Договор франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Коммерческие франчайзинговые соглашения являются наиболее распространенной формой обязательственных отношений по использованию комплекса исключительных прав (лицензионного комплекса), включающего право использования фирменного наименования и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.) для предпринимательской деятельности. Несмотря на это, франчайзинговые соглашения исследованы в отечественной юриспруденции явно недостаточно, что является одной из причин нераспространенности этой простой и удобной в организационном отношении формы производства и реализации товаров, работ и услуг в Республике Беларусь. Любая франчайзинговая компания, будучи вовлеченной в международную торговлю, на практике часто сталкивается с проблемой подготовки и подписания франчайзинговых соглашений.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Понятие франчайзинга, его типы. 4
Глава 2. Применение франчайзинга. 7
Глава 3. Схемы финансовых взаимоотношений между сторонами. 8
Глава 4. Ответственность сторон. 9
Глава 5. Отличия договора франчайзинга от других договоров. 9
Глава 6. Проблемы правового регулирования договора франчайзинга в Республике Беларусь. 10

Заключение 13
Список использованной литературы. 14

Файлы: 1 файл

Контрольная ГП.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ  ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

 

 

 

Кафедра частного права

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу «Гражданское право»

Тема: Договор франчайзинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки ФСПиПК

2 курса 944з группы

Тетерук Ольги  Анатольевны

г. Новогрудок, ул. Советская, д. 7, кв. 1

 

 

 

 

 

Минск 2010

План.

 

 

Стр.                                                                                                                                          

 

Введение                                                                                                                   3

 

Глава 1. Понятие  франчайзинга, его типы.                                                           4                      

Глава 2. Применение франчайзинга.                                                                     7

Глава 3. Схемы финансовых взаимоотношений  между сторонами.                  8

Глава 4. Ответственность сторон.                                                                          9

Глава 5. Отличия договора франчайзинга от других договоров.                         9

Глава 6. Проблемы правового регулирования договора франчайзинга в Республике Беларусь.                                                                                            10

 

Заключение                                                                                                             13

Список использованной литературы.                                                                  14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Коммерческие  франчайзинговые соглашения являются наиболее распространенной формой обязательственных  отношений по использованию комплекса  исключительных прав (лицензионного  комплекса), включающего право использования  фирменного наименования и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.) для предпринимательской деятельности. Несмотря на это, франчайзинговые соглашения исследованы в отечественной юриспруденции явно недостаточно, что является одной из причин нераспространенности этой простой и удобной в организационном отношении формы производства и реализации товаров, работ и услуг в Республике Беларусь. Любая франчайзинговая компания, будучи вовлеченной в международную торговлю, на практике часто сталкивается с проблемой подготовки и подписания франчайзинговых соглашений.

Договор франчайзинга является традиционным для англосаксонской  системы права и не распространен  в странах романо-германской (континентальной) системы права, к которой принадлежит Республика Беларусь. Между тем, необходимость использования договора франчайзинга во внешней торговле вызвана потребностью создания единой франчайзинговой модели осуществления предпринимательской деятельности. Этот вид взаимоотношений между субъектами хозяйствования существует уже более двухсот лет.

Термин "франчайзинг" имеет французское происхождение (francise – привилегия, льгота). В правовых системах других государств правообладатель  именуется франчайзер, а пользователь – франчайзи.

Франчайзинг является взаимовыгодным способом деятельности. Правообладатель получает возможность  быстрого и качественного расширения своего дела, например, на территории другого  государства. Ему нет необходимости  инвестировать свои средства в открывающееся предприятие, организовывать его работу, нанимать персонал. Пользователь получает возможность вести свое дело под уже известным на рынке именем. Это ускоряет окупаемость капиталовложений и снижает предпринимательский риск.

Договор франчайзинга является новым институтом для гражданского законодательства Республики Беларусь. Ему посвящена гл. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь, которая на сегодняшний день состоит всего из одной ст. 910.[4] В ней содержится понятие договора франчайзинга, а также ограничения по его применению в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие франчайзинга, его типы.

По информации распространяемой Международной ассоциацией  франчайзинга (www.franchise.org.) франчайзинг  как способ развития бизнеса является одним из наиболее прогрессивных и в настоящее время применяется в 75 различных отраслях экономики, более чем в 70 странах мира. В США, к примеру, доля франчайзинговых компаний в общем объеме торговли американского рынка, превышает 40%.

По статистике, из всех вновь образованных фирм в мире 85% прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто работает по франчайзинговой схеме — лишь 14%, иными словами — одна из восьми. [2]

Договор франчайзинга предполагает, что правообладатель (в терминологии международного частного права - франчайзер) передает пользователю (франчайзи) комплекс исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (фирменное наименование, товарный знак и т.д.). Однако в хозяйственном обороте франчайзинг зачастую понимается и применяется гораздо шире и представляет собой договор по передаче «концепции бизнеса». Современная франшиза помимо передачи как такового лицензионного комплекса включает еще и предоставление франчайзи бизнес-плана, маркетинговых технологий, услуг по обучению персонала, концепции финансирования, а также поставку товаров в точку франчайзи. По такой схеме ведения бизнеса франчайзи получает готовый проект развития предприятия и является его собственником (в этом главная привлекательность франчайзинга), и оплачивает использование франшизы.

В действующем  Гражданском кодексе Республики Беларусь  франчайзинговое соглашение впервые квалифицируется как  самостоятельный тип договора, который  называется договор комплексной предпринимательской лицензии. В соответствии с п. 1 ст. 910 ГК РБ по договору комплексной предпринимательской лицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельности пользователя. [4]

В отношении  франчайзинга Республикой Беларусь не заключено каких-либо международных  нормативно-правовых соглашений. Специальное  законодательство о франчайзинге в  Республике Беларусь пока не создано.

По форме  и содержанию франчайзинговые соглашения весьма разнообразны.

Наиболее простым  типом договорных отношений, которые  получили распространение в сфере  торговли, являются товарные франчайзинговые соглашения. Они предусматривают существенные условия распределения товаров крупной компании (франчайзера или правообладателя), которая достаточно известна рядовому потребителю. Для такого типа договорных отношений больше всего подходит продукция, которая имеет известную торговую марку и требует комплекса предпродажных и послепродажных услуг. Небольшие предприятия (франчайзи или пользователи) выполняют две принципиально важные функции:

1) предоставление  уставного капитала для создания  юридического лица;

2) руководство  созданными торговыми объектами. 

Чаще всего  товарные франчайзинговые соглашения заключаются в сфере торговли транспортными средствами.

Производственные франчайзинговые соглашения предусматривают выдачу крупными компаниями лицензий другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на использование своего товарного знака как средства идентификации или торговой марки при изготовлении продукции, которая запатентована или производится с использованием запатентованного технологического процесса или запатентованного "ноу-хау". Товарный знак - это собственность правообладателя, поэтому любое использование пользователем в своих коммерческих целях товарного знака без разрешения франчайзера противоправно. Этот вид франчайзинговых соглашений достаточно распространен в сфере общественного питания.

Деловые франчайзинговые соглашения в сфере торговли имеют много общих черт с товарными франчайзинговыми соглашениями и являются наиболее популярными. В соответствии с договором выдается лицензия на использование товарного знака или способа ведения розничной торговли. По таким соглашениям оказываются услуги и предоставляются права, привилегии при осуществлении предпринимательской деятельности в предписанной форме в течение определенного периода и в определенном месте.

Деловые франчайзинговые  соглашения, предусматривая передачу прав на использование интеллектуальных продуктов по договору, как правило, содержат правовые механизмы, которые обеспечивают их охрану от несанкционированного использования, что существенно, так как у этих продуктов особая правовая природа. Для их использования не обязательно физическое обладание, и они не подвержены физической амортизации (возможно лишь моральное старение).

Дочерние  франчайзинговые соглашения в США являются сравнительно новым и быстро развивающимся типом взаимоотношений между субъектами франчайзинговой деятельности и предполагают организацию независимого бизнеса под "патронажем" крупной компании. Правообладатель имеет право определять решения, которые принимаются дочерним предприятием, в силу преобладающего участия в его уставном фонде, в соответствии с заключенным между ними договором.

Торговые  франчайзинговые соглашения специфичны и применяются исключительно в области международной торговли, о чем свидетельствует их название, и не заключаются в сфере услуг. Торговые или распределительные франчайзинговые правоотношения предполагают, что обе стороны являются дистрибьюторами. Крупная компания своим авторитетом и опытом оказывает возмездную помощь малым торговым предприятиям, способствуя повышению эффективности их деятельности и укреплению конкурентоспособности.

Договор субфранчайзинга заключается на основе договора франчайзинга, в котором должны быть закреплены:

– право (или  обязанность) пользователя заключать  с третьими лицами договор субфранчайзинга;

– условия договора субфранчайзинга.

Пользователь в договоре субфранчайзинга выступает в качестве вторичного правообладателя, а третье лицо, с которым пользователь вступает в договорные отношения, именуется вторичным пользователем.

Договор субфранчайзинга  является производным по отношению  к договору франчайзинга. Поэтому объем предоставленных по договору субфранчайзинга исключительных прав не может быть больше объема прав, предоставленных правообладателем пользователю по договору франчайзинга.

В силу изложенного договор  субфранчайзинга не может быть заключен на более длительный срок, чем договор франчайзинга, на основании которого он заключается. Договор субфранчайзинга, заключенный на основании недействительного договора франчайзинга, сам является недействительным, т.к. по нему были переданы исключительные права, которых фактически у вторичного правообладателя (пользователя по договору франчайзинга) не было.

Как и договор франчайзинга, договор субфранчайзинга подлежит обязательной регистрации. Во всем остальном  отношения по договору субфранчайзинга регулируются так же, как и по договору франчайзинга.

Франчайзинг бизнес-формата предполагает высокий уровень стандартизации и регламентации всех операций франчайзи - начиная с поиска места под магазин и заканчивая описаниями рабочих процессов. Т.е. бизнес-формат понимается как организационная структура сети, в которой каждая точка является "типовой" и полностью копирует предприятие франчайзера в части внутреннего/внешнего оформления помещений и технологии работы. Кроме детальной регламентации деятельности этот вид франчайзинга предполагает тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информации между ними и жесткую согласованность маркетинговых планов и программ. Примерами являются торговые сети Пятерочка, Копейка, рестораны «McDonald’s», магазины "Вenetton" и д.р.

Встречаются также  конверсионные, сбытовые, привилегированные, оборотные, индивидуальные, региональные (территориальные) и «ограничительные " соглашения.

 

 

Глава 2. Применение франчайзинга.

 

Франчайзинг является взаимовыгодным способом деятельности. Правообладатель получает возможность быстрого и качественного расширения своего дела, например, на территории другого государства. Ему нет необходимости инвестировать свои средства в открывающееся предприятие, организовывать его работу, нанимать персонал. Пользователь получает возможность вести свое дело под уже известным на рынке именем. Это ускоряет окупаемость капиталовложений и снижает предпринимательский риск.

Поскольку договор франчайзинга используется в предпринимательской деятельности, то его сторонами могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве таковых в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранным законодательством. Физические лица не могут выступать сторонами по договору (во всяком случае, с белорусской стороны).

Стоит обратить внимание еще  и на такой факт, что после вступления в силу части 3 ст. 1146 ГК договоры франчайзинга, заключенные между белорусскими субъектами до вступления в силу ГК Республики Беларусь (т.е. до 01.07.1999), могли действовать только в течение 1 года (т.е. до 01.07.2000). После 1 июля 2000 г. их действие было прекращено вне зависимости от желания сторон. Если стороны исполняли обязательства по договору франчайзинга после этой даты, то следует иметь в виду, что договор франчайзинга после 1 июля 2000 г. стал ничтожным со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Информация о работе Договор франчайзинга