Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 19:06, курсовая работа
В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозкам, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за на-рушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними прави¬лами.
1. Общее определение «договора перевозки» как родового понятия
В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозкам, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за нарушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилами.
После принятия части второй ГК введен в действие с 1 апреля 1997 г. Воздушный кодекс Российской Федерации, Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
Нормы гражданского права, содержащиеся в этих федеральных законах, в силу п. 2 ст. 3 ГК должны соответствовать ГК. Они подлежат применению постольку, поскольку не противоречат ГК, в частности правилам гл. 40.
Помимо транспортных уставов и кодексов, правила, касающиеся отношений по перевозке, содержатся в Федеральном законе «О федеральном железнодорожном транспорте», а в части перевозок граждан и для граждан — Законе «О защите прав потребителей» в новой редакции
Кроме соответствующих законов, на отношения по перевозке распространяются подзаконные нормативные акты — постановления Правительства РФ. При этом и подзаконные акты могут быть применены лишь в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и другим законодательным актам.
«Отношения, возникающие из международных перевозок, если они подпадают под действие императивных норм международного соглашения и если его участником является Россия, регулируются соответствующей международной транспортной конвенцией или соглашением, например, Женевской конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов или женевской таможенной конвенцией о международной таможенной перевозке грузов с применением сертификата международной дорожной перевозки. В ряде случаев Россия, не являясь участником той или иной конвенции, тем не менее использует ее нормы в своем национальном праве. Так, при подготовке Кодекса торгового мореплавания, целый ряд его положений был построен с учетом норм Международной конвенции о морской перевозке грузов ООН 1978 г. (Гамбургских Правил)».[1]
В гл. 40 ГК договор перевозки понимается прежде всего как родовое понятие. Его предметом безотносительно к транспорту, осуществляющему перевозку, и к разновидностям этого договора служит деятельность по перемещению груза или пассажира и багажа в пункт назначения. Результаты такой деятельности неотделимы от нее самой и не имеют вещественной формы. Иными словами, эта деятельность представляет собой транспортную услугу, выражающуюся в пространственном перемещении. Какими бы ни были вид транспорта и разновидность самой перевозки, она всегда осуществляется на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК). При этом имеется в виду договор, порождающий гражданско-правовое обязательство, а не единый документ, подписанный обеими сторонами и выражающий их волю.
При этом отсутствие такого единого документа само по себе еще не говорит об отсутствии обязательства. Однако, устанавливая обязательность осуществления перевозки на основании договора, ГК при определении условий перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также ответственности сторон по отдельным разновидностям перевозок отдает предпочтение нормам ГК, транспортным уставам и кодексам, иным законам и издаваемым в соответствии с ними правилам. Соглашение сторон о таких условиях и ответственности субъектов перевозки допустимо, если ГК, транспортными уставами и кодексами, иными законами и правилами перевозки не установлено иное (ст. 784 ГК). Поэтому применение такого рода соглашений возможно, когда в нормативных актах предусмотрено право субъектов перевозки сделать выбор в пользу тех или иных условий, а также соответствующие правила имеют диспозитивный характер.
В гл. 40 ГК, помимо общей конструкции договора перевозки как родового понятия, применительно ко всем самостоятельным видам транспорта (железнодорожному, морскому, внутреннему водному, автомобильному и воздушному) предусмотрены отдельные разновидности договора перевозки — договор перевозки груза, договор перевозки пассажира и багажа, договор фрахтования.
В частности, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).
Поскольку в приведенном определении говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, т.е. ранее переданный, врученный ему отправителем груз, ясно, что в ст. 785 ГК договор перевозки груза конструируется как реальный. Между тем на водном или воздушном транспорте договор перевозки груза, заключаемый в форме фрахтования (чартера), относится к категории консенсуальных. Для возникновения прав и обязанностей сторон по такому договору достаточно совпадения их волеизъявлений.
В этой связи возникает вопрос об основаниях возникновения обязанностей сторон, предшествующих в реальном договоре сдаче груза отправителем и его принятию перевозчиком (обязанность по предъявлению груза к перевозке, по подаче транспортных средств под груз, погрузке, размещению и укладке груза, оформлению на него документов). Такие обязанности возникают еще в преддоговорной стадии отношений субъектов. При реальном характере договора перевозки груза они вытекают из обязательства, возникающего из принятой перевозчиком от отправителя заявки (заказа) или из договора об организации перевозок (ст. 791 ГК) (подача отправителем заявок (заказа) и их акцептование перевозчиком означает возникновение обязанностей по предъявлению груза и подаче транспортного средства). В свою очередь, в консенсуальном договоре они предусмотрены в самом договоре перевозки.
Договор перевозки груза транспортом общего пользования признается публичным (ст. 426 ГК). Перевозка груза лишь тогда считается выполняемой транспортом общего пользования, когда осуществляется коммерческой организацией, и из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки груза по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень таких организаций подлежит обязательному опубликованию.
Договор перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Как правило, такой формой служат два документа: железнодорожная, авиагрузовая, внутренняя водная или товаротранспортная (на автотранспорте) накладная и квитанция о приеме груза к перевозке. Применительно к теме курсовой работы, на морском транспорте при линейных перевозках также необходимо составление двух документов — погрузочного ордера, экспортно-импортного поручения или письменного объявления (любой из этих документов исходит от отправителя), и коносамента, в котором отражена воля другой стороны договора — перевозчика. Оформление договора фрахтования судна, применяемого в основном в трамновом (нерегулярном) мореплавании, производится с помощью двустороннего документа — чартера. Чартер в большинстве случаев составляется с использованием одной из существующих проформ (стандартных форм) этого договора.
Несоблюдение установленной законом письменной формы договора перевозки груза не влечет его недействительности, но лишает стороны права в случае спора между ними ссылаться в подтверждение заключения договора или его условий на свидетельские показания. Как правило, практически доказывание в этом случае допустимо с использованием иных письменных доказательств — телеграмм, телексов, радиограмм, квитанций и т.п.
Договор перевозки груза является двусторонне-обязывающим, так как каждая из сторон имеет правомочия и несет обязанности. Его стороны — отправитель груза и перевозчик. Отправителем может быть любой субъект гражданского оборота. В качестве перевозчика же может выступать только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. На всех видах транспорта, кроме железнодорожного, перевозчиками могут быть и частные лица.
Для приобретения статуса перевозчика предусмотрено лицензирование перевозочной деятельности.
Помимо отправителя и перевозчика, заключающих между собой договор перевозки груза, к числу его субъектов относится также получатель. Его нельзя признать стороной договора, так как он не участиевал в его заключении.
В российской правовой науке преобладает мнение о том, что «перевозка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель представляет собой третье лицо в таком договоре».[2]
Договор перевозки груза — одна из разновидностей обязательства по перевозке вообще. От других разновидностей договоров, опосредующих отношения по перевозке, этот договор отличается тем, что деятельность перевозчика направлена на перемещение именно груза (материальных ценностей), его доставку в пункт назначения и выдачу управомоченному на получение груза лицу. В этом выражается результативный характер договора.
Отмеченные особенности предмета договора перевозки вообще и перевозки груза в частности позволяют отграничить его от ряда других гражданско-правовых договоров и, прежде всего, от договора подряда. Как правило, договор порядка регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью по созданию новых или переработке (ремонту) существующих вещей. Ее результаты приобретают овеществленную форму. В процессе выполнения заказа материалы подрядчика или заказчика становятся новым изделием.
Результаты деятельности транспорта — оказываемой им услуги — не имеют вещественной формы. Ее полезный эффект заключается в доставке груза и его вручению получателю. Во время перевозки груза материальные ценности не потребляются и не меняют своей формы. Не предназначены для переработки и транспортные средства, с помощью которых осуществляется перевозка груза.
При разграничении договоров перевозки груза, с одной стороны, хранения и поручения — с другой, нужно иметь в виду, что предметом всех трех договоров служит деятельность, полезный эффект которой не имеет вещественной формы. Но по договору хранения услуга хранителя выражается в хранении переданного ему имущества и возвращении его другой стороне в надлежащем состоянии. Предметом договора поручения признаются юридические действия, совершаемые поверенным от имени и за счет другой стороны. При перевозке деятельность перевозчика по сохранению груза и выдаче его получателю не носит характер самостоятельной экономической услуги и потому не имеет самостоятельного правового выражения.
Подчеркнем, что «предметом договора аренды (имущественного найма) служит предоставление имущества во временное владение и пользование или во временное пользование. Предметом договора перевозки груза является транспортная услуга. Организация перевозки лежит на обязанности перевозчика. Транспортные средства, с помощью которых осуществляется перевозка, остаются в пользовании и владении перевозчика».[3]
В свою очередь, по договору перевозки пассажира и багажа одна сторона - перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а другая сторона — пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК).
Этот договор — одна из разновидностей обязательства по перевозке. В гл. 40 ГК он назван в числе других договоров перевозки — перевозки груза, фрахтования. Его предметом, как и предметом перевозки груза, служит деятельность перевозчика — транспортная услуга. Эта деятельность выражается в самом перемещении.
В этом сходство между двумя договорами. Однако по характеру объектов перемещения данные договоры не совпадают. Договор перевозки груза опосредует отношения по перемещению такого материального объекта, как груз, в большинстве случаев товар. Напротив, договор перевозки пассажира и багажа регулирует отношения, возникающие из перемещения физического лица — пассажира, а в некоторых случаях и его багажа. Таким образом, потребителем услуги, оказываемой перевозчиком, выступает пассажир. Поэтому на отношения из перевозки пассажира и багажа, помимо ГК и транспортных уставов и кодексов, распространяется Закон «О защите прав потребителей».
Различие в объектах перевозки предопределяет и несовпадение ее условий. Отсюда и различие обязанностей субъектов договоров и прежде всего перевозчика. Именно поэтому каждый из этих двух договоров представляет собой самостоятельную разновидность обязательства перевозки.
Договор перевозки пассажира может включать в себя и обязанность перевозки его багажа. Перевозка багажа не рассматривается в ГК или в каком-либо из транспортных уставов и кодексов как самостоятельная разновидность договора перевозки. Она неотделима от перевозки пассажира, так как потребовать принять от него багаж вправе лишь пассажир, т.е. лицо, получившее проездной билет и тем самым уже вступившее в договор пассажирской перевозки со своим контрагентом.
Таким образом, для «возникновения обязанности перевозки багажа нужно дополнительное соглашение, выступающее в качестве юридического факта. Следовательно, то сложное правоотношение, которое возникает между перевозчиком и пассажиром, дополняется на основании такого соглашения еще одним правомочием и корреспондирующей ему обязанностью перевезти багаж. Если основной договор оформляется проездным билетом, то дополнительное соглашение о перевозке багажа удостоверяется багажной квитанцией, выдаваемой в подтверждение принятия багажа к перевозке».[4]
Из сказанного вытекает, что основной договор перевозки пассажира носит консенсуальный характер. Он возникает в момент достижения соглашения сторон и оформления этого соглашения проездным билетом. Могущая возникнуть в качестве дополнения данного обязательства обязанность перевозчика и правомочие требовать такой перевозки багажа реальны. Для их возникновения необходима передача багажа перевозчику, оформляемая выдачей багажной квитанции и отметкой (штемпелем) в проездном билете пассажира. При этом багаж может быть сдан перевозчику лишь по предъявлении пассажиром проездного билета независимо от того, где сдается багаж, — в пункте отправления или в пути. Багаж может быть выдан пассажиру еще до прибытия последнего в место назначения. Выдача багажа не влечет за собой прекращения обязанности доставки пассажира.