Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 11:52, курсовая работа
Целью работы является исследование и анализ нормативной базы и учебной литературы, посвященной договору перевозки.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи исследования:
1. Дать определение и правовую характеристику договору перевозки;
2. Определить виды существующих договоров перевозки;
3. Изучить процедуру заключения договора перевозки;
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок……5
1.1 Понятие и виды перевозок………………………………………… 5
1.2. Правовое регулирование перевозок………………………………… 9
Глава 2. Договор перевозки грузов: понятие, оформление, содержание и ответственность за нарушение договора. …………………………………… 13
2.1. Понятие договора перевозки грузов……………………………… 13
2.2. Оформление договора перевозки грузов………………………… 15
2.3. Содержание договора перевозки грузов. ………………………… 18
2.4. Ответственность за нарушение договора перевозки грузов…… 21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………… 27
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 14.06.2012) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 14.05.2013) "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы. Правила перевозок утверждаются транспортными министерствами и ведомствами на основании и в развитие соответствующих транспортных уставов и кодексов (порядок подачи заявок на перевозку грузов, оформление перевозочных документов, принятие и выдача грузов, составление актов при перевозках, заявление претензий и т.д.), а также особенности перевозок отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.).
Кроме того, существуют международные договоры и соглашения СССР И РФ. К таким относится, например, Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Заключена в Женеве 19.05.56); Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.), Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. На железнодорожном транспорте действуют многостороннее Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (с изменениями и дополнениями на 1 января 2000 г.), двусторонние международные соглашения о прямом международном железнодорожном сообщении, заключенные с Финляндией, Турцией, Австрией, Ираном и рядом других стран. Внутреннее законодательство применяется к перевозкам, регулируемым международными конвенциями и соглашениями, если данными актами не установлено иное.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что законодательство, регулирующее отношения по поводу перевозок развивается и растет. Как указывалось выше, это связано с динамичным развитием техники, а также ростом спроса на перевозки.
Глава 2
Договор перевозки грузов: понятие, оформление, содержание и ответственность за нарушение договора.
2.1. Понятие договора перевозки грузов.
Согласно ст. 785 ГК РФ По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
О.С.Иоффе определял договор перевозки грузов как «договор, в силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется доставить вверенный ей груз в назначенное место и выдать его грузополучателю, а другая сторона, грузоотправитель, обязуется уплатить за это перевозчику вознаграждение в виде провозной платы»10. Из данного определения можно сделать вывод о том, что договор перевозки груза имеет возмездный характер, поскольку за саму перевозку уплачивается сумма, указанная в договоре. Также данный договор имеет взаимный характер, поскольку перевозчик обязуется перевезти груз, а грузоотправитель имеет право на перевозку сданного груза.
Также можно говорить и двухстороннем характере договора перевозки груза. Обязанности перевозчика состоят в своевременной перевозке груза, а обязанности отправителя состоят в оплате и принятии данного груза.
Как отмечает Романец Ю.В. «основное отличие перевозки от других договоров заключается в том, что договор перевозки направлен на выполнение работы по пространственному перемещению груза (пассажира) при помощи транспортного средства»11. Здесь имеет значение то, что для грузоотправителя важна не только работа по перемещению груза, но и ее результат, выражающийся в доставке груза в определенное место. Конечный результат данной работы будет достигнут только в том случае, когда груз прибудет в пункт назначения.
На практике за основу квалификации договора перевозки иногда ошибочно принимаются иные критерии. Так, по одному из дел арбитражный суд квалифицировал договор как возмездное оказание услуг, а не как перевозку, на том основании, что лицо, оказавшее услуги по перевозке груза, не является специализированной транспортной организацией. Суд кассационной инстанции, отменяя данное решение, указал в постановлении на ошибочность подобной квалификации, поскольку правовая природа договора перевозки определяется не по субъектному составу, а по виду оказываемых услуг12.
Исходя из сущности договора перевозки, а также руководствуясь ст.426 ГК РФ, договор перевозки груза транспортом общего пользования признается публичным. Перевозка лишь тогда считается выполняемой транспортом общего пользования, когда осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и из закона, иных правовых актов или выданного этим лицам разрешения (лицензии) вытекает, что перевозка груза осуществляется при обращении любого гражданина или юридического лица. Перечень таких лиц подлежит опубликованию.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что договор перевозки груза является публичным, возмездным, взаимный, двухсторонний. От иных видов гражданских договоров договор перевозки груза отличается видом оказываемых услуг.
2.2. Оформление договора перевозки грузов.
Договор перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Согласно ст. 785 ГК РФ Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Для каждого отдельного вида перевозок существуют свои правила оформления документов.
На железнодорожном транспорте такие правила прописаны в Уставе железнодорожного транспорта. Согласно ст. 25 этого Устава при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии с
договором перевозки груза
Федеральный орган
исполнительной власти в
При приеме груза
для перевозки перевозчик
Перевозчик, грузоотправитель
(отправитель) или грузополучатель
(получатель) обеспечивает в установленном
порядке сохранность
В соответствии со ст.105 Воздушного Кодекса РФ к перевозочным документам для груза относятся грузовая накладная и иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке груза и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта14.
Что касается внутреннего водного транспорта, то здесь договор регулируется Кодексом внутреннего водного кодекса. Положение статьи 67 указывает на то, что составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.
Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком15.
Ст. 8 Устава автомобильного транспорта Российской Федерации указывает на то, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем16.
На морском транспорте при линейных перевозках также необходимо составление двух документов - погрузочного ордера, экспортно-импортного поручения или письменного объявления (любой из этих документов исходит от отправителя) и коносамента, в котором отражена воля другой стороны договора - перевозчика (ст. 142)17.
Транспортные накладные и прочие документы подтверждают заключение договора перевозки. Само волеизъявление отправителя груза содержится в накладной, погрузочном ордере и т.п. Выражение воли сопровождается передачей груза перевозчику. Соглашаясь с предложением отправителя и принимая груз, перевозчик выдает квитанцию о приеме груза или коносамент, в которых получает выражение его воля. Следовательно, при посредстве этих двух документов, представляющих в совокупности форму договора, и заключается договор перевозки груза.
Несоблюдение установленной законом письменной формы договора перевозки груза не влечет его недействительности, но лишает стороны права в случае спора между ними ссылаться в подтверждение заключения договора или его условий на свидетельские показания. Как правило, практически доказывание в этом случае допустимо с использованием иных письменных доказательств - телеграмм, телексов, радиограмм, квитанций и т.п.
2.3. Содержание договора перевозки грузов.
Прежде всего, договор перевозки должен содержать права и обязанности сторон. Они выводятся в отдельную часть договора, где подробным образом и прописываются.
Прежде всего, это основные права и обязанности сторон. К их числу относятся обязанность грузоотправителя оплатить перевозку груза. В соответствии со ст. 790 за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами18. Что касается транспорта общего пользования, то здесь есть небольшое исключение, поскольку провозная плата устанавливается твердым тарифом, который утверждается транспортными уставами и кодексами. Как правило, провозная плата вносится грузоотправителем при заключении договора перевозки, однако допускается и перевод платежной обязанности на получателя. Распределение платежных обязанностей зависит от условий договора, заключенного между отправителем и получателем.
К основным обязанностям перевозчика относятся обязанность по доставке груза ( по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю)19). Груз должен быть доставлен в обговоренное заранее место ( устанавливается договором), в том состоянии, в котором был передан грузоотправителем. Перевозчик несет ответственность за груз с момента его получения от грузоотправителя и до момента передачи получателю. Из чего можно сделать вывод о том, что перевозчик должен предпринимать все возможные попытки для сохранения целостности груза.
Договор перевозки грузов завершается операцией по выдаче и приемке груза получателем. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ). В зависимости от места погрузки и выгрузки обязанности по осуществлению этих действий могут распределятся между участниками обязательства. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ). В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки. Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя или получателя взыскивается штраф20.
Получатель, в свою очередь, должен принять груз, поступивший в его адрес, а в установленных случаях и еще и вывезти его с места разгрузки. Даже в тех случаях, когда в адрес получателя поступает не заказанных им груз, он обязан принять такой груз на ответственное хранение, его дальнейшая судьба должна быть решена отправителем.
Процесс получения груза должен быть оформлен надлежащим образом и удостоверен накладной (коносаментом). Для правильного выполнения данной обязанности получатель должен быть надлежащим образом уведомлен о том, что груз прибыл. Уведомление получателя о прибытии груза должно быть сделано в срок и в том порядке, который установлен на соответствующем виде транспорта. В случае если перевозка осуществляется автомобильным транспортом такое уведомление не всегда обязательно, поскольку, как правило, перевозчик обеспечивает доставку груза на склад получателя. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств.