Демократическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1) Рассмотреть Российскую федерацию как демократическое государство;
2) Рассмотреть РФ как федеративное государство.

Содержание работы

Введение 3
1 Демократическое государство
1.1 Понятие демократического государства, признаки 5
1.2 Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного 6
2 Российская Федерация – демократическое государство
2.1 РФ как федеративное государство с республиканской формой правления 10
2.2 Идеологическое и политическое многообразие 14
3 Разграничение государственной власти и местного самоуправления 17
Заключение 24
Библиографический список 26

Файлы: 1 файл

российское государство амгу.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому из смысла статей 72 (пункт "н" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации  во взаимосвязи с ее статьями 3 (части 2 и 3), 32 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1), 130 и 131 следует, что  на случай, когда законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, федеральный законодатель вправе предусмотреть норму, в соответствии с которой определение территории местного самоуправления осуществлялось бы так, как это предписано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Тем самым обеспечивается реализация конституционных принципов и иных положений о местном самоуправлении, гарантируются конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления и конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Как следует  из содержания рассматриваемого Федерального закона, пункт 1 его статьи 2 носит временный характер, то есть действует в том или ином субъекте Российской Федерации постольку, поскольку им не приняты соответствующие законы.

Следовательно, оспариваемая норма не препятствует субъекту Российской Федерации самостоятельно устанавливать и изменять порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

4. Согласно статье 131 (часть 1) Конституции Российской  Федерации местное самоуправление  осуществляется в городских, сельских  поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных традиций. Конкретизируя это положение, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная данным Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (абзац второй пункта 1 статьи 1); местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях; территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (пункт 1 статьи 12).

Отсюда следует, что территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно - территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об обеспечении  конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" не устанавливает какого-либо нового территориального деления, а связывает формирование местного самоуправления с уже существующим территориальным делением субъекта Российской Федерации, то есть с установленной им самим и существовавшей на день вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" системой местного самоуправления в субъекте Российской Федерации.

Никакого иного  порядка определения территорий местного самоуправления, формирования муниципальных образований в  Тульской области не установлено. Согласно части второй статьи 5 Устава (Основного Закона) Тульской области вопросы административно - территориального устройства области решаются в порядке, установленном законодательным актом Тульской области; при этом в состав области входят районы, города областного и районного подчинения, поселки, сельские и иные населенные пункты. В соответствии со статьей 70 Устава местное самоуправление осуществляется в пределах территорий, определенных областной Думой: в городских, районных, сельских поселениях, а также иных территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Проведение  муниципальных выборов позволит сформировать систему выборных органов  местного самоуправления. В результате этого они смогут в полном объеме осуществлять свои полномочия, права и обязанности, в том числе и те, которые требуют урегулирования законами субъектов Российской Федерации, если даже такие законы и не приняты. Это вытекает как из статьи 2 рассматриваемого Федерального закона, так и из статьи 57 (часть 1) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой впредь до принятия субъектами Российской Федерации законов, предусмотренных данным Федеральным законом, вопросы, подлежащие регулированию законами субъектов Российской Федерации, могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом.

На основании  изложенного и руководствуясь частями  первой и второй статьи 71, статьями 72, 75, 104 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать пункт  1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" соответствующим Конституции Российской Федерации.

2. Согласно частям  первой и второй статьи 79 Федерального  конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

3. Согласно статье 78 Федерального конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", официальных изданиях органов государственной власти Тульской области. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение курсовой работы сформулируем основные тезисы работы.

Итак, на основании  изученного материала можно кратко изложить принципы демократического государства.

Государственный суверенитет - признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости  государственной власти на всей своей  территории, а также в международных  отношениях.

Суверенитет Российской Федерации закреплен в статья 4 Конституции РФ. Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его частями. Различаются две основные формы государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство.

Форма правления  -   категория, выражающая способ организации верховной государственной  власти, порядок образования и  срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления - монархию и республику.

Правовое государство - такой способ организации государства, при котором оно подчинено  праву, а главной целью его  деятельности является обеспечение прав и свобод человека.

Принцип социального  государства закреплен в статья 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Смысл принципа социального государства состоит  в том, что оно стремится к  некоторому уравнению людей в  их социальном положении за счет перераспределения  государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Конституция РФ в статья 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством. В соответствии со статья 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства  и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Конституция РФ закрепляет принцип экономической  свободы (рыночной экономики) в государстве  как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие  от прежних конституций советского периода. Принцип идеологического и политического многообразия (статья 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства. Статья 12 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

С принципом  демократического государства тесно  связаны и являются его проявлениями другие принципы, возведенные Конституцией Российской Федерации в основы конституционного строя: разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, наличие наряду с системой государственной власти системы местного самоуправления.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном

голосовании 12 декабря 1993 г.)

  Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации : учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай. –М.: НОРМА, 2006. – 250с.

Белкин А.А. Конституционная  охрана: три направления российской идеологии и практики : учебное пособие / А.А. Белкин. – М.: Академия, 2005. – 63с.

Козлова С.Е. Конституционное право Российской Федерации : юрист С.Е. Козлова, О.П. Кутафин. - М.: юрист, 2007. – 164с.

Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления) : учебное пособие / О.Г. Румянцев. - М.: Академия, 2006. – 180с.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию / В.А. Четвернин. - М.: учебное пособие, 2005. – 65с.

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство : Учебное пособие для вузов / Б.С. Эбзеев. - М.: 2006. – 206с.

Алексеев Н.Н. Русский народ и государство : учебное пособие / Н.Н. Алексеев. -  М.: 1998. – 69с.

Куликов В.В. Реформа  местного самоуправления в России : теория и реальность / В.В. Куликов. – М.: 2007. – 92с.

Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности : учебное пособие / Л.А. Морозова. - М.: 2008. – 201с.

 

 


Информация о работе Демократическое государство