Договор перевозки грузов автомобильным транспортом: теория и практика применения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Деятельность по перемещению грузов в юридическом аспекте проявляется в многочисленных, разнообразных, взаимосвязанных и взаимозависимых правовых отношениях, возникающих и существующих от начальной до завершающей стадии процесса перемещения грузов и людей. При этом применительно к грузам нужно иметь в виду правоотношения, выражающие как непосредственно транспортный процесс, так и тесно связанные с ним операции, обеспечивающие организацию этого процесса, содействующие его осуществлению и поэтому экономически неотделимые от основного процесса доставки грузов. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом является предметом предложенного исследования; объектом является его правовая природа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ТРАНСПОРТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО…4
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА…….. 8
2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов… 10
2.2 Порядок оплаты по договору о перевозке груза 11
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА И СУДЕБНАЯ
ПРАКТИКА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ(переделанная).doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования  Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет  «МИТСО»

 

 

Рег. №_________

Кафедра частного права

Дата «___»________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

на тему «Договор перевозки  грузов автомобильным транспортом: теория и практика применения»

по дисциплине «Гражданское право»

 

Основные замечания: ____________________________

   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Отметка о допуске курсовой работы к защите:

   
     

Дата: «___»_________________________2012г.

   
     
     

Подпись научного руководителя:__________________

   

 

 

 

 

Минск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ       3

ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ТРАНСПОРТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО…………………………………. 4

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА…….. 8

     2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов…  10

     2.2 Порядок оплаты по договору о перевозке груза  11

ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ПЕРЕВОЗЧИКА И СУДЕБНАЯ

ПРАКТИКА  13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   29 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    30 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность по перемещению  грузов в юридическом аспекте  проявляется в многочисленных, разнообразных, взаимосвязанных и взаимозависимых  правовых отношениях, возникающих и  существующих от начальной до завершающей  стадии процесса перемещения грузов и людей. При этом применительно к грузам нужно иметь в виду правоотношения, выражающие как непосредственно транспортный процесс, так и тесно связанные с ним операции, обеспечивающие организацию этого процесса, содействующие его осуществлению и поэтому экономически неотделимые от основного процесса доставки грузов. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом является предметом предложенного исследования; объектом является его правовая природа.

Целью предложенной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов договора перевозки грузов автомобильным транспортом с позиции действующего законодательства Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  частные задачи:

  1. раскрытие сущности понятия договора перевозки;
  2. рассмотрение общих требований при осуществлении автомобильных перевозок грузов;
  3. исследование различных аспектов ответственности перевозчика наряду с судебной практикой.

Во время подготовки курсовой работы были использованы следующие методы: общие (формальнологический), частные (исторический, социологический, статистический), а также специальные методы (сравнительно-правовой, формально-правовой).

Необходимо отметить среди использованных источников работы М.И Брагинского "Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта", В.А.Егиазарова "Транспортное право", Д.В. Авчинкин "Международные перевозки: правовые аспекты перемещения грузов и пассажиров", статьи из журналов "Юрист", "Юстиция Беларуси", "Налоги и бухгалтерский учет". В целом курсовая работа основана на гражданском и хозяйственном кодексе, а также на иных нормативно-правовых актах Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 1

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ТРАНСПОРТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Правовое регулирование  в Гражданском кодексе Республики Беларусь [2] (далее по тексту – ГК РБ) отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозка, законодатель посвятил лишь 17 статей (для сравнения, гл. 30 ГК о купле-продаже насчитывает более 100 статей). Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно, всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам.

ГК РБ расширил сферу  свободного волеизъявления сторон договора перевозки, об этом свидетельствует  правило о том, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное [2, п. 2 ст. 738].

Основной договор, опосредствующий  перевозки грузов, - это договор  перевозки грузов, сконструированный  в ГК РБ, как и прежде, по модели реального договора: перевозчик обязуется  доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату [2, п. 1 ст. 739]. Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортом документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте - в накладной; на морском транспорте - в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте - в товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего перевозочного документа одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Из всех договоров  перевозки в ГК РБ выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица [2, ст.743]. ГК РБ установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтому к нему применяются правила, предусмотренные ст. 396 ГК РБ.

Обязанностью грузоотправителя (грузополучателя), предусмотренной ГК РБ [2, ст.745], является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства. Такие сроки должны устанавливаться договором, если они не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Согласно действовавшим транспортным уставам и кодексам нарушение указанных сроков влекло за собой ответственность за сверхнормативный простой поданных под погрузку транспортных средств. Однако в Гражданском кодексе 1964 г. отсутствовали нормы об ответственности за эти нарушения, что свидетельствовало о том, что допускалась возможность применения иных последствий.

Обязанность по погрузке (выгрузке) груза может быть возложена  как на отправителя (получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил и средств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит в установленные сроки доставки груза.

Наряду с договором  перевозки конкретного груза, когда  предметом договора является доставка указанного груза в пункт назначения и выдача его получателю, ГК РБ предусматривает и в определенной степени регулирует договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме [2, ст.752]. Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств, а также предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

К числу договоров  об организации перевозки, широко применяемых  на практике, относятся: навигационные  договоры - на морском и речном транспорте; специальные договоры - на воздушном транспорте; годовые договоры - на автомобильном транспорте.

В соответствии со ст. 753 ГК РБ, между организациями различных видов транспорта могут заключаться также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, а именно: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.

При перевозке грузов, пассажиров и багажа транспортом  общего пользования плата за перевозку  должна определяться на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Не следует забывать также, что договор перевозки транспортом общего пользования относится к категории публичных договоров, основные условия которого, в том числе цена, должны быть одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Соблюдение этого требования можно обеспечить лишь путем установления единых тарифов провозной платы. Вместе с тем, независимо от того, относится ли перевозчик к организациям транспорта общего пользования, выполняемые им по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами, подлежат оплате в размере, определяемом исключительно по соглашению сторон.

Для перевозчика способом обеспечения исполнения грузоотправителем, грузовладельцем или владельцем багажа обязанности по внесению провозной  платы и других причитающихся  перевозчику платежей должно служить  предоставленное ему право удерживать грузы и багаж до выполнения указанными лицами своей обязанности. Данное право может быть реализовано перевозчиком, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства. Как известно, удержание кредитором имущества должника до исполнения им своего обязательства является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, который включает в себя возможность для кредитора удовлетворить свои требования за счет удерживаемого имущества должника путем обращения на него взыскания в порядке, предусмотренном для удовлетворения требований, обеспеченных залогом.

В ГК включена самостоятельная  статья об ответственности за нарушение  обязательств по перевозке [2, ст.747], содержащая положения, распространяющиеся на перевозки всеми видами транспорта. Ранее подобные нормы содержались лишь в транспортных уставах и кодексах применительно к перевозке соответствующими видами транспорта.

В отличие от ранее  действовавшего общегражданского законодательства, ГК РБ [2, п. 2 ст. 748] предусмотрел перечень оснований освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности соответственно за неподачу транспортных средств либо неиспользование поданных транспортных средств, имеющий распространение на отношения грузоотправителей с транспортными организациями всех видов транспорта. К числу таких оснований относятся: непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, осуществленные в соответствии с порядком, установленным транспортными уставами и кодексами; иные обстоятельства, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

В ГК РБ включено правило, позволяющее во всех случаях определить стоимость сданного к перевозке груза или багажа, а следовательно, и размер ущерба, подлежащего возмещению перевозчиком при необеспечении его сохранности. Суть этого правила заключается в том, что необходимо исходить из цены, указанной в счете продавца (поставщика) или предусмотренной соответствующим договором, а при отсутствии такой цены берется во внимание цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Обязанностью перевозчика, не обеспечившего сохранность перевозимого груза (багажа), является также возврат грузоотправителю (грузополучателю) провозной платы, удержанной за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза (багажа), если плата не входит в стоимость груза (багажа).

В ГК РБ содержится еще одна новелла, имеющая принципиальное значение в деле повышения ответственности перевозчика за необеспечение сохранности перевозимого груза (багажа). Имеется в виду норма, согласно которой коммерческий акт и другие документы о причинах несохранности груза или багажа, составленные перевозчиком в одностороннем порядке, должны оцениваться судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа [2, п. 4 ст. 750]. Таким образом, коммерческий акт, который ранее "безраздельно господствовал" над всеми иными доказательствами причин утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов или багажа при перевозке и зачастую выступал в роли единственного и бесспорного доказательства, утратил это свое значение. При рассмотрении споров суд должен принимать во внимание все имеющиеся доказательства и оценивать коммерческий акт в совокупности с ними.

Информация о работе Договор перевозки грузов автомобильным транспортом: теория и практика применения в Республике Беларусь