Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 08:13, курсовая работа
Понятие договора аренды транспортных средств.
Предмет договора аренды транспортных средств.
Виды договоров транспортных средств.
Согласно [1;абз. 1 ст. 632. 2013 ГК РФ] по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Форма договора фрахтования на время письменная независимо от срока, на который заключается договор. Срок сделки регламентируется общими нормами об аренде, за исключением пролонгации. Он может быть как определенным, так и неопределенным. Однако согласно [4;ст. 200 2014 КТМ РФ] срок должен быть обязательно указан в тайм-чартере. Существует точка зрения, что договор аренды транспортного средства всегда должен предусматривать срок аренды, т.е. условие о сроке является существенным.
Данный договора является возмездным, так как согласно [1;абз. 1 ст. 632. 2013 ГК РФ] транспортное средство передается за плату.
Форма договора аренды транспортного средства с экипажем.
Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме не зависимо от его срока. К такому договору не применяется правила о регистрации договоров аренды, предусмотренным п.2 ст.609 ГК. РФ.[1;ст.633 2013 ГК РФ]
Обязанности арендодателя.
Договора аренды транспортного средства с экипажем заключается для того, чтобы арендатору было предоставлено транспортное средство, а также были оказаны услуги по управлению и технической эксплуатации, а также обеспечение арендатору возможности осуществлять коммерческую эксплуатацию транспортного средства. Под коммерческой эксплуатацией понимаются перевозки грузов, пассажиров или использование судна для иных целей, связанных с извлечением арендатором прибыли, например для иных целей торгового мореплавания [4;ст. 198 КТМ. 2014 РФ].
Исходя из цели данного договора, у арендодателя возникает ряд обязанностей. Одной из главных обязанностей является обязанность арендодателя предоставить транспортное средство в состоянии, пригодном для эксплуатации по назначению в соответствии с условиями договора, и укомплектовать транспортное средство экипажем.
Так, согласно [4;п. 1 ст. 203. 2014 КТМ РФ] судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна.
Следующей обязанностью арендодателя является обязанность по содержанию транспортного средства. Она закреплена в [1;ст. 634. 2013 ГК РФ]. Арендодатель в течение всего срока договора обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и приобретение необходимых принадлежностей.
Арендодатель обеспечивает управление и техническую эксплуатацию технического средства. Управление включает вождение, пилотирование, а также иные необходимые при этом услуги, конкретный комплекс которых зависит от вида и технических характеристик транспортного средства. Под технической эксплуатацией понимается осуществление мер по поддержанию транспортного средства в технически нормальном, годном использованию состоянии.
Согласно [1;ст. 635. 2013 ГК РФ] состав экипажа и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Это означает, что экипаж должен быть способен на профессиональном уровне оказать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, обеспечив его нормальное и безопасное использование .В соответствии с договором экипаж должен уметь оказывать арендатору и иные услуги. Например, по охране груза, пассажиров, погрузке и разгрузке, багажа и др. Транспортными уставами и кодексами устанавливаются специальные требования к экипажам. Так, воздушное законодательство закрепляет, что состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа [2;п. 2 ст. 56. 2014 ВК РФ]. Устанавливаются специальные требования и к командирам. Согласно [2;п. 1 ст. 57 (ред.28.07.2012) ВК РФ] командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.
Следует отметить, что нормальная и безопасная эксплуатация транспортного средства зависит от правильности действий экипажа, члены которого являются работниками арендодателя [1;абз. 2 п. 2 ст. 635. 2013 ГК РФ].
Конкретный комплекс услуг по управлению и технической эксплуатации зависит от вида транспортного средств, его технических характеристик, целей использования.
Согласно [1;п. 1 ст. 635. 2013 ГК РФ] качество предоставляемых услуг определяется предоставлением арендатору возможности эксплуатировать транспортное средство нормально и безопасно.
Первый критерий - нормальная эксплуатация - означает поддержание транспортного средства в надлежащем состоянии, для чего арендодатель обязан проводить технические, организационные и иные мероприятия: регулярные чистку, уборку, профилактические мероприятия, снабжение необходимыми принадлежностями, оборудованием и механизмами.
Второй критерий - безопасная эксплуатация - связан с необходимостью соблюдения специальных правил эксплуатации транспортных средств, чтобы не допустить возможность причинения вреда перевозимым пассажирам, грузам и т.д.
По общему правилу обязанность застраховать транспортное средство лежит на арендодателе, если такое страхование обязательно в силу закона или договора. Арендодатель страхует ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с эксплуатацией.
Что касается расходов по оплате услуг членов экипажа, а также расходов на их содержание, то их, если иное не установлено договором, несет арендодатель. Однако последний освобождается от расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства [2;ст. 636. 2013 ГК РФ].
Транспортное средство - это источник повышенной опасности. Согласно положениям [1;ст. 640. 2013 ГК РФ] ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием несет арендодатель. Это объясняется тем, что в момент причинения вреда транспортное средство управлялось работниками арендодателя, а это значит, что последний и является юридически ответственным владельцем источника повышенной опасности.
Обязанности арендатора.
Обязанности арендатора тесно связаны с его правомочиями. Необходимо рассмотреть перечень прав данной стороны договора для наиболее полного выяснения обязанностей арендатора.
Арендатор согласно [1;п. 1 ст. 638. 2013 ГК РФ] вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду, если договором между сторонами не предусмотрено иное. Это правило является исключением из общих правил по аренде. Правомочия арендатора по владению и пользованию арендованным транспортным средством включают в себя следующие возможности:
1) использование транспортного
средства для перевозки
2) использование транспортного
средства для исполнения
3) сдача транспортного средства в субаренду.
Арендатор обязан по истечении срока договора аренды транспортного средства вернуть транспортное средство в том состоянии, в котором получил, с учетом нормального износа. Согласно [1;ст. 636. 2013 ГК РФ] расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией, несет арендатор. К данным расходам относятся, во-первых, расходы на оплату расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов: горюче-смазочных материалов, подлежащих регулярной замене узлов, деталей и принадлежностей и т.п. Их расходование напрямую зависит от активности в пользовании транспортным средством арендатором. Во-вторых, к данным расходам относятся также сборы, т.е. затраты, связанные с необходимостью осуществлять обязательные платежи во время эксплуатации транспортного средства: портовые, канальные и другие морские и речные сборы, сборы за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу на железнодорожном транспорте, платежи за пользование платной автомобильной дорогой и т.д.
Помимо упомянутых расходов, арендатор обязан своевременно вносить арендную плату. Степень эффективности и рентабельности эксплуатации не отражается на размере арендной платы. Последняя обычно исчисляется из суточной или месячной ставки за соответствующее транспортное средство.
В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средств произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды [1;ст. 639. 2013 ГК РФ]. По общему правилу в соответствии с законом арендатор отвечает, если гибель или повреждение транспортного средства произошли по вине арендатор или его работников [1;п. 1 ст. 401, ст. 402. 2013 ГК РФ].
Таким образом, в отличие от общих правил, в соответствии с которыми в отношении причинителя вреда действует презумпция вины, [1;ст. 639. 2013 ГК РФ] возлагает бремя доказывания вины арендатора, а также лиц, за которых он несет ответственность, на арендодателя. Положения [1;ст. 639. 2013 ГК РФ] диспозитивны, так как стороны могут предусмотреть в договоре обязанность арендатора по возмещению своему контрагенту причиненных повреждением или гибелью транспортного средства убытков при отсутствии вины экипажа арендодателя, то есть в результате форс-мажорных обстоятельств. Необходимо учитывать, что отраслевое транспортное законодательство регламентирует иные специальные институты возмещения убытков. Так, в КТМ РФ И КВВТ РФ закреплен институт общей аварии, который служит цели распределения убытков, понесенных вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в предприятии. Данные убытки распределяются между грузом, судом и фрахтом соразмерно их стоимости [4;ст. 284. 2013 КТМ РФ], [3;ст. 140. 2013 КВВТ РФ].
Данный договор является реальным. Однако такое утверждение не является бесспорным. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) является аналогом рассматриваемого договора, но смоделирован как консенсуальный договор [15;Е.А. Суханова. Гражданское право с. 476 ред. 2012.] Так, в [4;ст. 211. 2014 КТМ РФ] говорится, что судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Как и другой вид договора аренды транспортных средств, он заключается в письменной форме независимо от срока договора, является возмездным.
Форма договора аренды транспортных средства без экипажа.
Договор аренды транспортных средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договор аренды, предусмотренным п.2 ст.609 ГК РФ.[1;ст.642 2013 ГК. РФ.]
Обязанности арендодателя.
Арендодатель должен предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, позволяющем эксплуатировать его в соответствии с назначением транспортного средства и условий договора. Согласно [4;п. 1 ст. 216.от 2014 КТМ РФ] по бербоут-чартерному договору судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования.
По общему правилу [1;п. 2 ст. 611. 2013 ГК РФ] транспортное средство сдается в аренду со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами. Если такие принадлежности не были переданы, а без них арендатор не может пользоваться арендованным имуществом или в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков.
Обязанности арендатора.
В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем, в данном случае арендатор в течение всего срока договора обязан поддерживать надлежащее состояние имущества, в том числе осуществлять текущий и капитальный ремонт.