Демократические выборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время демократические выборы являются важнейшей частью современной политической системы. Впервые западные исследователи признали избирательную систему и избирательный процесс определяющими элементами демократии как политического строя. Российское общество приняло западную демократию в качестве идеала государственного устройства. Именно в выборном процессе западные страны видят возможность реализации принципов демократии.
Коренные преобразования в российском обществе привели к активизации дискуссионного вопроса о соответствии российской политической жизни особенностям демократического общественного устройства.

Содержание работы

Введение 2
1. Демократия в российском государстве 3
2. Выборы в Древней Руси. 4
3. Выборы в Уложенную комиссию 1767 года. 6
4. Земские выборы XIX – начала ХХ вв. 7
5. Выборы в Государственную думу 1905 года 9
6. Положение о выборах в Государственную думу 3 июня 1907 года. 13
7. Выборы в Учредительное собрание. 13
Заключение 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

демократические выборы.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

1.              Демократия в российском государстве

2.              Выборы в Древней Руси.

3.              Выборы в Уложенную комиссию 1767 года.

4.              Земские выборы XIX – начала ХХ вв.

5.              Выборы в Государственную думу 1905 года

6.              Положение о выборах в Государственную думу 3 июня 1907 года.

7.              Выборы в Учредительное собрание.

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Представленная работа дает возможность проследить историю развития демократических выборов в России с XII века по 17 года ХХ века с точки зрения укорененности в обществе демократических принципов и традиций.

В настоящее время демократические выборы являются важнейшей частью современной политической системы. Впервые западные исследователи признали избирательную систему и избирательный процесс определяющими элементами демократии как политического строя. Российское общество приняло западную демократию в качестве идеала государственного устройства. Именно в выборном процессе западные страны видят возможность реализации принципов демократии.

Коренные преобразования в российском обществе привели к активизации дискуссионного вопроса о соответствии российской политической жизни особенностям демократического общественного устройства.

Общества, являющиеся по своему политическому строю демократическими, включают в себя широкое разнообразие форм организации государственной власти. Выборы же сами по себе представляют одно из немногих явлений, которое присуще любой демократической системе. С определенной степенью истинности можно сказать, что история становления демократии — это история эволюции выборных институтов.


1.              Демократия в российском государстве

 

Для древнерусского общества, как и для других народов, был характерен строй родовой демократии.

Общеизвестна история о призвании варягов на княжение в Новгороде. Отказ от уплаты дани и изгнание новгородцами варягов показывает, что уже в то время в Новгороде существовал порядок выборности княжеской власти. Подобные события протекали почти во всех крупных поселениях Древней Руси. Постепенно стали созываться народные собрания – вече. Такие собрания, по мнению исследователей, играли важную роль в жизни русских народов. Во многих из них существовали выборные должности глав городских общин, а иногда глав общего городского управления: так называемые сотские и тысяцкие, старшие люди и “старцы градские”. Выборы низших должностных лиц, происходили на отдельных собраниях, в то время как кандидатов на общегородские должности избирали на общих вечевых сходах. Зачастую выбор правителя ограничивался сословными рамками .

Постепенно роль городских вечевых собраний стала снижаться. Это было следствием укрепления княжеской власти. Но собрания не исчезли совсем. Они созывались в период бедствий, нашествий кочевников и других чрезвычайных событий, где власть вместе с народом принимали наиболее трудные решения. Вече созывалось и бунтовщиками в ходе социальных и политических конфликтов

Политическая жизнь сельских общин практически не отличалась от городской, здесь существовал институт мирских сходок. Мир выбирал старост, регулировал хозяйственную деятельность, решал вопросы сбора дани или оброка для феодалов, разрешал споры. Можно представить насколько велико было культурное значение русской крестьянской общины.

В таком виде вечевые традиции долго существовали на Руси. В ряде городов вече сохранялось в XIV и XV веках. В Пскове вече регулярно собиралось до начала XVI века.

И хотя сейчас существует множество сведений и материалов, касающихся древнерусского общества и избирательных собраний, вопрос о демократических традициях общины, среди которых основополагающими были принцип большинства в принятии решений, выборность и подотчетность должностных лиц, прямое народное управление мирского схода, оказался малоизученным[1].

 

2.              Выборы в Древней Руси. 

 

Выборы – это один из древнейших способов определения носителей власти. Он широко применялся ещё во времена Древней Руси. Выборы проходили на вече – собрании свободных мужчин-общинников.

Вече существовало ещё в догосударственный период. Сохранилось оно и после возникновения Киевской Руси. Более того, в русских землях XI–XII вв. вече являлось высшим органом власти. Нам известно о вечевых собраниях в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Чернигове, Смоленске, Нижнем Новгороде и других городах. Вечевые собрания были разного уровня –  уличанские (присутствовали жители одной улицы), кончанские (от слова конец – район), земские (когда в стольный город приезжали представители «младших» городов земли и окрестных сёл).

На вече решались важнейшие вопросы, в том числе и о выборах должностных лиц – тысяцкого (начальник земского ополчения и городской судья), сотских, десятских, старост. Выборы были прямыми и открытыми. Любой из присутствующих на вече мог предложить («выкрикнуть») кандидата. Если ни один из претендентов не имел явного большинства сторонников, то кидали жребий. Но если даже  в Новгороде и Пскове, где княжеская власть  до конца XI в. была ограниченной, выборные органы  нередко испытывали  давление со стороны «княжеских мужей», то тем сильнее была власть  назначаемой администрации  в княжеских городах..

В эпоху Московской Руси слово «вече» исчезает из обихода. Собрание членов общины (мира) называют теперь мирским сходом. При Иване Грозном мирское самоуправление получило официальный статус. В 1550-е гг. повсеместно создаются земские избы во главе с земскими старостами или излюбленными головами. Им подчинялись сотские, пятидесятские и земские целовальники. (Обещая честно и добросовестно выполнять свои обязанности, они целовали крест). Все эти должности являлись выборными[2].

В XVI–XVII вв. выборными были также низшие государственные должности. С разбойниками боролись губные избы во главе с губным старостой из местных служилых людей, которому помогали губные целовальники из крестьян. Известно, что Муромскую губную избу (по соседству с Нижегородским уездом)  долгие годы возглавлял  Дружина Осорьин – сын местночтимой  святой Юлиании Лазаревской (помещицы Ульяны Осорьиной) и автор ее жития (XVII в.). Сбор косвенных налогов и пошлин доверяли верным головам (например, таможенным или кабацким) и целовальникам. Они избирались миром (общиной) посадских людей. Избрание на подобную должность являлось не правом, а государственной повинностью. Когда верный голова с целовальниками не собирали нужной суммы налогов, то они обязаны были покрыть недостачу из собственных средств. Если же они не могли возместить недобор, тогда за них это приходилось делать их избирателям.

Выборные земские люди  занимались не только местными делами, но и участвовали в решении вопросов общегосударственного значения. С 1549 г. русские цари постоянно созывали Земские соборы, на которых обсуждались новые законы, проблемы внешней политики и престолонаследия. Сначала  из числа земских людей приглашались только должностные лица (головы, старосты, сотские). Однако с 1610 г. на Земские соборы начинают выбирать особых представителей. Особенно ярко выборное начало проявилось в деятельности Совета всея земли (при Нижегородском ополчении во главе с Мининым и Пожарским). Известны его грамоты о вызове «для совету» «всяких чинов людей человека по два», в том числе черносошных крестьян, татар и черемис. В конце 1612 г. руководители Народного ополчения, князья Пожарский и Трубецкой, начали рассылку грамот с предписанием выбирать на Земский собор для определения нового царя «десяти человек лучших» из разных сословий.[3]

В XVII в. организатором выборов стал воевода. Получив грамоту из соответствующего центрального учреждения – приказа (например, Разбойного, если речь шла об определении губного старосты), он назначал день выборов и оповещал избирателей. Подчинённый ему дьяк местной приказной избы вёл выборное делопроизводство. Оно включало в себя краткую информацию об итоге  выборов, а также  список явившихся с их подписями. Насколько известно учёным, древнейший нижегородский избирательный протокол,  дошедший до нас, датируется 1631 годом. В нём написано, что губного старосту И.С. Змеева выбрали «архимандриты, и игумены, и протопоп, и попы, и дьяконы, и Нижегородского уезда дворяне и дети боярские, и посадские всякие люди, и стрельцы».[4]

 

3.              Выборы в Уложенную комиссию 1767 года. 

 

При Петре I Земские соборы перестали созываться. На управленческие должности людей стали, как правило, назначать, а не выбирать. Вновь выборное начало стало играть важную роль в жизни общества только при Екатерине Великой. 14 декабря 1766 г. императрица издала Манифест о созыве Комиссии по составлению нового Уложения законов (взамен Соборного уложения 1649 года). В Уложенной комиссии должны были присутствовать выборные депутаты от дворян, городов, черносошных крестьян, казаков и «оседлых инородцев» (например татар и черемисов).

Дворяне каждого уезда на общем съезде (все они прошли в 1767 г.) выбирали предводителя, а затем под его руководством с помощью баллотировки определяли депутатов. Как видим, в организации выборов произошли важные изменения. Во-первых, появились специальные должностные лица, руководившие избирательным процессом. Причём их называли сами избиратели. Во-вторых, усовершенствовалась техника выборов. Голосование стало тайным. Избиратели на листочках бумаги писали имена желательных кандидатов. Те, кого называли в этих записках, имели право баллотироваться (от слова «ball» – «шар»). Это означало, что каждый избиратель получал черный (для голосования «против») и белый (для голосования «за») шары и один из них опускал в специальный ящик (прообраз современной избирательной урны). Затем ящик вскрывался, и количество шаров обоих цветов подсчитывалось. Далее баллотировался следующий кандидат. Побеждал тот, кто получал больше белых шаров.

По той же схеме проходили выборы в городах. Сначала избиратели (все домовладельцы данного города) определяли баллотировкой городского голову. Затем он становился председателем избирательного собрания, и под его наблюдением проходила баллотировка кандидатов в депутаты.[5]

 

4.              Земские выборы XIX – начала ХХ вв.

 

Принцип «избиратели – только налогоплательщики» лег и  в основу выборов в земское самоуправление. (Оно было создано в 1864 г. на уровне уезда и губернии).

Главным источником пополнения земской казны были налоги с недвижимости (прежде всего с земли). Земля могла находиться в коллективной собственности (усельских обществ, т.е. крестьянских общин) или в частной собственности (у индивидуальных владельцев, например помещиков). Каждая из этих групп (иликурий) налогоплательщиков по отдельности выбирала земских гласных (членов распорядительного органа самоуправления – уездного земского собрания).

 Курию землевладельцев составляли частные собственники земли. Количество земли, дававшее право участвовать в выборах называлось земельным цензом.  Ценз для каждого уезда определялся особо,  в зависимости от качества земли. В среднем он составлял 200 – 300 десятин (десятина = 1,2 га). В эту же курию входили хозяева  иной недвижимости (например, фабрик), стоимостью не менее 15 тысяч рублей (оценку недвижимости производили земские статистики) или с годовым оборотом не менее 6 тысяч рублей. Все они собирались на уездный съезд землевладельцев, который организовывал и возглавлял уездный предводитель дворянства. Там к ним  присоединялись уполномоченные от мелких землевладельцев (у кого земли меньше полного ценза, но больше его двадцатой части). Уполномоченные выбирались баллотировкой на предварительном съезде уездных землевладельцев. Созывал этот съезд и председательствовал на нём также уездный предводитель дворянства.

В выборах по курии выборных от сельских обществ участвовали крестьяне-общинники. Сначала они собирались на сельский сход, посылавший своих  уполномоченных на волостной сход. Волостной сход определял выборщиков. Они собирались на уездный сельский съезд, который открывал местный мировой судья, предлагавший крестьянским выборщикам назначить из своей среды председателя съезда. Председатель руководил выборами, а мировой судья решал все возникающие недоразумения.

Особую курию составляли городские избиратели: купцы, а также владельцы заводов  или иной недвижимости стоимостью не менее  трёх тысяч рублей (в городских поселениях, имевших более 10 000 жителей) или тысячи рублей (в городах с населением от 2 000 до 10 000 жителей). В городских избирательных съездах председательствовал городской голова. Он же отвечал за организацию выборов, проходивших путём баллотировки.

Гласные губернских земских собраний избирались уездными земскими собраниями под председательством уездного предводителя дворянства.

Система выборов в земства была использована в начале ХХ в. для разработки схемы выборов в общероссийский орган законодательной власти – Государственную думу.[6]

 

5.              Выборы в Государственную думу 1905 года

 

Разработка системы выборов в Государственную думу. Первоначальный вариант Положения о выборах разработало Особое совещание под председательством министра внутренних дел А.Г. Булыгина весной 1905 года. Основной вклад в составление проекта внес юрист С.Е. Крыжановский.

 Избирательный закон обсуждался совещанием министров в июне 1905 г., Особым совещанием с участием царя, министров, сенаторов и экспертов (историков и юристов) в июле 1905 г. и был подписан царем 6 августа 1905 года. Указом от 11 декабря 1905 г. в него были внесены важные изменения. Наконец 3 июня 1907 г. был опубликован новый вариант избирательного закона, также разработанный С.Е. Крыжановским.

Составляя закон, Крыжановский исходил из того, что система выборов не должна стать совершенной новостью для населения. Поэтому он учел опыт проведения выборов в органы местного самоуправления  ­– земства и городские думы. В его проекте избиратели были разделены на землевладельческую, городскую и крестьянскую курии по тому же принципу, как и на земских выборах.

В это время  либеральная оппозиция и социалисты требовали, чтобы выборы были прямыми, тайными, равными и всеобщими. Один из проектов либералов (составленный А.И.Гучковым и Д.Н.Шиповым) рассматривался на Особом совещании в Царском селе. Он предусматривал введение всеобщего избирательного права для мужчин старше 25 лет (кроме монахов, учащихся, судимых и подследственных). Выборы должны были быть в городах – прямыми, в сельской местности – двухстепенными (население определяет выборщиков,  те выбирают депутатов).

Информация о работе Демократические выборы