности и состава населения, а также меры по управлению демографическими процессами.
Значение демографической политики неодинаково для различных подсистем и стран в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода.
Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики, не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие.

Содержание работы

Введение………………….……………………………………………………..3
1. Основные понятия демографической политики. …………………………….4
2. Методы и особенности демографической политики в России…………...6
3. Сущность и эффективность демографической политики……………... ...12
4. Современная демографическая политика России ..…………………….…17
Заключение……………………………….….…..……………………..…….... 25
Список используемой литературы……………………………………….…... 27

Файлы: 1 файл

Демография Реферат..docx

— 125.17 Кб (Скачать файл)

Иное дело отнесение к объекту демографической  политики таких процессов как  воспроизводство населения и  его миграцию. Оба эти процесса в чем то сходны. Так, и естественное, и миграционное движение – это  двусторонний процесс, результат системных  изменений: включения в народонаселение  новых элементов и исключения старых. При естественном движении население возрастает вследствие рождаемости, сокращается в связи со смертностью  и, в конечном счете, выражается в  естественном приросте (убыли). В миграционном движении - это прибытие мигрантов, увеличивающих конкретную совокупность людей, выбытие из неё части населения  в другие регионы, для которых  они – мигранты, миграционное сальдо или миграционный прирост (убыль), как  результат этого двустороннего  процесса. Миграционный и воспроизводственный  процессы - это две составляющие демографической динамики. Поскольку  изменение численности и возрастно-половой  структуры населения происходит лишь в результате воспроизводства  и миграции, то демографические процессы можно ограничить именно этими двумя  явлениями или видами движения. 

С учетом сказанного может быть дано определение демографической  политики. Под демографической политикой  понимается система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально  объединенных средств, с помощью  которых, прежде всего, государство, а  также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение в демографическом развитии страны поставленных целей.

В этом определении  можно выделить несколько основополагающих моментов. Во-первых, для любой политики необходима точно сформулированная цель, ради достижения которой должна функционировать вся система  управления демографическими процессами. Во-вторых, помимо совокупности идей (в  данном случае – идеологии, соответствующей  стратегии функционирования государства) политика включает набор концептуально (идейно) объединенных мер по достижению поставленной цели. В-третьих, политика призвана базироваться на общепринятых мировым сообществом нормах, которые  должны быть адаптированы к условиям страны и дополнены, соответствующими её менталитету принципами, определяющими  рамки функционирования демографической  политики. В-четвертых, субъектами проведения демографической политики в демократическом обществе выступает не только государство, но и другие социальные, в данном случае общественные, институты (конфессии, объединения граждан и т.д.).

 

 

 

 

 

 

Современная демографическая политика России

 

Вся территория России, за исключением  некоторых арктических районов, практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность  населения - 8.5 человек на 1 кв. км. Средняя плотность населения по европейской части России составляет 27 человек на кв. км, а в азиатской - около 2 человек на кв. км. Наибольшая плотность населения наблюдается в Центральной России, которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку.

Демографические показатели - наиболее верные (с точки  зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболее глубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере  жизни общества. Сложность в проведении экономической реформы отразилась в изменении социальной структуры  общества и демографической ситуации.

Численность населения Российской Федерации (по данным Госкомстата России1) на конец 1997 года составила 149,4 млн. человек, в том числе 109,5 млн. горожан (73,2%) и 39,9  млн. жителей села (26,8%). В 1997 году статус официально зарегистрированных безработных имели 1,6% трудоспособного населения (общие размеры скрытой безработицы оцениваются в 14-16%). Неблагоприятны тенденции развития демографической обстановки. Сокращение общего числа россиян за 1997 год превысило 350 тыс. человек (т.е. уменьшилось на 0.3%). В 1998 г. на 1000 человек населения приходилось: родившихся-13 и умерших-11.Уменьшение численности населения отмечается в 49 регионах страны (из 89 субъектов РФ), где проживает 61% всего населения страны.Общий коэффициент естественного прироста по России в среднем равен -0,3.

Для современного этапа демографического развития  России характерно повсеместное сокращение рождаемости, особенно интенсивное  в больших городах. Общий коэффициент  рождаемости (число родившихся на 1000 населения) - 13. Столица-Москва не является исключением. Уровень рождаемости составляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей). Такая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. При этом растет общий коэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); в том числе младенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровня социально-экономического благополучия населения, качества жизни, уровня медицинского обслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся, - 24,4. Общие коэффициенты брачности - 7,9, разводимости - 3,7.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 57,7, для женщин - 71,3 года.  

 По приведенным цифрам  видно, что государству необходимо  принять и запустить в действие  программы, способствующие повышению  уровня рождаемости, повышению  эффективности полового воспитания  и оказывать помощь молодым  семьям.

В 1995 году началась работа над  глобальным проектом "Половое воспитание российских школьников", который  финансировал фонд ООН по народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен  приказом Министерства образования. Фонд ООН по народонаселению заморозил  финансирование; из обещанных 750 тысяч  долларов не было израсходовано и  двадцатой части...

Вот еще некоторые тревожные  цифры (по данным ООН2): в 1997 году почти 240 тысяч девушек-подростков сделали аборт. Заболеваемость сифилисом выросла среди подростков 15-17 лет - в 70 раз, до 14 лет - в 89

 раз, от 18 до 19 лет - в  56 раз. Легализовав в 1955 году  аборты, Советская власть не позаботилась  предложить своим гражданам какую-либо  альтернативу. Клиник планирования  семьи в СССР не было. В 1972 году Минздрав СССР разослал  специальное письмо о вреде  гормональных таблеток. В результате  к 1990 году меньше 19% женщин пользовались  гормональными контрацептивами  и внутриматочными спиралями,  а по сегодняшнюю пору из 34 миллионов россиянок фертильного  возраста 5 миллионов бесплодны - в основном из-за последствий абортов.

Для того, чтобы изменить что-то к лучшему в России, в 1991 году возникла Российская ассоциация планирования семьи. Начала РАПС с обучения врачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х РАПС приняла участие в разработке проекта закона "О репродуктивных правах граждан" и в реализации федеральной программы "Планирование семьи".

Первый фактически должен был стать конституцией в области  репродуктивного здоровья: в нем  впервые в истории России законодательно закреплялись права на деторождение, планирование семьи, использование  контрацепции, информацию обо всех ее способах. Документ революционный  для нашей страны: в нем впервые  прозвучало понятие "репродуктивные права", которое ныне применяется  во всем мире. Однако этот документ уже  пять лет лежит под сукном в  Госдуме, и шансов на принятие у него никаких.

Федеральной программе "Планирование семьи" повезло больше: с 1994 года она шла в бюджете отдельной  строкой. Упор в ней делался в  соответствии с названием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где и взрослые, и подростки  могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр, поговорить с психологом, получить всю информацию о контрацептивах, а главное - сами контрацептивы.  Малообеспеченные, многодетные и студенческие семьи бесплатно обеспечивали самыми современными гормональными таблетками, разумеется, только по желанию и после консультации с врачом. Результаты оказались потрясающими: за 4 года действия программы количество абортов в России снизилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущие специалисты- медики признали "Планирование семьи" одной из самых эффективных программ в области здравоохранения за все десятилетие.

А 2 февраля 1998 года в Госдуме  "Планирование семьи" была исключена  из бюджета абсолютным большинством голосов.

Некоторое время центры планирования семьи работали на старых запасах  и втайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу  на следующий год. Потом грянул кризис и программу так и не вернули.

Как видно из приведенных  данных, демографическая ситуация в  России крайне неблагоприятная. Учитывая нынешнее состояние экономики, безрезультатную  демографическую политику государства  можно сделать вывод о продолжении  неблагоприятных тенденций в  демографической сфере.

На конец 2001 г. население России насчитывало менее 144 млн. человек (в среднем оно сокращается на 0,6-0,8 млн. ежегодно). В 1999 г. Россия переместилась с 6-го на 7-е место среди наиболее населенных стран мира. По прогнозам, численность россиян к 2010 г. сократится примерно до 138 млн. человек (9 место в мире). Возрастная структура населения (продолжается постарние населения): за 90-е годы к 2005 г. число детей до 16 лет сократилось с 36 млн. до 27,9 млн., а численность населения старше трудоспособного возраста выросла с 27,2 млн. до 29,9 млн. человек. В последнее десятилетие в целом в населении страны доля женщин составляет около 53%, при этом число женщин примерно на 9,2 млн. превышает число мужчин (женщин – 76,6 млн., мужчин – 67,4 млн. человек). В пенсионных возрастах численность женщин превышает численность мужчин в 2,2 раза, при этом в возрасте старше 75 лет на 1424 тыс. мужчин приходится 4822 тыс. женщин, или в 3,4 раза больше. (Демографический ежегодник. 2005. М., 2005. С. 33).

Рождаемость и репродуктивное поведение. Во второй половине 1990-х годов ежегодное число рождений примерно 1,2-1,3 млн., общий коэффициент рождаемости (на 1000 населения) – ниже 9,0‰, суммарный коэффициент рождаемости – ниже 1,3. В 1999 г. число родившихся составило 1215 тыс. человек, а суммарный коэффициент рождаемости снизился до 1,17 – самый низкий уровень в нашей современной демографической истории. Широко распространено откладывание рождения детей, отказ от рождения вторых и третьих детей. За последнее десятилетие число рождений сократилось на  49%, число первенцев снизилось на 28% (это снижение определялось значительным сокращением числа вступающих в брак – на 36%). Число вторых рождений снизилось на 62%, число третьих рождений – на 68%.

Смертность и продолжительность  жизни.  Общий коэффициент смертности в 1990 г. составлял 11,2‰, к 1994 г. он вырос до 15,7‰, несколько снизился в 1998 г. – до 13,6‰, но вырос в 1999 г. – 14,6‰, 2004 г. – 15,4‰ (Демографический ежегодник. 2004. М., 2004. С. 55). Продолжительность жизни  у мужчин  – 59,9 лет, у женщин – 72,4 года. В целом за последнее десятилетие смертность от всех причин выросла у мужчин на 22%, а у женщин на 15%.

Миграция населения. Миграция компенсировала в 1992-1995 гг. более 60-93% естественной убыли населения, в 1996-1998 гг. – 41-47% убыли, в 1999 г. – только 17% естественной убыли населения. В 2000 г. некоторый рост миграционного прироста (из стран СНГ и Балтии) обеспечил замещение естественной убыли мигрантами на 22%. В 2004 г. миграционный прирост существенно упал и лишь на 8,3% компенсировал естественную убыль. Это самый низкий показатель за последние 10 лет. За 11 лет с 1990 г. из России выехало более 1,1 млн. человек, преимущественно в Германию, США, Израиль, Грецию и ряд других стран (эмиграция имела во многом  этническую направленность и характеризовалась, как правило, высоким образовательным и профессиональным уровнем выезжающих – «утечка умов»).

 

 

Общая численость населения России, по последним сведениям, составляет, по разным оценкам, приблизительно, 134.000.000 человек. Из них 73,1% (97.954.000) проживают в городах и поселках городского типа, причем: в Москве 9.269.000, в Московской области 6.900.000, в Санкт-Петербурге 5.897.000, в Ленинградской области 2.350.000 (не считая иностранных мигрантов-нелегалов).

 

На территории России проживают  от 9 до 14 млн иностранных граждан, из которых свыше 6,8 млн не имеют легального статуса. В последнее время ситуация с притоком нелегальных мигрантов имеет положительную тенденцию, приобретая статус государственной политики компенсации депопуляции. При этом, по данным Роскомстата, в стране насчитывается свыше 5 млн собственных граждан, не имеющих работы.

 

Из общей числености населения:

65% составляют люди пенсионного  и предпенсионного возраста — 87.100.000;

личный состав армии вместе с  контрактниками, срочниками, вольнонаемными и персоналом вспомогательных и ремонтных предприятий — 2.247.000;

офицеры, прапорщики и срочники погранвойск и ПВО — 1.275.000;

штатные сотрудники ФСБ, ФАПСИ, ФСО, СВР  и пр. — 1.458.000;

аппарат МИД и госзагранучреждений (ООН, ЮНЕСКО, пр.) — 782.000;

штатные сотрудники МЧС, МВД, ВВ, Минюста и Прокуратуры — 2.246.000;

работники таможни, налоговых и  прочих инспекций, и т. п. — 1.492.000;

служащие прочих федеральных министерств  и ведомств — 1.695.000;

сотрудники аппаратов властных структур с депутатами — 1.370.000;

чиновники всевозможных лицензирующих, контролирующих, инспектирующих и разрешительно-регистрационных  органов — 1.371.000;

клерки пенсионных, социальных, страховых  и прочих фондов — 2.218.000;

священнослужители и обслуга религиозных  и культовых сооружений — 592.000;

оргпреступные группировки, просто «братва» и заключенные — 1.857.000;

безработные (по данным Госкомстата) — 5.900.000;

постоянно проживающие и работающие за границей — 2.489.000

Итого: 114.092.000 человек, которые ничего не производят и существуют либо за счет бюджета, либо за счет платежеспособной части населения.

Остается 19.908.000 человек. И это наше все. Вся налогооблагаемая база.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы сказать, что в краткосрочной перспективе, то есть до конца нашего века, будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости по регионам страны. В дальнейшем ускоряющимися темпами будет наблюдаться процесс снижения интенсивности рождаемости, особенно в сельском населении. Здесь, по всей вероятности, произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и малодетной семье. В этих условиях важно активизировать демографическую политику с тем, чтобы не допустить перехода основной части населения к малодетной семье.

Информация о работе Демографическая политика:сущность, методы, эффективность