Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 19:06, курсовая работа
В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозкам, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за на-рушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними прави¬лами.
Формы проездного билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК). Этот порядок для разных видов транспорта неодинаков.
Кроме того, договор пассажирской перевозки относится к числу возмездных. Приобретая билет, пассажир тем самым исполняет лежащую на нем обязанность оплаты перевозки. Предъявляя для перевозки багаж, он отдельно оплачивает его перевозку. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК). Как и при перевозке груза, о чем говорилось ранее, четкий порядок установления тарифов во всех транспортных уставах и кодексах еще не определен. В отличие от перевозки грузов, регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, кроме железнодорожного транспорта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить пассажира и багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Сроки отправления и прибытия пассажира и багажа, следующего в большинстве случаев с тем же транспортным средством, которым доставляется пассажир, установлены в виде расписания движения соответствующих транспортных средств.
Опоздание отправления пассажира или прибытия соответствующего транспортного средства в пункт назначения по сравнению со сроками отправления или прибытия, указанными в расписании, означает нарушение перевозчиком условий договора перевозки пассажира. Поэтому за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 795 ГК). В настоящее время возможность взыскания такого штрафа и его размер (до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа) предусмотрены только в ст. 196 КТМ РФ.
В п. 3 ст. 786 ГК названы наиболее важные права пассажира, принадлежащие ему на любом виде транспорта. Каждое из этих прав конкретизируется, а самый их перечень дополняется в транспортных уставах и кодексах применительно к определенному виду транспорта.
Так, пассажир имеет право:
перевозить с собой детей бесплатно (не старше 5 лет — на железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспортах, не старше 2 лет — на воздушном транспорте) или с оплатой по льготному тарифу (от 5 до 10 лет — на железнодорожном, морском, внутреннем водном транспортах, от 2 до 12 лет — на воздушном транспорте);
провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм (они предусмотрены правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на отдельных видах транспорта);
сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Помимо этих основных прав, в транспортных уставах и кодексах перечислен целый ряд дополнительных прав. Что же касается обязанностей пассажира, то, помимо внесения установленной платы за проезд, о чем говорилось ранее, пассажир обязан соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами и помещениями транспорта, бережно относиться к имуществу транспортной организации.
14
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 2002. С. 526.
[2] Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М.: Юрист, 2002. С 89.
[3] Гражданский кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 2002. С.409.
[4] Козлов В.Б., Фалилеев П.А. Соотношение общих и специальных норм на примере гражданского и морского права (критика современного законодательства) // Государство и право. 2001. N 11. С. 90.