Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:17, контрольная работа
В настоящее время демократические выборы являются важнейшей частью современной политической системы. Впервые западные исследователи признали избирательную систему и избирательный процесс определяющими элементами демократии как политического строя. Российское общество приняло западную демократию в качестве идеала государственного устройства. Именно в выборном процессе западные страны видят возможность реализации принципов демократии.
Коренные преобразования в российском обществе привели к активизации дискуссионного вопроса о соответствии российской политической жизни особенностям демократического общественного устройства.
Введение 2
1. Демократия в российском государстве 3
2. Выборы в Древней Руси. 4
3. Выборы в Уложенную комиссию 1767 года. 6
4. Земские выборы XIX – начала ХХ вв. 7
5. Выборы в Государственную думу 1905 года 9
6. Положение о выборах в Государственную думу 3 июня 1907 года. 13
7. Выборы в Учредительное собрание. 13
Заключение 16
Список использованных источников 17
Данный проект отвергли. Была утверждена схема Крыжановского, поскольку она уже была опробована на выборах органов местного самоуправления.
Некоторые изменения в эту схему (в соответствии с провозглашенным Манифестом 17 октября желанием власти расширить круг избирателей) были внесены Указом от 11 декабря 1905 года. Создается новая курия – рабочая. Увеличивается число людей, имевших право голосовать по городской курии.
Положение о выборах в редакции 11 декабря 1905 г. действовало до 3 июня 1907 года. По его нормам прошли выборы в I и II Государственные думы.[7]
Положение о выборах в Государственную думу в редакции
11 декабря 1905 года.
Положение определяло:
1. формирование избирательных округов
2. состав избирателей
3. порядок выборов
Основным типом избирательного округа являлась губерния. Кроме того, отдельными избирательными округами стали 26 крупнейших городов (Петербург, Москва, Нижний Новгород, Киев, Рига и др.). Особые округа были созданы на окраинах Российской империи (Польша, Кавказ, Средняя Азия). Русские составляли там меньшинство населения и при использовании обычной схемы выборов не имели бы шанса послать своего депутата в Государственную думу (поляки бы, естественно, голосовали за поляка, грузины за грузина и т.д.). Однако император полагал, что интересы русского населения окраин должны быть обязательно представлены в Думе. Поэтому для русских, живших на Кавказе, в Польше и в Средней Азии были созданы отдельные избирательные округа. Другие округа на той же территории образовывало прочее население.
Число депутатов между округами распределялось в соответствии с количеством населения. 1 депутат приходился на 250 тысяч населения в центральных губерниях и на 350 тысяч – в окраинных губерниях и областях.
Избирательных прав лишались 16 категорий населения, в том числе: лица моложе 25 лет, женщины (как и в большинстве других стран мира), глухонемые, учащиеся, военные, полицейские, губернаторы, душевнобольные.
Остальные российские подданные могли участвовать в выборах, если их социальное положение соответствовало ряду условий. По характеру этих условий все избиратели делились на 4 курии (крестьянскую, землевладельческую, городскую, и рабочую).
В выборах по крестьянской курии участвовали крестьяне-домохозяева.
В выборах по землевладельческой курии участвовали владельцы определенного количества земли или иной недвижимости (кроме торгово-промышленных заведений).
В выборах по городской курии участвовали владельцы городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщики и служащие.
В выборах по рабочей курии участвовали рабочие предприятия, где имелось не менее 50 работников.[8]
Схема выборов членов Государственной думы от округа-губернии
На предварительном съезде уездных землевладельцев, как и на земских выборах, собирались те владельцы недвижимости, чья собственность была меньше установленного для данной местности ценза. Отличие состояло в том, что теперь в предварительном съезде могли участвовать не только собственники земли, но и её арендаторы. Мелкие землевладельцы посылали уполномоченных от себя на уездный съезд землевладельцев. Выборы по землевладельческой курии организовывал уездный предводитель дворянства.
Соответственно съезды городских избирателей готовил голова уездного города. Он отвечал за составление списков избирателей, должен был вывесить эти списки на всеобщее обозрение, оповестить о дате выборов каждого избирателя персональным приглашением.
Он же лично председательствовал на избирательном съезде, который проходил с 9 утра до 9 вечера.
Собрать волостной сход предписывал местный земский начальник (чиновник МВД, контролировавший органы крестьянского самоуправления). Открывал волостной сход и председательствовал на нём волостной старшина. Волостной сход выбирал представителей на уездный съезд уполномоченных от волостей.
Выборы по всем куриям проходили путём закрытой баллотировки.
Для того чтобы стать депутатом не требовалось практически никаких материальных затрат. Достаточно было иметь доброе имя в своём селе, городе, цехе. Депутатом мог стать и рабочий «от станка», и простой крестьянин.
Государственная дума по своему составу являлась самым демократичным парламентом мира. В 1906-1907 гг. почти половину ее депутатов составляли крестьяне. Однако такой состав затруднял законотворческую деятельность Думы, поскольку большинство депутатов-крестьян имело только начальное образование (или вовсе никакого). Кроме того, депутаты-крестьяне выступали за конфискацию помещичьих земель, на что правительство пойти не могло.[9]
В результате 3 июня 1907 г. было введено новое положение о выборах. Избиратели были разделены на те же 4 курии. Однако соотношение между выборщиками от каждой из них существенно изменилось, прежде всего, за счет сокращения до 22% числа выборщиков от крестьян. Число выборщиков от курии землевладельцев возросло до 51%. Причем для крестьян возможность участвовать в выборах по этой курии была сильно затруднена. Землевладельческая курия приобрела преимущественно помещичий характер.
Количество выборщиков от городской курии чуть возросло (до 24%). Зато было ликвидировано 19 из 26 городских избирательных округов (поскольку там обычно проходили кандидаты от оппозиции).
Городские избиратели в зависимости от своего имущественного положения были разделены на 2 съезда. По первому съезду голосовали крупные собственники. Они избирали 2/3 городских выборщиков. Мелкие собственники, служащие и квартиросъемщики, голосовавшие по второму съезду, избирали только 1/3 городских выборщиков, хотя численно их было гораздо больше.
Положение о выборах в Учредительное собрание было опубликовано 22 июля 1917 г. в «Вестнике Временного правительства». При его подготовке переводились и анализировались тексты избирательных законов Франции, Германии, Бельгии, Норвегии и других стран. В итоге российское избирательное законодательство оказалось одним из самых демократичных в мире.
граждане получали право голоса с 20 лет (в большинстве европейских стран возрастной ценз равнялся 21 году)
получили избирательное право женщины (в то время женщины имели право голоса только в Норвегии, Дании, Австралии и некоторых американских штатах)
Как правило, каждая губерния представляла собой отдельный избирательный округ. Кроме того, избирательными округами являлись флоты (Черноморский и Балтийский) и фронты. Число депутатов от округа (их могло быть от 1 до 36) определялось количеством избирателей в нем. Один депутат в среднем приходился на 200 тысяч жителей. Нижегородский губернский округ должен был выбрать 9 депутатов.
Избиратели голосовали не за отдельных кандидатов, а за кандидатские списки. Эти списки должны были регистрироваться в каждом округе. Для выдвижения списка требовалось не менее ста подписей избирателей данного округа. Свои списки выдвигали партии, избирательные объединения, группы избирателей.
Полагающееся на округ число депутатских мандатов должно было распределяться между избирательными объединениями пропорционально числу голосов, отданных за их списки. Поэтому данная система называлась «пропорциональной».
Согласно математическому правилу, гласящему, что произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов, чтобы определить, сколько депутатских мест приходиться на тот или иной список, число голосов поданных за каждый список, умножалось на число распределяемых депутатских мандатов от округа и делилось на общее число избирателей, принявших участие в голосовании. В результате получалась дробь. Ее целая часть и определяла соответствующее доле той или иной партии число депутатов от округа.
Тяжесть работ по составлению списков избирателей легла на городские и земские управы. Общее руководство выборным процессом осуществляла Нижегородская окружная по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия. Её председателем стал помещик П.А. Демидов (член губкома Конституционно-демократической партии, бывший председатель губернской земской управы). Его товарищем (заместителем) назначили В.В. Кикина (товарища прокурора Окружного суда). В состав комиссии вошли также представители городских самоуправлений и уездных земств.
Избирательная записка (бюллетень) представляла собой 1/8 листа писчей бумаги с напечатанным на ней кандидатским списком..
Выборы в Учредительное собрание состоялись уже после Октябрьской революции, 12-14 ноября 1917 г., и прошли без особых нарушений. Результаты подсчёта голосов были официально объявлены 3 декабря 1917 года.[10]
Данная работа затрагивает лишь небольшую часть мировой политической культуры. Здесь описаны ключевые моменты в эволюции российских выборных институтов власти. Что касается традиций российской политической культуры, то они всегда были достаточно богаты и разнообразны для того, чтобы в полной мере можно было бы их исследовать.
Если бы развитие страны определялось возникновением и функционированием политических институтов и провозглашением соответствующих законов, то Россия имела бы все шансы стать “демократической страной”. Ведь она издревле обладала выборными органами и коллективистской психологией населения. Чего стоит только один процесс выборов русского царя в 1613г. И это после всего того, что Россия пережила, после нескольких лет интервенции, многолетней Смуты, при полной потере центрального органа власти. Осознание масштабов этих выборов сводит на нет рассуждения об отсутствии политической культуры в российском обществе, желания безоговорочного подчинения народа своему правителю.
Долготерпение и верноподданничество, всегда присущие нашей стране имеют, вероятно, другие объяснения, но никак не отсутствие в ее истории опыта самостоятельной организации общества. Выборы главы государства не несут в себе что-то новое для России. Это ее неотъемлемая часть. Вопрос в другом: нуждается ли страна в них, и если да, то в какое время, и в каком виде? Чтобы ответить на этот вопрос требуется долго и глубоко исследовать данный предмет, а также проводить широкие общественные дискуссии.
1. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI в./ А. А. Зимин, М. — Наука, 1998 г.
2. История государства и права / И. А. Исаев, М. —1993 г.
3. Ключевский В. О. Сочинения в 9 томах/ т. 3 и т.8, М. — 1986 г.
4. Земский собор 1598 г / С. П. Мордовина, Вопросы истории, №2, 1971 г.
5. К истории земских соборов XVI в. / Н. И. Павленко, Вопросы истории, №5, 1968.
6. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России в XVI в./ Вопросы истории, №5, 1988 г.
7. Земские соборы русского государства XVI — XVII в.в./ Л. В. Черепнин, М. —1998 г.
8. История государственного управления в России / М. 1997 г.
9. Глубокие корни: выборное начало/ Страхов А., Свободная мысль, №5,1999
10. Государственная Дума Российской империи/ Смирнов А.Ф. М. — 1998
11. От Земских соборов к учредительному собранию/ Смирнов А.Ф., Журнал Российского права №10,2000
12. Монархическая государственность / Тихомиров Л.А., М. —1998
13. История государственных учреждений в дореволюционной России / Ерошкин Н.П., М. —1993
[1] История государства и права / И. А. Исаев, М. —1993 г – С. 42
[2] Земский собор 1598 г / С. П. Мордовина, Вопросы истории, №2, 1971 г. – С. 239
[3] Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI в./ А. А. Зимин, М. — Наука, 1998 г. – С.129
[4]
[5] К истории земских соборов XVI в. / Н. И. Павленко, Вопросы истории, №5, 1998 – С.203
[6]От Земских соборов к учредительному собранию/ Смирнов А.Ф., Журнал Российского права №10,2000 – С. 14
[7] Государственная Дума Российской империи/ Смирнов А.Ф. М. — 1998 С. 87
[8] Ключевский В. О. Сочинения в 9 томах/ т. 3 и т.8, М. — 1986 г. – С.382
[9] Государственная Дума Российской империи/ Смирнов А.Ф. М. — 1998 С. 79
[10] История государственных учреждений в дореволюционной России / Ерошкин Н.П., М. —1993 – С. 99