Демократическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1) Рассмотреть Российскую федерацию как демократическое государство;
2) Рассмотреть РФ как федеративное государство.

Содержание работы

Введение 3
1 Демократическое государство
1.1 Понятие демократического государства, признаки 5
1.2 Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного 6
2 Российская Федерация – демократическое государство
2.1 РФ как федеративное государство с республиканской формой правления 10
2.2 Идеологическое и политическое многообразие 14
3 Разграничение государственной власти и местного самоуправления 17
Заключение 24
Библиографический список 26

Файлы: 1 файл

российское государство амгу.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

6) равноправие и самоопределение народов как принцип также положен в основание федеративного устройства. Принцип равноправия и самоопределения народов как принцип федерализма относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации, их праву осуществлять государственную власть на соответствующей территории. Данный принцип не означает права выхода субъектов из Российской Федерации /5, С. 123/.

Форма правления  -   категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Различают две  основные формы правления - монархию и республику. Монархия - такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства (монарху) и передается по наследству, при этом монарх не несет ответственности перед населением. В республике верховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые на определенный (ограниченный) срок и несущие ответственность перед народом (избирателями).

Существуют  две основные формы республики: президентская  и парламентарная, а также их смешанные  формы. Президентская республика характеризуется следующими основными чертами:

1) президент  избирается всем народом на  прямых выборах, независимо от  парламента;

2) президент  по своему усмотрению назначает  и отправляет в отставку министров,  для этого не требуется согласия  парламента;

3) президент  юридически и фактически руководит правительством (даже при наличии номинальной должности премьер-министра);

4) правительство  не несет ответственности перед  парламентом, парламент не может  выразить правительству вотум  недоверия. 

Основные характеристики парламентарной республики:

1) Президент, как правило,  избирается не народом, а парламентом  (непрямые выборы);

2) Правительство формально  формируется президентом, но из  представителей победившей на  парламентских выборах партии (блока  партий) либо из лиц, пользующихся  доверием парламентского большинства;

3) для начала своей  работы правительство получает  от парламента вотум доверия;

4) Правительство несет  ответственность только перед  парламентом, парламент может  выразить правительству вотум  недоверия, после чего правительство  обязано уйти в отставку.

Полупрезидентская республика:

1) Президент назначает  и увольняет министров, часть  из которых подчиняются непосредственно  президенту;

2) Президент издает указы  по широкому кругу вопросов, а  также обладает правом вето  в отношении принятых парламентом законов;

3) главой правительства  является премьер-министр;

4) ответственность правительства  перед парламентом, парламент  может вынести правительству  вотум недоверия, но процедура  его принятия усложнена по  сравнению с парламентарной республикой;

5) при выражении вотума  недоверия правительству президент  может отправить его в отставку  или распустить парламент.

Российская Федерация  существует в форме полупрезидентской  республики, что выражается в нескольких признаках:

1) верховную государственную  власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации (статья 11 Конституции РФ);

2) выборность высших органов  государственной власти. Президент  РФ и Государственная Дума  избираются населением Российской Федерации. Невозможность какого-либо наследственного или иного недемократического порядка получения полномочий высших государственных органов. Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (статья 81);

3) Правительство РФ возглавляет  Премьер-министр, который назначается  Президентом РФ с согласия  Государственной Думы;

4) Правительство РФ ответственно  перед Президентом РФ, а также  перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, который может не повлечь никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу /5, С. 154/.

2.2. Идеологическое  и политическое многообразие

 

Принцип идеологического  и политического многообразия (статья 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства.

Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий.

Каждый вправе (самостоятельно или совместно с  другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды  и идеи.

Принцип идеологического  многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия.

Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

3) принцип политического  многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий.

Политические  партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также  правовых отношений по формированию органов государственной власти.

Основное назначение партий - выражение воли населения  или отдельных  его  групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение  между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного  звена между ними.

Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения  на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование  одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других.

Невозможно  также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;

4) свобода общественных объединений. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство  общественных объединений перед  законом;

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма.

Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной.

Пределы такой  свободы Конституция РФ устанавливает  через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или  действия которых направлены на:

насильственное  изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

подрыв безопасности государства;

создание вооруженных  формирований;

разжигание  социальной, расовой, национальной и  религиозной розни.

 

3 РАЗГРАНИЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 12 Конституции  РФ закрепляет, что в Российской Федерации признается и гарантируется  местное самоуправление. «В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Принцип разграничения государственной власти и местного самоуправления имеет следующие основные характеристики:

1) правовая природа местного самоуправления. Конституция РФ говорит о признании местного самоуправления, а не о его установлении. Следовательно, Конституция РФ предполагает, что местное самоуправление относится к сфере естественного права, хотя перечень конституционных прав и свобод, данный в гл. 2 Конституции РФ, не содержит права на местное самоуправление. Однако этот перечень не является закрытым, поэтому право на местное самоуправление должно быть признано за населением муниципальных образований (поселений, в пределах территорий которых осуществляется местное самоуправление). Правом на местное самоуправление, точнее на его существование, обладает не только население, но и каждый человек, проживающий на территории муниципального образования;

2) местное самоуправление - форма осуществления власти народа. В отличие от государственной власти, субъектом которой выступает весь народ,   субъектом власти в местном самоуправлении является население муниципального образования;

3) местное самоуправление  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного  значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 Конституции РФ). Таким образом, в рамках местного самоуправления население решает только вопросы  местного значения,

4) отграничение системы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Полномочия местного самоуправления ограничены сферой местных бюджетов, управления муниципальной собственностью, строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи, социальной защиты населения, охраны общественного порядка;

5) самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий означает, что, осуществляя свои права, они не подотчетны органам государственной власти, не подчиняются им;

6) между системой  государственной власти и местным  самоуправлением существует тесная  связь. Во-первых, органы местного  самоуправления могут наделяться  законом отдельными государственными  полномочиями с обязательной  передачей необходимых для их  осуществления материальных и финансовых средств (часть 2 статья 132 Конституции РФ), и, во-вторых, государство санкционирует (возводит в ранг источников права) акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их предметов ведения (статья 19 Федерального закона «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно Конституции  Российской Федерации установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления находится  в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "н" части 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).

Исходя из этого  в Федеральном законе от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 5); порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13).

Вопросы местного самоуправления, согласно статье 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации, относятся именно к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, поэтому их решение не может находиться ни в исключительной компетенции Российской Федерации (осуществляемой на основании статей 71 и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации), ни в исключительной компетенции ее субъектов (реализуемой в соответствии со статьями 73 и 76 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации). В данном случае совместное ведение, которое предполагает разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в порядке статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означает, что при отсутствии Федерального закона субъект Российской Федерации вправе самостоятельно урегулировать соответствующий вопрос; с принятием Федерального закона закон субъекта Российской Федерации должен быть приведен в соответствие с ним. В свою очередь, если субъект Российской Федерации не принял закона по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодателем в порядке осуществления полномочий, закрепленных статьями 72 (пункт "н" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, то федеральный законодатель в случае необходимости сам может осуществить правовое регулирование в этой сфере. Такое регулирование посредством Федерального закона осуществляется в целях реализации конституционных положений о местном самоуправлении и обеспечения предусмотренного статьей 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа, согласно которому Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

3. Наличие установленного  законодателем порядка образования,  объединения, преобразования или  упразднения муниципальных образований  - существенный элемент их правового статуса и статуса их органов, имеющий также принципиальное значение для реализации конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления, в том числе права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Информация о работе Демократическое государство