Стороны
должны лишь предусмотреть порядок
и условия пользования полученной
информацией, если сочтут это необходимым.
При выполнении работы заказчик вправе,
не вмешиваясь в хозяйственную самостоятельность
подрядчика, контролировать выполнение
работ, давать указания о способе
их выполнения, конкретизировать требования
к результату выполняемой работы,
не изменяя существа задания (ст. 715
ГК РФ). Это право предоставлено заказчику
с целью своевременного выявления отступлений
подрядчика от условий договора, сроков
выполнения работы и устранения этих нарушений[1]
. Так, если в ходе выполнения работы заказчику
станет очевидно, что работа не будет выполнена
надлежащим образом, заказчик вправе вмешаться,
установив подрядчику разумный срок для
устранения недостатков, если же подрядчик
не исправит недостатки к установленному
сроку, заказчик вправе отказаться от
договора либо поручить исправление работ
другому лицу за счет подрядчика, а сверх
того потребовать возмещения убытков
(п. 3 ст. 715 ГК РФ).
Право контроля,
предоставленное законом заказчику,
свидетельствует о его активной
роли при выполнении работы. Кроме
того, закон возлагает на заказчика
обязанность оказывать содействие
подрядчику в выполнении работы на
условиях, предусмотренных договором
(ст. 718 ГК РФ), а подрядчик вправе
приостановить исполнение договора
при невыполнении заказчиком своих
обязанностей (ст. 719 ГК РФ). Названные
обязанности заказчика свидетельствуют
о повышении его роли и ответственности
в договоре подряда, что характерно
для развитых рыночных отношений.
1.2 Стороны и элементы договора
подряда
Стороны
в договоре подряда — заказчик
и подрядчик. Заказчиком является сторона,
которая поручает другой стороне
выполнение определенной работы, а подрядчиком
— сторона, которая обязуется выполнить
работу. И заказчиком и подрядчиком могут
выступать как граждане, так и юридические
лица[1].
Выступая
заказчиками по договору подряда, и
граждане, и юридические лица, как
правило, заказывают выполнение лишь таких
работ, которые необходимы для удовлетворения
их собственных запросов и потребностей.
Однако сложившаяся хозяйственная
практика показывает, что в ряде
случаев выполнение функций заказчика
довольно обременительно. Целесообразна
поэтому деятельность, так называемых,
профессиональных заказчиков, которые
по договору с гражданами организациями
принимают на себя выполнение функций
заказчика по возведению зданий, сооружений
либо выполнению иных работ для третьих
лиц. Осуществление функций заказчика
для третьего лица является разновидностью
предпринимательской деятельности,
которая должна осуществляться в
соответствии с установленными законодательством
требованиями, в частности, получением
необходимых разрешений (лицензий)[2].
Граждане
вправе принимать на себя выполнение
работ, лишь, будучи полностью дееспособными,
в том числе и в результате
эмансипации (ст. 27ПС). В отличие от
трудовых отношений, гражданское законодательство
не предусматривает возможность
осуществления подрядных работ
лицом, обладающим частичной дееспособностью.
Кроме того, если деятельность гражданина
носит не разовый, а постоянный характер,
то он должен иметь патент (лицензию)
на право осуществления индивидуальной
трудовой деятельности. Осуществление
функций подрядчика юридическим
лицом зависит от того, какой правоспособностью
данное юридическое лицо наделяется
— общей или специальной. Если
юридическое лицо наделено общей
правоспособностью, то в принципе оно
может заниматься любой хозяйственной
деятельностью, а тем самым и
выступать в качестве подрядчика.
При этом, однако, следует помнить,
что для занятия многими видами
указанной деятельности (например,
в области проектных и изыскательских
работ) необходимо получение лицензии.
Если
же юридическое лицо наделено лишь
специальной правоспособностью, то
оно может выполнять функции
подрядчика в соответствии с теми
видами деятельности, которые предусмотрены
в его уставе или относящемся
к нему положении, что особенно важно
учитывать, когда мы имеем дело с
некоммерческими организациями.
Подрядчик
при выполнении работ вправе привлекать
других лиц, перепоручая им выполнение
части работ. Юридические лица широко
привлекают к выполнению работ специализированные
подрядные организации, особенно в
таких сферах деятельности, которые
требуют специального лицензирования,
например, выполнение проектных работ,
прокладка сетей связи, инженерных
сооружений и т. п. В этом случае подрядчик
становится генеральным подрядчиком,
а привлеченное им лицо — субподрядчиком
(ст. 706 ГК РФ). При построении договорных
связей по принципу генерального подряда
право подрядчика привлекать к выполнению
работ субподрядчиков не требует
специального закрепления в законе
или договоре. Для привлечения
генеральным подрядчиком субподрядчиков
не требуется и согласие заказчика,
поскольку риск выполнения всех работ
несет генеральный подрядчик. Участие
субподрядчика не допускается только
в случае, когда из закона или
договора вытекает обязанность подрядчика
лично исполнить предусмотренную
договором работу. В подобных случаях
привлечение третьих лиц к
выполнению работы недопустимо.Если в
нарушение этого правила подрядчик, обязанный
лично выполнить работу, привлечет к ее
выполнению третье лицо, он будет нести
перед заказчиком ответственность за
убытки, вызванные участием субподрядчика
в исполнении договора (п. 2 ст. 706 ГК РФ).
При генеральном
подряде ответственность перед
заказчиком за выполнение всей работы,
в том числе и выполняемой
субподрядчиками, несет генеральный
подрядчик. Прямых правовых связей между
заказчиком и субподрядчиком не устанавливается,
поскольку во взаимоотношениях с
субподрядчиками функции заказчика осуществляет
генеральный подрядчик. Однако в договорах,
заключенных генеральным подрядчиком,
как с заказчиком, так и с субподрядчиками,
может быть предусмотрена возможность
предъявления заказчиком каких-либо требований
непосредственно к субподрядчику и субподрядчиком
к заказчику (п. 3 ст. 706 ГК РФ). Необходимость
подобного рода прямых связей может возникать
при выполнении сложных работ, строительства
крупных объектов, в возведении которых
принимает участие несколько различных
строительных и монтажных организаций.
Например, субподрядчику может понадобиться
нормативно-техническая или проектная
документация по строящемуся объекту,
которой не обладает генеральный подрядчик.
В этом случае субподрядчик может вступить
в прямые контакты с заказчиком.
Иное
положение возникает в случае,
если заказчик желает заключить прямой
договор еще с одним подрядчиком.
Например, заключен договор подряда
на строительство и отделку жилого
дома, однако выполнение работ по подключению
и установке инженерных сооружений
(газо - и водопровода, электрических сетей),
заказчик желает поручить специализированной
организации, заключив с ней прямой договор.
Заказчик вправе заключить такой договор
только с согласия генерального подрядчика.
В этом случае подрядчик, заключивший
прямой договор с заказчиком, несет ответственность
непосредственно перед заказчиком, с генерального
же подрядчика снимается ответственность,
и риск в той части работ, которую заказчик
поручил выполнять другому подрядчику
(п. 4 ст. 706 ГК РФ). Наряду с построением
отношений между заказчиком и подрядчиком
по принципу генерального подряда возможно
участие в исполнении работ нескольких
лиц, т. е. множественность лиц на стороне
подрядчика(ст.707 ГК РФ). Поскольку правило
о множественности лиц на стороне подрядчика
предполагает иное распределение обязанностей
и ответственности при генеральном подряде,
то одновременное применение этих правил
либо их сочетание невозможно. Во избежание
конкуренции норм следует исходить из
того, что общим правилом является принцип
генерального подряда. Так, если заказчиком
заключен договор с подрядчиком на выполнение
всей работы, то привлечение иных подрядчиков
заказчик может осуществить только с соблюдением
прав генерального подрядчика (п. 4 ст.
706 ГК РФ). Следовательно, множественность
лиц на стороне подрядчика может возникнуть
либо при одновременном заключении договора
с отдельными подрядчиками на выполнение
самостоятельных работ, объединенных
неделимостью результата (например, один
подрядчик выполняет проект механической
части, а другой — электронной части одного
изделия) либо в самом договоре подряда
уже заложена множественность на стороне
подрядчика, т. е. в договоре подряда предусмотрено,
что договор заключен с несколькими подрядчиками.
Предметом
договора подряда является результат
выполненной работы. В зависимости
от задания заказчика и вида работ
результат может выражаться в
создании новой вещи либо в восстановлении,
улучшении или ином изменении
уже существующих вещей (ст. 703 ГК РФ).
Например, натирка паркета, стирка белья,
ремонт магнитофона направлены на восстановление
и поддержание потребительских свойств
уже существующих вещей. Наряду с рассмотренными
формами выражения результата работы
подрядчика существуют такие виды работ,
в которых деятельность подрядчика направлена
непосредственно на человека, например,
услуги парикмахера, массажиста. Отношениям
подряда соответствует такой результат
работы, который, во-первых, может существовать
отдельно от исполнителя работы, а во-вторых,
может быть гарантирован исполнителем:
сделанная прическа, маникюр и т. п. При
отсутствии какого-либо из названных признаков
правовая форма договора подряда для регулирования
указанных отношений неприемлема
2. Договор бытового подряда
2.1 Понятие договора бытового
подряда
Договор
бытового подряда — это такой
вид договора подряда, в котором
одна сторона (подрядчик), осуществляющая
предпринимательскую деятельность
в сфере оказания бытовых услуг,
обязуется выполнить по заданию
гражданина (заказчика) определенную работу,
предназначенную удовлетворять
бытовые или другие личные потребности
заказчика, а заказчик обязуется
принять и оплатить эту работу
(п. 1 ст. 730 ГК).
Договор
бытового подряда давно известен
гражданскому законодательству. Ещё
в ГК 1964г. ему были посвящены отдельные
нормы в главе о подряде. Однако
его понятие, прежде всего, опиралось
на особенности правового регулирования
плановой экономики, в связи, с чем
бытовой заказ рассматривался как
один из договоров по обслуживанию
граждан. Его главными чертами являлись
особенности субъектного состава
– в качестве заказчика выступал
гражданин, а подрядчика – специализированная
организация сферы обслуживания,
планово-регулируемый характер договора;
применение публичной оферты и закрепление
отдельных видов договоров бытового
заказа в типовых договорах. С
переходом к рыночной экономике,
упразднением непосредственного государственного
управления сферой обслуживания, казалось
бы, должны были коренным образом измениться
и нормы о бытовом подряде.
Однако большая часть норм воспроизводит
уже известные ранее правила
правового регулирования договора
бытового заказа. Это обстоятельство
объясняется причинами, которые
не устраняются при переходе от плановой
к рыночной экономике, а лишь меняют
мотивацию и формы воздействия
на эти отношения: во-первых, необходимостью
выравнивания правового положения
гражданина, заказывающего выполнение
различных работ для собственных
нужд, по сравнению с подрядчиками-
предпринимателями; во-вторых, объективным
процессом развития в России законодательства
о защите прав потребителей, в-третьих,
обособлением норм о правовом регулировании
отношений в сфере обслуживания, необходимостью
их детальной регламентации типизации
с учётом массового характера их применения[1].Развитие
законодательства о бытовом подряде в
период 80-90-х годов в основном осуществлялось
по линии совершенствования не собственно
гражданского законодательства, а законодательства
о защите прав потребителей.
К моменту
принятия части второй ГК РФ в законодательстве
сложился достаточно регламентированный
институт защиты прав потребителей при
выполнении работ и оказания услуг,
во многом воспроизводивший нормы и
положения гражданского законодательства.
После принятия части второй ГК,
в которой нормы о бытовом
подряде выделены в отдельный
параграф главы о подряде, ранее
принятые нормы законодательства о
защите прав потребителей сохранили
свою силу. Пункт 3 ст.730ГК РФ предусматривает,
что законы о защите прав потребителей
применяются к отношениям, не урегулированным
гражданским кодексом. Таким образом,
источниками правового регулирования
бытового подряда являются, прежде
всего, нормы, содержащиеся в главе
37ГК РФ, Закон о защите прав потребителей
и принятые в соответствии с ними
правила о выполнении отдельных
видов работ, утверждённые правительством
РФ. Правила бытового обслуживания
населения в РФ, утверждённые постановлением
правительства РФ от 15августа 1997г.№1025,
устанавливают общие требования
к организациям сферы обслуживания,
порядку предоставления
информации
об оказываемых работах, требования
к содержанию и форме договора,
порядку выполнения работ, как пошив
обуви другое. Кроме того, приняты Правила
по оказанию услуг общественного питания,
предоставлению услуг по вывозу твёрдых
и жидких бытовых отходов, коммунальных
услуг. Наряду с нормативными актами, регламентирующими
отношения по бытовому подряду, важное
значение имеют разъяснения, содержащиеся
в постановление Пленума Верховного Суда
РФ от 29 сентября 1994г №7 с последующими
изменениями «О практике рассмотрения
судами дел о защите прав потребителей»
и Разъяснениях «О некоторых вопросах,
связанных с применением Закона Российской
Федерации « О защите прав потребителей»,утверждённых
приказом Министерства РФ по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических
структур от 20 мая 1998г№160.
Определение
бытового подряда выделяет, прежде
всего, особенности субъектного
состава данного договора: заказчик
– гражданин, заказывающий выполнение
работ для удовлетворения собственных
бытовых или иных личных потребностей;
подрядчик – лицо, осуществляющее
предпринимательскую деятельность.
Выполнение работ по договору подряда
имеет всегда предпринимательский
характер, однако не всегда осуществляется
предпринимателем в юридическом
смысле – субъектом предпринимательской
деятельности. В договоре бытового
подряда подрядчик должен являться
субъектом предпринимательской
деятельности, т.е. либо гражданином- предпринимателем,
либо коммерческой организацией, либо
некоммерческой организацией, если ей
предоставлено, право осуществлять предпринимательскую
деятельность. Кроме того, в легальном
определение подчёркивается, что подрядчик
– это лицо, осуществляющее соответствующую
деятельность. В контексте нормы ГК можно
сделать вывод, что речь идёт о предпринимателях,
деятельность которых направлена на выполнение
работ по заказам граждан, т.е. осуществляющих
деятельность по обслуживанию населения.
Так, договор, заключённый гражданином
с АО «Кировский завод» на изготовление
металлоконструкций для строительства
дачи, не может рассматриваться как бытовой
подряд, поскольку данное предприятие
не занимается оказанием услуг населению.
Следовательно, подрядчик в договоре бытового
подряда – это лицо, имеющее статус предпринимателя
(или приравненный к нему), основным направлением
деятельности которого является выполнение
работ по заказам граждан. Подтверждением
последнего обстоятельства является признание
бытового подряда публичным договором
(п.2 ст.730ГК РФ). В правовой практике часто
возникает необходимость разграничить
подряд и трудовой договор. Их связь обусловлена
тем, что оба договора охватывают правовым
регулированием процесс труда. При этом
сложившиеся в хозяйственной практике
формы организации труда настолько сближают
эти две формы правового регулирования
отношений в сфере найма труда, что грань
между ними становится недостаточно четкой.
Особенно это заметно в связи с выполнением
гражданами работ по так называемым трудовым
соглашениям. Какой договор лежит в основе
трудового соглашения — трудовой или
подрядный, можно выяснить, лишь поняв
суть различия между этими договорами.
И заказчика в договоре подряда, и работодателя
в трудовом договоре вынуждает к заключению
договора потребность в деятельности
какого-либо специалиста, однако способ,
форма удовлетворения этой потребности
различны. Так, по договору подряда 8удовлетворение
интереса заказчика обеспечивается результатом
работы подрядчика, по трудовому же договору
интерес предпринимателя заключается
в выполнении работником определенной
трудовой функции, характеризуемой специальностью,
квалификацией и должностью. Иными словами,
основной акцент в регулировании трудовых
отношений делается на регламентацию
процесса труда, в то время как в подряде
он смещен на регламентацию достижения
и передачи результата труда заказчику.
Производным является признак подчинения
работника правилам внутреннего трудового
распорядка либо иного упорядочения его
деятельности со стороны работодателя.
Подрядчик же, как самостоятельно хозяйствующий
субъект, не зависит от заказчика при определении
способа выполнения заказа и достижения
результата. Кроме того, для подряда характерно
то, что подрядчик выполняет работу из
собственных материалов, своими силами
и средствами, т.е. своим иждивением: рискует
не получить вознаграждение за выполненную
работу при случайной гибели или повреждении
ее результата. В то время как по трудовому
договору работнику вознаграждение должно
быть выплачено, даже если выполненная
им работа не привела ни к какому положительному
результату, ибо оплате, хотя бы и в минимальном
размере, подлежит сам процесс выполнения
работы. И, наконец, все созданные работником
по трудовому договору вещи принадлежат
его работодателю. Вещи же, созданные по
договору подряда, до момента их передачи
заказчику принадлежат на праве собственности
подрядчику[1]