Договор морской перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозкам, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за на-рушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними прави¬лами.

Файлы: 1 файл

глава 1.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Формы проездного билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК). Этот порядок для разных видов транспорта неодина­ков.

Кроме того, договор пассажирской перевозки относится к числу возмездных. Приобретая билет, пассажир тем самым исполняет лежащую на нем обязанность оплаты перевозки. Предъявляя для перевозки багаж, он отдельно оплачивает его перевозку. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов в порядке, установленном транспортными уставами и кодек­сами (п. 2 ст. 790 ГК). Как и при перевозке груза, о чем говорилось ранее, четкий порядок установления тарифов во всех транспортных уставах и кодексах еще не определен. В отличие от перевозки грузов, регулирова­ние тарифов на перевозки пассажиров и багажа в городском и приго­родном сообщении, кроме железнодорожного транспорта, осуществля­ется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить пассажира и багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Сроки отправления и прибытия пассажира и багажа, следующего в большинстве случаев с тем же транспортным средством, которым доставляется пассажир, установлены в виде расписания дви­жения соответствующих транспортных средств.

Опоздание отправления пассажира или прибытия соответствую­щего транспортного средства в пункт назначения по сравнению со сроками отправления или прибытия, указанными в расписании, озна­чает нарушение перевозчиком условий договора перевозки пассажи­ра. Поэтому за задержку отправления транспортного средства, пере­возящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным ус­тавом или кодексом (ст. 795 ГК). В настоящее время возможность взыскания такого штрафа и его размер (до 50% платы за проезд пас­сажира и платы за провоз его багажа) предусмотрены только в ст. 196 КТМ РФ.

В п. 3 ст. 786 ГК названы наиболее важные права пассажира, при­надлежащие ему на любом виде транспорта. Каждое из этих прав кон­кретизируется, а самый их перечень дополняется в транспортных уста­вах и кодексах применительно к определенному виду транспорта.

Так, пассажир имеет право:

                        перевозить с собой детей бесплатно (не старше 5 лет — на железно­дорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспортах, не старше 2 лет — на воздушном транспорте) или с оплатой по льготно­му тарифу (от 5 до 10 лет — на железнодорожном, морском, внутреннем водном транспортах, от 2 до 12 лет — на воздушном транспорте);

                        провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установлен­ных норм (они предусмотрены правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на отдельных видах транспорта);

                        сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Помимо этих основных прав, в транспортных уставах и кодексах перечислен целый ряд дополнительных прав. Что же касается обязанностей пассажира, то, помимо внесения ус­тановленной платы за проезд, о чем говорилось ранее, пассажир обязан соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортны­ми средствами и помещениями транспорта, бережно относиться к иму­ществу транспортной организации.

14

 



[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 2002. С. 526.

[2] Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М.: Юрист, 2002. С 89.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 2002. С.409.

[4] Козлов В.Б., Фалилеев П.А. Соотношение общих и специальных норм на примере гражданского и морского права (критика современного законодательства) // Государство и право. 2001. N 11. С. 90.


Информация о работе Договор морской перевозки