Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 11:52, курсовая работа
Целью работы является исследование и анализ нормативной базы и учебной литературы, посвященной договору перевозки.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи исследования:
1. Дать определение и правовую характеристику договору перевозки;
2. Определить виды существующих договоров перевозки;
3. Изучить процедуру заключения договора перевозки;
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок……5
1.1 Понятие и виды перевозок………………………………………… 5
1.2. Правовое регулирование перевозок………………………………… 9
Глава 2. Договор перевозки грузов: понятие, оформление, содержание и ответственность за нарушение договора. …………………………………… 13
2.1. Понятие договора перевозки грузов……………………………… 13
2.2. Оформление договора перевозки грузов………………………… 15
2.3. Содержание договора перевозки грузов. ………………………… 18
2.4. Ответственность за нарушение договора перевозки грузов…… 21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………… 27
В свою очередь у грузополучателя имеется обязанность по приемке груза. Он должен принять (или вывезти) груз в установленные сроки. В случае нарушения этого условия получатель должен оплатить хранение груза, а в случаях если задержка приемки произошла по его вине, плата может быть увеличена. По истечении установленных сроков хранения груз как невостребованный подлежит реализации в установленном порядке.
2.4. Ответственность
за нарушение договора
В первую очередь перевозчик несет ответственность за переданный ему груз. Согласно ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком 21.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодатель выделяет три вида несохранности груза, а именно утрата, порча (повреждение) и недостача.
Под утратой груза понимается случаи, когда получателю не передан груз вне зависимости от причин этой не передачи. В данном случае причины могут разные, как гибель груза, потеря, конфискация, так и его передача неуправомоченному на получение лицу.
Под недостачей законодатель понимает любую частичную утрату груза, при этом сохранившаяся часть груза передается получателю.
Повреждение груза состоит в нарушении целостности предметов, которые составляют груз.
Порча понимается как некоторое изменение свойств груза, которое ведет, в свою очередь, к полному или частичному его обесцениванию.
Как указывалось выше, ответственность перевозчика возникает после передачи ему груза грузоотправителем. Но он так же несет ответственность и за переданный груз, если он еще не погружен на транспорт (находится на складах и т.п.).
Основания ответственности перевозчика заключаются в том, что он несет ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Эта формулировка означает, что ответственность перевозчика основана на принципе вины. Примерно так же сформулированы основания ответственности перевозчика в транспортных уставах и кодексах (ст. 95 УЖТ РФ, п. 1 ст. 117 КВВТ РФ, ст. 118 ВК РФ, ст. 34 УАТ РФ). В ст. 166 КТМ РФ прямо указывается на отсутствие вины перевозчика, его работников или агентов.
В транспортные уставы и кодексы (за исключением ВК РФ) включены перечни обстоятельств, которые наиболее часто с учетом специфики деятельности каждого вида транспорта вызывают несохранность груза (ст. 95 УЖТ РФ, ст. 166 КТМ РФ, ст. 118 КВВТ РФ, ст. 34 УАТ РФ). Эти перечни имеют примерный характер. При определенных условиях перевозчик может быть освобожден от ответственности и тогда, когда ущерб наступил вследствие обстоятельства, не предусмотренного в перечне. Следовательно, значение таких перечней сводится только к тому, что из общего круга обстоятельств, приводящих к ущербу, таким путем выделяются наиболее часто встречающиеся и тем самым устанавливаются известные ориентиры для определения направления исследования фактов.
Помимо выявления конкретного обстоятельства, вызвавшего несохранность груза, нужно убедиться и в том, что между этим фактическим обстоятельством (событием, явлением) и наступившим результатом существует необходимая причинная связь.
В Гражданском кодексе сохраняется принцип ограниченной ответственности грузоперевозчика за ущерб, вызванный не сохранностью груза. Этот принцип выражается в том, ущерб возмещается в том размере, в котором он был нанесен перевозчиком, либо в размере той суммы, на которую понизилась стоимость груза после его порчи. При невозможности восстановления груза ущерб выплачивается в размере стоимости груза22.
ГК не предоставляет действующим транспортным уставам и кодексам возможность устанавливать какие-либо основания освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза, как это имело место ранее23.
В случае, если груз был утрачен, договор перевозки груза считается невыполненным, поскольку не достигнута главная цель договора – груз не был доставлен. В этом случае перевозчик должен помимо ущерба выплатить грузоотправителю (получателю) провозную плату.
Следует отметить, что презумпция вины перевозчика закрепляется также и процессуально. Согласно ст. 796 ГК акты, составленные перевозчиком в одностороннем порядке оцениваются наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Данная норма подтверждает факт того, что в действующем ГК принцип презумпции вины перевозчика не носит декларативного характера, как это имело место ранее. Законодателем были созданы реальные механизмы для его реализации в случае возникновения споров24.
При несвоевременном вывозе груза по вине получателя плата за его хранение подлежит увеличению в несколько раз (ст. 43 УЖТ РФ). Если груз не получен в течение предусмотренного в правилах перевозки груза срока хранения, он может быть реализован в установленном порядке (ст. 35 УЖТ РФ, ст. 112 ВК РФ).
Передача груза получателю закрепляется документально и удостоверяется подписью последнего в соответствующей накладной или коносаменте. Только после этого договор перевозки груза может считаться прекращенным ввиду исполнения.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что в настоящее время прослеживается тенденция, направленная на унификацию законодательства в сфере регулирования перевозки грузов, в частности ответственности перевозчика. Вместе с тем, несмотря на очевидные изменения, проблема совершенствования правового регулирования ответственности в сфере перевозки грузов остается актуальной.
Заключение
Вне сомнений, роль транспорта играет большую роль в повышении конкурентоспособности российской экономики. Без транспорта сейчас невозможно обойтись практически ни в какой сфере. Безусловно, требуется грамотное построение транспортной политики в данной сфере, а также улучшение законодательства, ведь правовое регулирование перевозок имеет особое значение.
На наш взгляд необходимо улучшить защиту прав грузоотправителя и получателя, однако не стоит забывать и о правах перевозчика. С развитием различных технологий, улучшением сообщения между городами и странами, а так же техническими новинками в области транспорта, появляется необходимость все чаще обновлять законодательство в данной сфере.
В данной работе были рассмотрены различные виды перевозок, а в частности перевозка грузов.
В соответствии с поставленными целями и задачами нашей работы, мы рассмотрели и проанализировали нормативную базу, регулирующую договор перевозки груза, нами было дано определение перевозкам, перечислены различные их виды и рассмотрены содержание и момент заключения договора.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что в настоящее время прослеживается тенденция, направленная на унификацию законодательства в сфере регулирования перевозки грузов, в частности ответственности перевозчика. Вместе с тем, несмотря на очевидные изменения, проблема совершенствования правового регулирования ответственности в сфере перевозки грузов остается актуальной25.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Учебная и научная литература
1 С.Ю.Морозов. Транспортное право: учебное пособие. М., 2012- С. 18
2 Морозов С.Ю., Игнатьева А.В. Роль органов государственной власти и местного самоуправления в организации перевозок// Власть. 2011. №7
3 Лончакова Ю.А. Правовые особенности договора автомобильной перевозки груза // Научные исследования. Право. 2008. №2(6)
4 В.А.Егиазаров. Транспортное право. Учебное пособие. М., 2002. С. 39-40
5 Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2
6М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М., 2003. С.130.
7 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 №14-ФЗ
8 Гудков А.И. Тенденции развития договора перевозки // Вестник Владимирского юридического института. 2007. №3(4)
9 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 №14-ФЗ
10 Иоффе О.С. Обязательственное право. 1975. С 563
11 Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. 2001. С 399
12 Там же. С 400
13 Федеральный Закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» №18-ФЗ от 10.01.2003
14 Федеральный Закон «Воздушный кодекс Российской Федерации» №60-ФЗ от 19.03.1997
15 «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 №24-ФЗ
16 Федеральный Закон «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации» от 08.10.2007 №259-ФЗ
17 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 №81-ФЗ
18 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 №14-ФЗ
19 Там же
20 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 №14-ФЗ
21 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 №14-ФЗ
22 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 №14-ФЗ
23 Микушкин А.Е. Ответственность перевозчика при перевозке груза: соотношение российского и международного законодательства // Бизнес в законе. 2009. №4. С184
24 Там же, С185
25 Микушкин А.Е. Ответственность перевозчика при перевозке груза: соотношение российского и международного законодательства // Бизнес в законе. 2009. №4. С185