Деятельность государственных органов при лишении родительских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:35, реферат

Описание работы

Когда несовершеннолетний, лишившийся родительского попечения, уже устроен, функции представителя его интересов переходят к лицу, заменившему родителей либо организации, принявшей несовершеннолетнего на полное государственное попечение. Применительно к устройству под опеку (попечительство) и. 2 ст. 148.1 формулирует: «Если иное не установлено федеральным законом, родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя».

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 30.94 Кб (Скачать файл)

Выявление несовершеннолетнего, нуждающегося в  государственной защите, является начальным  этапом деятельности органов опеки  и попечительства, за которым следует  подбор лица, заменяющего родителя (опекуна-попечителя, усыновителя, приемного  родителя), что также связано с  исследованием его потенциальных  возможностей по семейному воспитанию ребенка. Причем не только подбора, но и подготовки к роли воспитателя, заменяющего родителя. И, наконец, после  устройства несовершеннолетнего органы опеки и попечительства не освобождаются  от обязанности защищать его интересы. Правда, их представительство имеет  разные формы выражения в зависимости  от вида устройства. При передаче на опеку (попечительство) возникает ситуация, когда не утративший родительских прав родитель формально сохраняет свою миссию законного представителя  своих несовершеннолетних детей, но фактически ее утрачивает, поскольку  она целиком и полностью переходит  к опекуну (попечителю). Но роль органов  опеки и попечительства как представителя  интересов сохраняется, поскольку  они обязаны по закону осуществлять регулярный надзор за деятельностью  опекуна (попечителя). То же самое можно  сказать о ситуации, когда ребенок  передается на воспитание в приемную семью.

В каком  бы качестве не выступали органы опеки  и попечительства, защищая право  ребенка на жизнь и воспитание в семье, им предстоит обладать информацией  о возможности нарушения этого  права, либо когда оно уже состоялось. К числу пострадавших семейный кодекс относит детей, оставшихся без попечения  родителей (Данное понятие вошло  в правовой лексикон в 60-е годы прошлого века.) К ним п. 1 ст. 121 относит детей: чьи родители умерли; лишены родительских прав; ограничены в родительских правах; признаны недееспособными; больны; длительно отсутствуют; уклоняются от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов; отказываются взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, а также организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций; родители которых создают своими действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей, препятствуют их нормальному воспитанию и развитию. Данный перечень причин утраты ребенком родительского попечения п. 1 ст. 121 СК не относит к числу исчерпывающих. Но всякий раз речь идет о детях, имевших или имеющих родителей, невыполнение которыми родительских обязанностей без преувеличения можно назвать преступлением. Разобраться в его источниках, документально подтвердить тот факт, что несовершеннолетний остался без законного представителя — дело органов опеки и попечительства, объемное по своему характеру, от качества выполнения которого нередко зависит его судьба.

Признание права на существование в законе, подзаконном акте понятия «трудная жизненная ситуация» порождает  сложную проблему ее выявления. Рассчитывать только на получение подлежащей проверке информации явно недостаточно. Как  организовать выявление — вопрос крайне сложный. Тем более что  согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно: «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем  лиц иначе как в случаях, установленных  федеральным законом». Но какой бы выход из положения не имеет место, все равно представлять интересы ребенка в разных ситуациях, будь то дети, лишившиеся родительского попечения, или те, кто, имея родителей, оказались в трудной жизненной ситуации, все равно предстоит защитникам их интересов, т.е. органам опеки и попечительства, упоминание о роли которых пронизывает весь текст современного Семейного кодекса. Вот почему приходится говорить еще об одном широком по своему объему направлении их деятельности, правовые основы которого еще не разработаны.

Объединенные  единой целью — защитить права, интересы ребенка в семейно-правовой сфере, все три направления деятельности органов опеки и попечительства образуют единую централизованную систему, во главе которой находится орган  опеки и попечительства как орган  исполнительной власти, выражающий волю государства по вопросам защиты прав и интересов детей в семье. Всем остальным организациям любого уровня (общественным, благотворительным) ради успешного выполнения своих  функций по защите прав ребенка в  семье предстоит взаимодействовать  с органами опеки и попечительства по линиям, обозначенным в Типовом  положении федерального значения о  статусе органов опеки и попечительства, в аналогичных положениях субъектов  Федерации.

 


Информация о работе Деятельность государственных органов при лишении родительских прав