Договор лизинга в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:35, реферат

Описание работы

Договор лизинга появился в США в середине XIX века, а в других странах Запада нашёл широкое распространение в середине XX века. Лизинг как юридический институт был призван регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанных с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их этим фирмам в аренду

Файлы: 1 файл

Договор лизинга появился в США в середине XIX века.docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

Договор лизинга появился в США в середине XIX века, а в  других странах Запада нашёл широкое  распространение в середине XX века. Лизинг как юридический институт был призван регулировать новые  формы инвестирования денежных средств  в экономику, связанных с использованием такого способа, как приобретение финансовыми  организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей  передачей их этим фирмам в аренду.

Так, например, М.И. Кулагин, характеризуя изменения, происшедшие  за последние десятилетия (к началу 80-х г. г. XX века) в системе договоров  в странах Запада, отмечает, что "с  середины нашего столетия большое распространение  получили договоры лизинга, особенно машин  и оборудования. В силу договора лизинга одна сторона (лизинговая компания) передаёт другой стороне (пользователю) определённый предмет (машину, транспортное средство, завод и т.п.), а пользователь обязуется вносить за него периодическую  плату и по окончании договора вправе приобрести названный предмет  на льготных условиях, с зачётом  этих платежей"[1].

Аналогичных позиций придерживается Ю.И. Свядосц, который пишет, что "отношения по использованию машинно-технических изделий в национальном и международном хозяйственном обороте всё шире основываются на специфической договорной форме имущественного найма, получившей наименование договора о лизинге (contract of leasing). Возникнув первоначально в США ещё в середине прошлого века, с конца 50-х годов этот договор получил широкое применение в деловой практике фирм Западной Европы и Японии, а в настоящее время используется практически во всех странах. Лизинг нашёл признание в судебной практике многих стран, не имеющих специального законодательного регулирования (США, ФРГ, Япония и др.), но в некоторых странах созданы специальные нормативные акты по лизинговым отношениям (Франция - Закон от 2 июля 1966 г.; Англия - Закон об аренде-продаже 1965 г)"[2].

Проведенное исследование приводит к выводу о том, что процесс  становления и совершенствования  лизинговых отношений в предпринимательской  деятельности имеет существенные различия по странам. Обусловлено это, прежде всего, особенностями их экономического развития, различиями законодательного регулирования лизинга, спецификой договорно-правовых связей между сторонами, а также традициями и принадлежностью  таких стран к различным правовым системам. В этой связи представляется необходимым детальное рассмотрение историко-правовых аспектов лизинговых отношений в предпринимательской  деятельности в России.

Сразу отметим, что основная особенность развития отечественного лизинга состоит в том, что  в России (а точнее в СССР) первоначально  возник международный лизинг, а затем  уже - внутренний лизинг, что было вызвано  рядом экономических и правовых причин, о которых будет сказано ниже.

Итак, условно, развитие лизинговых отношений в нашей стране можно  разбить на пять этапов.

Первый этап - 1970-е - 80-е  гг. - характеризуется тем, что, во-первых, лизинговые операции были крайне редки, если не единичны; во-вторых, это были, прежде всего, операции международного лизинга; в-третьих, они не имели  действительной значимости и актуальности в условиях административно-распорядительной системы[3].

Среди предметов лизинга, ввозимых в Россию, были в основном морские суда, автомашины, дорожно-строительная техника, а также некоторое другое оборудование. Среди экспортируемой на основе лизинга продукции, объем  которой был значительно меньше, были подвижной состав, сельхозтехника и некоторое другое оборудование[4].

При заключении договора лизинга  между советскими внешнеторговыми  объединениями и иностранными фирмами  возникал вопрос о применимом праве. В ряде случаев в силу норм или  соглашения сторон отношения, возникающие  из договора, подпадали под действие советского материального права. В  СССР не было специального законодательства, регулирующего лизинговые правоотношения, поэтому на основании ст.12 Основ  гражданского судопроизводства Союза  ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г. [5], применялся закон, регулирующий сходные правоотношения (аналогия закона). Таким законом выступали общие положения главы 27 Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 г. [6], именуемой "Имущественный наем".

Характеризуя данный этап, подчеркнём, что 28 мая 1988 г. на дипломатической  конференции в Оттаве была принята  Конвенция УНИДРУА "О международном  финансовом лизинге"[7]. Особое значение здесь приобретает тот факт, что данный акт был принят при участии СССР. И хотя Конвенция и не была тогда ратифицирована СССР, необходимо отметить безусловное влияние указанного документа на развитие международного лизинга не только в зарубежных странах, но и в нашем государстве, поскольку в то время уже имелась определенная практика осуществления операций международного лизинга. Кроме того, принятие Конвенции оказало существенное влияние на дальнейшее развитие российского законодательства о лизинге, так как её положения активно использовались в законодательном процессе. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что Конвенция представляет интерес не только как акт международного частного права, позволяющий определить право применимое к отношениям по международному финансовому лизингу, но и содержит четкие положения, касающиеся самого понятия лизинговой сделки, её характерных признаков, прав и обязанностей сторон, а также положения об ответственности. Данное обстоятельство наиболее ценно, поскольку сама Конвенция - результат согласования различных подходов, имеющихся в законодательствах разных государств.

Второй этап, начавшийся в 1989 г., связан, прежде всего, с переходом  к рыночным отношениям, который внес существенные коррективы в развитие отечественного лизинга. Примечательно, что, с одной стороны, переход  к рынку сопровождался кризисом производства и капиталовложений, что  не могло не препятствовать развитию лизинга. С другой стороны, по мере дальнейшего  формирования рыночных отношений в  нашей стране спад производства и  капиталовложений сменился его ростом, что, безусловно, способствовало развитию лизинговых отношений.

Необходимо также отметить, что на данном этапе развития организации  получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, и у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. В ряде случаев  допускалось заключение сделок относительно ввоза зарубежного оборудования на основе лизинга с оплатой обязательств поставкой продукции, произведенной  на этом оборудовании.

Важную роль в становлении  лизинговых отношений на данном этапе  сыграли зарождавшиеся в конце 80-х - начале 90-х гг. коммерческие банки, которые не остались в стороне  от применения новой формы финансирования. Тем не менее, их бурное развитие существенно  сдерживалось не только ограниченностью  финансовых ресурсов коммерческих банков, но и, главным образом, отсутствием  законодательной базы[8]. Лизинговые отношения по-прежнему регулировались по аналогии с арендой. Основным источником правового регулирования на данном этапе явились Основы законодательства Союза ССР и республик об аренде от 23 ноября 1989 г[9].

Однако с принятием  в начале 90-х годов нового банковского  законодательства ситуация изменилась. С одной стороны, принятые акты, предусматривавшие  лизинговые операции, способствовали развитию банковского лизинга. С  другой стороны, поскольку лизинг по своей правовой природе затрагивал не только арендные отношения, но и  отношения купли-продажи, коммерческие банки с достаточной осторожностью  стали относиться к проведению лизинговых операций, а затем большинство  из них и вовсе отказались от применения таковых. Некоторые банки пошли  по пути создания специализированных лизинговых компаний[10].

Третий этап, начавшийся в 1994 г., связан с принятием части  первой Гражданского кодекса Российской Федерации[11], а также специального законодательства, регулирующего лизинговые операции.

Такая высокая динамика была обусловлена интенсивным развитием  правового обеспечения лизинга. Начиная с 1994 г., был принят ряд  законодательных актов, посвященных  регулированию лизинговых отношений. Правовой фундамент лизинга был  заложен в Указе Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности", который определил  приоритеты развития лизинга в России. Во исполнение Указа Правительством РФ 29 июня 1995 г. было принято Постановление  № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Данным Постановлением было утверждено Временное положение о лизинге, которое явилось основополагающим методологическим документом при характеристике лизинговых взаимоотношений на этом этапе. Таким образом, указанные документы определи правовую основу лизинговых отношений, права и обязанности сторон и требования к отражению лизинговых операций в бухгалтерском учете.

Сразу отметим, что, например, легитимность Положения о лицензировании лизинговой деятельности вызывала сомнения, поскольку названное Положение  было принято вопреки ст.49 ГК РФ, допускающей определение лицензируемых  видов деятельности только федеральным  законом. Впоследствии Федеральный  закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О  лицензировании отдельных видов  деятельности"[12] включил лизинг в перечень лицензируемых видов деятельности. Во исполнение его было принято Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2001 г. "Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации"[13]. Подчеркнем, что Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"[14] не относит лизинг к лицензируемым видам деятельности.

Отличительной особенностью рассматриваемых правовых актов  являлось то, что помимо гражданско-правовых аспектов в них предусматривались  налоговые льготы для участников лизинговой сделки. Такие льготы предоставлялись, в частности, в виде возможности  применения механизма ускоренной амортизации  и отнесения процентов по лизингу  в счёт издержек производства и обращения, а также возможность отражения  лизинговых операций на балансе предприятия, что соответствовало международной  практике бухгалтерского учета.

Вместе с тем в неравных условиях оставался международный  лизинг, при котором налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль  и НДС отличались в большую  сторону, если ввоз оборудования производился нерезидентом Российской Федерации.

Четвертый этап, начавшийся в 1997 г., связан со вступлением в силу части второй Гражданского кодекса  Российской Федерации[15], объединившей в § 6 главы 34 нормы о договоре финансовой аренды (лизинге), а также с принятием Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге" (далее - Закон о лизинге)[16].

Существенный вклад в  укрепление и развитие лизинговых отношений  в нашей стране на данном этапе  внесла ратификация 8 февраля 1998 г. Российской Федерацией Конвенции УНИДРУА "О  международном финансовом лизинге"[17].

Характеризуя уровень  законодательного регулирования, следует  отметить, что Закон о лизинге  был слабо проработан, как с  правовой, так и с экономической  точки зрения. Большинство положений  рассматриваемого закона не соответствовали  положениям Оттавской конвенции, а также положениям Гражданского кодекса о финансовой аренде. Более того, указанный нормативный акт отличался крайне низким уровнем законодательной техники. Все это обусловило потребность во внесении в него существенных изменений и дополнений[18]. Пятый этап развития, продолжающийся и в настоящее время, начался в январе 2002 г. и связан с внесением изменений в законодательное регулирование лизинга, а также с принятием ряда новых нормативно-правовых актов, реализация которых позволит обеспечить наиболее эффективное развитие лизинговых отношений в предпринимательской деятельности.

Итак, одним из самых значимых событий этого периода в сфере  правового регулирования лизинга  стало принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" № 10-ФЗ от 29 января 2002 г. который устранил существенные противоречия, имевшие место в старой редакции (более 70 поправок) [19].

Анализ изменений, внесенных  в закон, приводит к выводу о том, что в настоящее время законодатель не акцентирует особое внимание на инвестиционных аспектах лизинговых отношений, что наблюдалось ранее, а в  качестве содержания лизинга указывает  совокупность экономических и правовых отношений. К наиболее существенным изменениям можно отнести сокращение главы третьей Закона, регулирующей экономическое содержание лизинга. Из данной главы исключен ряд статей, которые определяли экономическую  сущность лизинга, лизинговые вознаграждения, доходы, прибыль и порядок переоценки предмета лизинга[20].

Историческая ретроспектива  монографических работ, а также  отечественного законодательства приводит к выводу о том, что в России лизинг появился во второй трети XX века, однако широкое распространение  получил лишь с началом проведения экономических преобразований, вызванных  переходом к рыночным отношениям. Становление лизинга в предпринимательской  деятельности напрямую связано с  развитием его гражданско-правового  регулирования и, прежде всего, с  принятием части второй ГК РФ, объединившей в § 6 главы 34 нормы о договоре финансовой аренды (лизинга) и допустившей  возможность в силу объективно сложившихся  общественных потребностей его регламентации  в качестве отдельной разновидности  аренды. Представляется, что дальнейшее совершенствование гражданско-правового  регулирования лизинговых отношений  будет способствовать их развитию в  сфере предпринимательской деятельности.  

 

1.2 Правовая природа  финансовой аренды (лизинга)

 

Правовая природа финансовой аренды (лизинга) относится к числу  наиболее дискуссионных проблем  современной цивилистической науки. В трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию лизинговых отношений, неоднократно поднимался вопрос о необходимости её правильного уяснения, отмечались те сложности, которые в процессе такого уяснения возникают, а также выдвигались различные концепции лизинговых отношений.

Первое нормативное определение  лизинга в России появилось в  Указе Президента Российской Федерации  от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности"[21], которое было дополнено и закреплено во Временном положении о лизинге, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности"[22].

Информация о работе Договор лизинга в США