Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:35, реферат
Договор лизинга появился в США в середине XIX века, а в других странах Запада нашёл широкое распространение в середине XX века. Лизинг как юридический институт был призван регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанных с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их этим фирмам в аренду
Договор лизинга появился в США в середине XIX века, а в других странах Запада нашёл широкое распространение в середине XX века. Лизинг как юридический институт был призван регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанных с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их этим фирмам в аренду.
Так, например, М.И. Кулагин, характеризуя изменения, происшедшие за последние десятилетия (к началу 80-х г. г. XX века) в системе договоров в странах Запада, отмечает, что "с середины нашего столетия большое распространение получили договоры лизинга, особенно машин и оборудования. В силу договора лизинга одна сторона (лизинговая компания) передаёт другой стороне (пользователю) определённый предмет (машину, транспортное средство, завод и т.п.), а пользователь обязуется вносить за него периодическую плату и по окончании договора вправе приобрести названный предмет на льготных условиях, с зачётом этих платежей"[1].
Аналогичных позиций придерживается Ю.И. Свядосц, который пишет, что "отношения по использованию машинно-технических изделий в национальном и международном хозяйственном обороте всё шире основываются на специфической договорной форме имущественного найма, получившей наименование договора о лизинге (contract of leasing). Возникнув первоначально в США ещё в середине прошлого века, с конца 50-х годов этот договор получил широкое применение в деловой практике фирм Западной Европы и Японии, а в настоящее время используется практически во всех странах. Лизинг нашёл признание в судебной практике многих стран, не имеющих специального законодательного регулирования (США, ФРГ, Япония и др.), но в некоторых странах созданы специальные нормативные акты по лизинговым отношениям (Франция - Закон от 2 июля 1966 г.; Англия - Закон об аренде-продаже 1965 г)"[2].
Проведенное исследование приводит
к выводу о том, что процесс
становления и
Сразу отметим, что основная особенность развития отечественного лизинга состоит в том, что в России (а точнее в СССР) первоначально возник международный лизинг, а затем уже - внутренний лизинг, что было вызвано рядом экономических и правовых причин, о которых будет сказано ниже.
Итак, условно, развитие лизинговых отношений в нашей стране можно разбить на пять этапов.
Первый этап - 1970-е - 80-е
гг. - характеризуется тем, что, во-первых,
лизинговые операции были крайне редки,
если не единичны; во-вторых, это были,
прежде всего, операции международного
лизинга; в-третьих, они не имели
действительной значимости и актуальности
в условиях административно-
Среди предметов лизинга,
ввозимых в Россию, были в основном
морские суда, автомашины, дорожно-строительная
техника, а также некоторое другое
оборудование. Среди экспортируемой
на основе лизинга продукции, объем
которой был значительно
При заключении договора лизинга между советскими внешнеторговыми объединениями и иностранными фирмами возникал вопрос о применимом праве. В ряде случаев в силу норм или соглашения сторон отношения, возникающие из договора, подпадали под действие советского материального права. В СССР не было специального законодательства, регулирующего лизинговые правоотношения, поэтому на основании ст.12 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г. [5], применялся закон, регулирующий сходные правоотношения (аналогия закона). Таким законом выступали общие положения главы 27 Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 г. [6], именуемой "Имущественный наем".
Характеризуя данный этап, подчеркнём, что 28 мая 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве была принята Конвенция УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"[7]. Особое значение здесь приобретает тот факт, что данный акт был принят при участии СССР. И хотя Конвенция и не была тогда ратифицирована СССР, необходимо отметить безусловное влияние указанного документа на развитие международного лизинга не только в зарубежных странах, но и в нашем государстве, поскольку в то время уже имелась определенная практика осуществления операций международного лизинга. Кроме того, принятие Конвенции оказало существенное влияние на дальнейшее развитие российского законодательства о лизинге, так как её положения активно использовались в законодательном процессе. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что Конвенция представляет интерес не только как акт международного частного права, позволяющий определить право применимое к отношениям по международному финансовому лизингу, но и содержит четкие положения, касающиеся самого понятия лизинговой сделки, её характерных признаков, прав и обязанностей сторон, а также положения об ответственности. Данное обстоятельство наиболее ценно, поскольку сама Конвенция - результат согласования различных подходов, имеющихся в законодательствах разных государств.
Второй этап, начавшийся в 1989 г., связан, прежде всего, с переходом к рыночным отношениям, который внес существенные коррективы в развитие отечественного лизинга. Примечательно, что, с одной стороны, переход к рынку сопровождался кризисом производства и капиталовложений, что не могло не препятствовать развитию лизинга. С другой стороны, по мере дальнейшего формирования рыночных отношений в нашей стране спад производства и капиталовложений сменился его ростом, что, безусловно, способствовало развитию лизинговых отношений.
Необходимо также отметить, что на данном этапе развития организации получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, и у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. В ряде случаев допускалось заключение сделок относительно ввоза зарубежного оборудования на основе лизинга с оплатой обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании.
Важную роль в становлении лизинговых отношений на данном этапе сыграли зарождавшиеся в конце 80-х - начале 90-х гг. коммерческие банки, которые не остались в стороне от применения новой формы финансирования. Тем не менее, их бурное развитие существенно сдерживалось не только ограниченностью финансовых ресурсов коммерческих банков, но и, главным образом, отсутствием законодательной базы[8]. Лизинговые отношения по-прежнему регулировались по аналогии с арендой. Основным источником правового регулирования на данном этапе явились Основы законодательства Союза ССР и республик об аренде от 23 ноября 1989 г[9].
Однако с принятием
в начале 90-х годов нового банковского
законодательства ситуация изменилась.
С одной стороны, принятые акты, предусматривавшие
лизинговые операции, способствовали
развитию банковского лизинга. С
другой стороны, поскольку лизинг по
своей правовой природе затрагивал
не только арендные отношения, но и
отношения купли-продажи, коммерческие
банки с достаточной
Третий этап, начавшийся в 1994 г., связан с принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации[11], а также специального законодательства, регулирующего лизинговые операции.
Такая высокая динамика была
обусловлена интенсивным
Сразу отметим, что, например,
легитимность Положения о лицензировании
лизинговой деятельности вызывала сомнения,
поскольку названное Положение
было принято вопреки ст.49 ГК РФ,
допускающей определение
Отличительной особенностью
рассматриваемых правовых актов
являлось то, что помимо гражданско-правовых
аспектов в них предусматривались
налоговые льготы для участников
лизинговой сделки. Такие льготы предоставлялись,
в частности, в виде возможности
применения механизма ускоренной амортизации
и отнесения процентов по лизингу
в счёт издержек производства и обращения,
а также возможность отражения
лизинговых операций на балансе предприятия,
что соответствовало
Вместе с тем в неравных условиях оставался международный лизинг, при котором налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль и НДС отличались в большую сторону, если ввоз оборудования производился нерезидентом Российской Федерации.
Четвертый этап, начавшийся в 1997 г., связан со вступлением в силу части второй Гражданского кодекса Российской Федерации[15], объединившей в § 6 главы 34 нормы о договоре финансовой аренды (лизинге), а также с принятием Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге" (далее - Закон о лизинге)[16].
Существенный вклад в укрепление и развитие лизинговых отношений в нашей стране на данном этапе внесла ратификация 8 февраля 1998 г. Российской Федерацией Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"[17].
Характеризуя уровень законодательного регулирования, следует отметить, что Закон о лизинге был слабо проработан, как с правовой, так и с экономической точки зрения. Большинство положений рассматриваемого закона не соответствовали положениям Оттавской конвенции, а также положениям Гражданского кодекса о финансовой аренде. Более того, указанный нормативный акт отличался крайне низким уровнем законодательной техники. Все это обусловило потребность во внесении в него существенных изменений и дополнений[18]. Пятый этап развития, продолжающийся и в настоящее время, начался в январе 2002 г. и связан с внесением изменений в законодательное регулирование лизинга, а также с принятием ряда новых нормативно-правовых актов, реализация которых позволит обеспечить наиболее эффективное развитие лизинговых отношений в предпринимательской деятельности.
Итак, одним из самых значимых
событий этого периода в сфере
правового регулирования
Анализ изменений, внесенных
в закон, приводит к выводу о том,
что в настоящее время
Историческая ретроспектива
монографических работ, а также
отечественного законодательства приводит
к выводу о том, что в России
лизинг появился во второй трети XX века,
однако широкое распространение
получил лишь с началом проведения
экономических преобразований, вызванных
переходом к рыночным отношениям.
Становление лизинга в
1.2 Правовая природа финансовой аренды (лизинга)
Правовая природа финансовой аренды (лизинга) относится к числу наиболее дискуссионных проблем современной цивилистической науки. В трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию лизинговых отношений, неоднократно поднимался вопрос о необходимости её правильного уяснения, отмечались те сложности, которые в процессе такого уяснения возникают, а также выдвигались различные концепции лизинговых отношений.
Первое нормативное