Договор морской перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозкам, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за на-рушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними прави¬лами.

Файлы: 1 файл

глава 1.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)


 

 

1. Общее определение «договора перевозки» как родового понятия

 

В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозкам, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за на­рушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними прави­лами.

После принятия части второй ГК введен в действие с 1 апреля 1997 г. Воздушный кодекс Российской Федерации, Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

Нормы гражданского права, содержащиеся в этих федеральных законах, в силу п. 2 ст. 3 ГК должны соответствовать ГК. Они под­лежат применению постольку, поскольку не противоречат ГК, в част­ности правилам гл. 40.

Помимо транспортных уставов и кодексов, правила, касающиеся отношений по перевозке, содержатся в Федеральном законе «О федеральном железнодорожном транспорте», а в части перевозок граждан и для граждан — Законе «О защите прав потребите­лей» в новой редакции

Кроме соответствующих законов, на отношения по перевозке рас­пространяются подзаконные нормативные акты — постановления Пра­вительства РФ. При этом и под­законные акты могут быть применены лишь в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и другим законодательным актам.

«Отношения, возникающие из международных перевозок, если они подпадают под действие императивных норм международного согла­шения и если его участником является Россия, регулируются соответ­ствующей международной транспортной конвенцией или соглашени­ем, например, Женевской конвенцией о договоре международной до­рожной перевозки грузов или женевской таможенной конвенцией о международной таможенной перевозке грузов с применением сертифи­ката международной дорожной перевозки. В ряде случаев Рос­сия, не являясь участником той или иной конвенции, тем не менее использует ее нормы в своем национальном праве. Так, при подготовке Кодекса торгового мореплавания, целый ряд его положений был построен с учетом норм Международной конвенции о морской перевозке грузов ООН 1978 г. (Гамбургских Правил)».[1]

В гл. 40 ГК договор перевозки понимается прежде всего как родовое понятие. Его предметом безотносительно к транспорту, осуществляю­щему перевозку, и к разновидностям этого договора служит деятель­ность по перемещению груза или пассажира и багажа в пункт назначе­ния. Результаты такой деятельности неотделимы от нее самой и не имеют вещественной формы. Иными словами, эта деятельность пред­ставляет собой транспортную услугу, выражающуюся в пространствен­ном перемещении. Какими бы ни были вид транспорта и разновидность самой перевозки, она всегда осуществляется на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК). При этом имеется в виду договор, порож­дающий гражданско-правовое обязательство, а не единый документ, подписанный обеими сторонами и выражающий их волю.

При этом отсутствие такого единого документа само по себе еще не говорит об отсутствии обязательства. Однако, уста­навливая обязательность осуществления перевозки на основании дого­вора, ГК при определении условий перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также ответственности сторон по отдельным разновидностям перевозок отдает предпочтение нормам ГК, транспортным уставам и кодексам, иным законам и издаваемым в соответствии с ними правилам. Соглашение сторон о таких условиях и ответственности субъектов перевозки допустимо, если ГК, транспортными уставами и кодексами, иными законами и правилами перевозки не установлено иное (ст. 784 ГК). Поэтому применение такого рода соглашений возможно, когда в нормативных актах предусмотрено право субъектов перевозки сделать выбор в пользу тех или иных условий, а также соответствующие прави­ла имеют диспозитивный характер.

В гл. 40 ГК, помимо общей конструкции договора перевозки как родового понятия, применительно ко всем самостоятельным видам транспорта (железнодорожному, морскому, внутреннему водному, автомобильному и воздушному) предусмотрены отдельные разновид­ности договора перевозки — договор перевозки груза, договор перевоз­ки пассажира и багажа, договор фрахтования.

В частности, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправи­тель — уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).

Поскольку в приведенном определении говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, т.е. ранее переданный, врученный ему отправителем груз, ясно, что в ст. 785 ГК договор перевозки груза конструируется как реальный. Между тем на водном или воздушном транспорте договор перевозки груза, заключаемый в форме фрахтова­ния (чартера), относится к категории консенсуальных. Для возникно­вения прав и обязанностей сторон по такому договору достаточно со­впадения их волеизъявлений.

В этой связи возникает вопрос об основаниях возникновения обя­занностей сторон, предшествующих в реальном договоре сдаче груза отправителем и его принятию перевозчиком (обязанность по предъяв­лению груза к перевозке, по подаче транспортных средств под груз, погрузке, размещению и укладке груза, оформлению на него докумен­тов). Такие обязанности возникают еще в преддоговорной стадии отно­шений субъектов. При реальном характере договора перевозки груза они вытекают из обязательства, возникающего из принятой перевозчи­ком от отправителя заявки (заказа) или из договора об организации перевозок (ст. 791 ГК) (подача отправителем заявок (заказа) и их ак­цептование перевозчиком означает возникновение обязанностей по предъявлению груза и подаче транспортного средства). В свою очередь, в консенсуальном договоре они предусмотрены в самом догово­ре перевозки.

Договор перевозки груза транспортом общего пользования призна­ется публичным (ст. 426 ГК). Перевозка груза лишь тогда считается выполняемой транспортом общего пользования, когда осуществляется коммерческой организацией, и из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки груза по обращению лю­бого гражданина или юридического лица. Перечень таких организаций подлежит обязательному опубликованию.

Договор перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Как правило, такой формой служат два документа: железнодорожная, авиагрузовая, внутренняя водная или товаротранспортная (на автотранспорте) накладная и квитанция о приеме груза к перевозке. Применительно к теме курсовой работы, на морском транспорте при линейных перевозках также необходимо со­ставление двух документов — погрузочного ордера, экспортно-импорт­ного поручения или письменного объявления (любой из этих докумен­тов исходит от отправителя), и коносамента, в котором отражена воля другой стороны договора — перевозчика. Оформление договора фрах­тования судна, применяемого в основном в трамновом (нерегулярном) мореплавании, производится с помощью двустороннего документа — чартера. Чартер в большинстве случаев составляется с использованием одной из существующих проформ (стандартных форм) этого договора.

Несоблюдение установленной законом письменной формы договора перевозки груза не влечет его недействительности, но лишает сторо­ны права в случае спора между ними ссылаться в подтверждение заклю­чения договора или его условий на свидетельские показания. Как пра­вило, практически доказывание в этом случае допустимо с использова­нием иных письменных доказательств — телеграмм, телексов, радио­грамм, квитанций и т.п.

Договор перевозки груза является двусторонне-обязывающим, так как каждая из сторон имеет правомочия и несет обязанности. Его сто­роны — отправитель груза и перевозчик. Отправителем может быть любой субъект гражданского оборота. В качестве перевозчика же может выступать только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. На всех видах транспорта, кроме железнодорожного, перевозчиками могут быть и частные лица.

Для приобретения статуса перевозчика предусмотрено лицензиро­вание перевозочной деятельности.

Помимо отправителя и перевозчика, заключающих между собой договор перевозки груза, к числу его субъектов относится также полу­чатель. Его нельзя признать стороной договора, так как он не участиевал в его заключении.

В российской правовой науке преобладает мнение о том, что «пере­возка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель представляет собой третье лицо в таком договоре».[2]

Договор перевозки груза — одна из разновидностей обязательства по перевозке вообще. От других разновидностей договоров, опосредующих отношения по перевозке, этот договор отличается тем, что дея­тельность перевозчика направлена на перемещение именно груза (ма­териальных ценностей), его доставку в пункт назначения и выдачу управомоченному на получение груза лицу. В этом выражается резуль­тативный характер договора.

Отмеченные особенности предмета договора перевозки вообще и перевозки груза в частности позволяют отграничить его от ряда других гражданско-правовых договоров и, прежде всего, от договора подряда. Как правило, договор порядка регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью по созданию новых или переработке (ремонту) существующих вещей. Ее результаты приобретают овеществленную форму. В процессе выполнения заказа материалы подрядчика или за­казчика становятся новым изделием.

Результаты деятельности транспорта — оказываемой им услуги — не имеют вещественной формы. Ее полезный эффект заключается в доставке груза и его вручению получателю. Во время перевозки груза материальные ценности не потребляются и не меняют своей формы. Не предназначены для переработки и транспортные средства, с помощью которых осуществляется перевозка груза.

При разграничении договоров перевозки груза, с одной стороны, хранения и поручения — с другой, нужно иметь в виду, что предметом всех трех договоров служит деятельность, полезный эффект которой не имеет вещественной формы. Но по договору хранения услуга храните­ля выражается в хранении переданного ему имущества и возвращении его другой стороне в надлежащем состоянии. Предметом договора по­ручения признаются юридические действия, совершаемые поверенным от имени и за счет другой стороны. При перевозке деятельность пере­возчика по сохранению груза и выдаче его получателю не носит харак­тер самостоятельной экономической услуги и потому не имеет самосто­ятельного правового выражения.

Подчеркнем, что «предметом договора аренды (имущественного найма) служит предоставление имущества во временное владение и пользование или во временное пользование. Предметом договора перевозки груза яв­ляется транспортная услуга. Организация перевозки лежит на обя­занности перевозчика. Транспортные средства, с помощью которых осуществляется перевозка, остаются в пользовании и владении пере­возчика».[3]

В свою очередь, по договору перевозки пассажира и багажа одна сторона - перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назна­чения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а другая сторона — пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК).

Этот договор — одна из разновидностей обязательства по перевозке. В гл. 40 ГК он назван в числе других договоров перевозки — перевозки груза, фрахтования. Его предметом, как и предметом перевозки груза, служит деятельность перевозчика — транспортная услуга. Эта деятель­ность выражается в самом перемещении.

В этом сходство между двумя договорами. Однако по характеру объектов перемещения данные договоры не совпадают. Договор пере­возки груза опосредует отношения по перемещению такого матери­ального объекта, как груз, в большинстве случаев товар. Напротив, договор перевозки пассажира и багажа регулирует отношения, возни­кающие из перемещения физического лица — пассажира, а в некото­рых случаях и его багажа. Таким образом, потребителем услуги, ока­зываемой перевозчиком, выступает пассажир. Поэтому на отношения из перевозки пассажира и багажа, помимо ГК и транспортных уставов и кодексов, распространяется Закон «О защите прав потребителей».

Различие в объектах перевозки предопределяет и несовпадение ее условий. Отсюда и различие обязанностей субъектов договоров и преж­де всего перевозчика. Именно поэтому каждый из этих двух договоров представляет собой самостоятельную разновидность обязательства перевозки.

Договор перевозки пассажира может включать в себя и обязанность перевозки его багажа. Перевозка багажа не рассматривается в ГК или в каком-либо из транспортных уставов и кодексов как самостоятельная разновидность договора перевозки. Она неотделима от перевозки пас­сажира, так как потребовать принять от него багаж вправе лишь пасса­жир, т.е. лицо, получившее проездной билет и тем самым уже вступив­шее в договор пассажирской перевозки со своим контрагентом.

Таким образом, для «возникновения обязанности перевозки багажа нужно дополнительное соглашение, выступающее в качестве юриди­ческого факта. Следовательно, то сложное правоотношение, которое возникает между перевозчиком и пассажиром, дополняется на основа­нии такого соглашения еще одним правомочием и корреспондирующей ему обязанностью перевезти багаж. Если основной договор оформляет­ся проездным билетом, то дополнительное соглашение о перевозке ба­гажа удостоверяется багажной квитанцией, выдаваемой в подтвержде­ние принятия багажа к перевозке».[4]

Из сказанного вытекает, что основной договор перевозки пассажира носит консенсуальный характер. Он возникает в момент достижения соглашения сторон и оформления этого соглашения проездным биле­том. Могущая возникнуть в качестве дополнения данного обязательст­ва обязанность перевозчика и правомочие требовать такой перевозки багажа реальны. Для их возникновения необходима передача багажа перевозчику, оформляемая выдачей багажной квитанции и отметкой (штемпелем) в проездном билете пассажира. При этом багаж может быть сдан перевозчику лишь по предъявлении пассажиром проездного билета независимо от того, где сдается багаж, — в пункте отправления или в пути. Багаж может быть выдан пассажиру еще до прибытия последнего в место назначения. Выдача багажа не влечет за собой пре­кращения обязанности доставки пассажира.

Информация о работе Договор морской перевозки