Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:35, реферат
Когда несовершеннолетний, лишившийся родительского попечения, уже устроен, функции представителя его интересов переходят к лицу, заменившему родителей либо организации, принявшей несовершеннолетнего на полное государственное попечение. Применительно к устройству под опеку (попечительство) и. 2 ст. 148.1 формулирует: «Если иное не установлено федеральным законом, родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Кафедра гражданского и предпринимательского права
РЕФЕРАТ
на тему «Деятельность государственных органов при лишении родительских прав»
Выполнил студент гр. С6403 ___________ М. Д. Шамилов |
Проверил доцент, к.ю.н. ____________ В. П. Штыков ____________________________
|
г. Владивосток
2012
Когда несовершеннолетний,
лишившийся родительского попечения,
уже устроен, функции представителя
его интересов переходят к
лицу, заменившему родителей либо
организации, принявшей несовершеннолетнего
на полное государственное попечение.
Применительно к устройству под
опеку (попечительство) и. 2 ст. 148.1 формулирует:
«Если иное не установлено федеральным
законом, родители ребенка или лица,
их заменяющие, утрачивают свои права
и обязанности по представительству
и защите прав и законных интересов
ребенка с момента
Со времени,
когда несовершеннолетний, лишившийся
родительского попечения, устроен,
функции органов опеки и
Выступать в роли законного представителя несовершеннолетних детей органы опеки и попечительства могут и в других случаях. Например, когда им становится известно, что налицо непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что объясняет, почему орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится (п. 1 ст. 77 СК). Налицо типичный пример того, как государство в лице органов опеки и попечительства принимает на себя заботу об оставшемся без своих законных представителей ребенке. Выполняя подобного рода функции, эти органы обязаны обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п. 2 ст. 77 СК). Поскольку акт об отобрании служит правовым основанием самого отобрания, он составляется либо до совершения всех необходимых действий по отобранию, либо одновременно с отобранием. Что касается семидневного срока для предъявления соответствующего иска, то он нуждается в увеличении, поскольку по-настоящему обосновать иск в такой короткий срок просто невозможно.
Таким образом,
в перечисленных делах органы
опеки и попечительства фигурируют
в качестве представителя интересов
государства, ребенка, во-первых, по просьбе,
поручению суда (споры о месте
жительства ребенка с одним из
родителей; устранение препятствий
к общению с одним из родителей;
лишение, ограничение родительских
прав и проч.). Другими словами, не
по заявлению заинтересованного
физического лица, а органа, в
данном случае суда, которому надлежит
разрешить спор. Причем в качестве
представителя предстоит
На участие в перечисленных делах, именуемых спорами о детях, представитель этих органов должен иметь разовую или постоянную надлежащим образом оформленную доверенность.
Вторую
разновидность «приглашения»
Существуют и другие жизненные ситуации, когда в круг деятельности органов опеки и попечительства попадают более редкие случаи. Тем не менее они существуют и находят свое отражение в Семейном кодексе. Так, согласно п. 2 ст. 28 СК «при рассмотрении дела о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, ... к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства». Несомненно, что здесь ему предстоит выступить в роли представителя интересов несовершеннолетней (несовершеннолетнего). Другой пример относится к сфере чрезвычайно, возникающей при оставлении матерью в медицинском учреждении своего новорожденного ребенка без предоставления документов, удостоверяющих ее личность. Причем форма акта об оставлении ребенка такой матерью утверждается приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из которого следует, что этот акт составляется при участии представителя органа опеки и попечительства.
Семейный
кодекс, определяя компетенцию органа
опеки и попечительства, не раз
упоминает о его согласии (разрешении)
при совершении действий, связанных
с интересами ребенка. Например, на
установление отцовства лицом, не состоящим
в браке с отсутствующей
Таким образом, обозначенная сфера деятельности органов опеки и попечительства отличается не только своим большим объемом, но и особенностями правового регулирования, законодательным обеспечением. И что не менее важно, в современной России все рассматриваемые в этой плоскости вопросы стали сугубо актуальными, поскольку идет процесс распада семьи, заметно не уменьшается число разводов в семьях, где живут дети, лавинообразно растет количество дел по лишению родительских прав, не становится меньше детей социальных сирот. Данный перечень фактов стал приметной чертой нашего времени, что порождает необходимость усиления активности деятельности органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семье. Надежда на то, что положение дел улучшится с появлением Федерального закона «Об опеке и попечительстве», не сбылась. Вся многосторонняя, многогранная работа органов опеки и попечительства оказалась за рамками этого закона. Причина тому заключается в попытке внедрения гражданско-правовых методов воздействия на семейно-правовые отношения с помощью Гражданского кодекса. Вместе с тем этот закон противоречит не отмененной ст. 4 СК, посвященной применению к семейным отношениям гражданского законодательства.
Характеристике деятельности органов опеки и попечительства, связанной с защитой прав ребенка в семье, сопутствует определение их роли участника судебного процесса, правовым основанием чего служат ст.ст. 46, 47 ГПК. Именно органам опеки и попечительства принадлежит право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов ребенка. Мало того, это их обязанность. Причем иск (заявление) в защиту законных интересов несовершеннолетнего гражданина предъявляется независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. В качестве примера можно привести дела о лишении родительских прав, когда иск согласно ч. 2 п. 1 ст. 70 СК предъявляется органами опеки и попечительства: об ограничении родительских прав (п. 3 ст. 73 СК), отмене усыновления (ст. 142 СК).
Органы опеки и попечительства, выступающие в роли истца, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности. Они вправе отказаться от иска, если сочтут, что опасность, угрожавшая ребенку в семье, устранена. Что касается мирового соглашения, то оно вряд ли возможно между представителем государства (органом опеки и попечительства) и физическим лицом — родителем — ответчиком по дел.
Если органы опеки участвуют в процессе для дачи заключения по делу (в спорах об определении места жительства ребенка, обеспечении его права на общение с одним из родителей, защите родительских прав, отмене усыновления и др.), то они могут:
В любом
случае их участие объясняется
Краткая характеристика деятельности органов опеки и попечительства как участника гражданского процесса не означает, что налицо незначительный объем проводимой ими работы. Она занимает далеко не второстепенное место в их деятельности, связанной с исследованием обстоятельств дела, затратами времени на участие в судебном процессе, что в обшей сложности многократно увеличивает общий объем деятельности органов опеки и попечительства за счет их участия в спорах о детях. Однако их роль в защите прав ребенка больше ассоциируется с другим не менее важным направлением: обеспечением интересов детей, как принято сейчас говорить, утративших родительское попечение, куда входят дети-сироты в прямом смысле слова и дети так называемые социальные сироты, у которых родители формально существуют. Поэтому их единственным законным представителем на некоторое время становятся органы опеки и попечительства, т.е. на время, пока они не обрели новую семью, лиц, заменяющих родителей в установленном законом порядке, либо не стали воспитанниками детского учреждения. И если учесть, что количество таких детей поражает своими размерами (выявлено и учтено в 2000 г. 134 611 чел., в 2007 г. 136 790 чел.)17, то нетрудно объяснить важность такого направления деятельности органов опеки и попечительства, как выявление и устройство тех, кто остался без своего законного представителя. Причем речь идет о сложной, постоянной, многообразной работе, имеющей далеко не второстепенное значение. Свое начало она берет с момента выявления (обнаружения) несовершеннолетнего, нуждающегося в государственной защите. Источником такой информации чаще всего служат сообщения граждан, различных учреждений, организаций, поступающие в органы опеки и попечительства, в чьи обязанности входит проверка достоверности поступивших сигналов. На этот счет ч. 2 п. 1 ст. 122 СК дает прямое указание: «Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса об его устройстве». И, надо сказать, что эта фаза деятельности органов опеки и попечительства занимает, без преувеличения, определяющее место в их повседневной работе. Неслучайно, поэтому, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»|Х утверждены Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пункт 2 этих Правил объясняет предоставление полномочий перечисленным организациям следующим образом: «В случаях отсутствия или недостаточном наличии у органов опеки и попечительства необходимых организационных, кадровых, технических и иных возможностей перечисленные организации могут осуществлять полномочия органов опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей». Но чтобы за органами опеки и попечительства оставалось «последнее слово», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. установлен порядок отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства. Организатором такого отбора являются органы опеки и попечительства, которые создают специальную комиссию для решения вопроса об отборе, который рассматривается при наличии у организации целого перечня документов.
Информация о работе Деятельность государственных органов при лишении родительских прав