Договор перевозки грузов автомобильным транспортом: теория и практика применения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Деятельность по перемещению грузов в юридическом аспекте проявляется в многочисленных, разнообразных, взаимосвязанных и взаимозависимых правовых отношениях, возникающих и существующих от начальной до завершающей стадии процесса перемещения грузов и людей. При этом применительно к грузам нужно иметь в виду правоотношения, выражающие как непосредственно транспортный процесс, так и тесно связанные с ним операции, обеспечивающие организацию этого процесса, содействующие его осуществлению и поэтому экономически неотделимые от основного процесса доставки грузов. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом является предметом предложенного исследования; объектом является его правовая природа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ТРАНСПОРТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО…4
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА…….. 8
2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов… 10
2.2 Порядок оплаты по договору о перевозке груза 11
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА И СУДЕБНАЯ
ПРАКТИКА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ(переделанная).doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2

 ПРАВОВАЯ  ПРИРОДА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ

 

Договор перевозки груза – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом [2, ст.739].

При необходимости выполнения систематических автомобильных перевозок грузов заказчик перевозок (грузоотправитель, оператор автомобильных перевозок) может заключать с автомобильным перевозчиком долгосрочный договор об организации автомобильных перевозок грузов в письменной форме. По договору об организации автомобильных перевозок грузов автомобильный перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются объемы, сроки, маршруты, графики выполнения автомобильных перевозок, тип используемых автомобильных транспортных средств, перечень сопутствующих автомобильной перевозке услуг, условия предоставления грузовых автомобильных транспортных средств и предъявления грузов для автомобильной перевозки, порядок расчетов, ответственность сторон, а также иные условия организации автомобильных перевозок грузов. Договор об организации автомобильных перевозок грузов может заключаться между грузоотправителем и оператором автомобильных перевозок грузов (экспедитором). При разовой автомобильной перевозке груза допускается заключение договора об организации автомобильной перевозки груза оформлением заказа на такую автомобильную перевозку. Договор об организации автомобильной перевозки грузов не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки груза или договора фрахтования [5, ст. 62].

Договор перевозки груза  действительно может быть квалифицирован как реальный, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз).

Из определения данного  договора усматривается также, что  он относится к числу двусторонних, так как обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем. В договорных отношениях помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и определенные обязанности.

Наряду с перевозчиками  участниками договорных отношений  по перевозке груза являются грузоотправители и грузополучатели. В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может  выступать любое физическое или юридическое лицо, обладающее свойствами право- и дееспособности. Конечно, чаще других в этой роли оказываются коммерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей, поставкой товаров и выполнением других договоров. Как правило, грузоотправитель является собственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, наделенным собственником соответствующими полномочиями по отправке груза. Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает участия  в заключении договора перевозки  и, следовательно, не может считаться  стороной этого договора. В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с перевозкой груза и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обязанностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство, как уже отмечалось, в свое время породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя в правоотношениях по перевозке грузов. Споры по этому поводу велись в дореволюционной и советской юридической литературе, вопрос остается дискуссионным и в настоящее время. В современной юридической литературе также высказываются различные позиции, объясняющие правовое положение грузополучателя и его место в договорных отношениях по перевозке грузов. При этом предпринимаются попытки перенести на современную почву в условиях действия нового гражданского законодательства "разноголосицу", характерную для советской юридической литературы, так сказать, в неизменном виде, без учета кардинальных изменений законодательства, имевших место в последние годы.

В современной юридической литературе наиболее популярной является позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки [2, ст.430].

Рассматривая  вопрос о видах договора перевозки, правоведы обычно ограничиваются выделением договоров перевозки грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутриводным транспортом (по видам транспорта) [16, с.254].

Автомобильные перевозки пассажиров или грузов также подразделяют на внутриреспубликанские (выполняемые в пределах Республики Беларусь: городские, пригородные, междугородные) и международные.

  • Городские автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые в пределах или за пределы города или иного населенного пункта до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.
  • Пригородные автомобильные перевозки - перевозки, которые не могут быть отнесены к городским и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта).
  • Междугородные автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые за пределы города (населенного пункта), которые не могут быть отнесены к городским или пригородным.
  • Международные автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые между пунктами, расположенными на территории разных государств.

 

 

2.1 Общие требования при  осуществлении автомобильных перевозок  грузов

Обязательным при осуществлении  автомобильных перевозок является соблюдение требований к автомобильным транспортным средствам и коммуникациям автомобильного транспорта, включающим в себя габаритные размеры, параметры массы и иные технические характеристики автомобильных транспортных средств, которые должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда персонала и охраны окружающей среды, а также иным установленным требованиям. Коммуникации автомобильного транспорта должны обеспечивать доступность и эффективность выполнения автомобильных перевозок пассажиров или грузов, безопасность дорожного движения, охрану окружающей среды. Автомобильные транспортные средства и деятельность на автомобильном транспорте подлежат сертификации на соответствие данным требованиям.

Осуществление автомобильных  перевозок относится к предпринимательской  деятельности и требует получения соответствующего вида лицензий. Лицензирование представляет собой средство государственного регулирования рынка автомобильных перевозок, защиты интересов потребителей транспортных услуг, соблюдения требований антимонопольного законодательства, безопасности дорожного движения, охраны труда и окружающей среды. Общее правовое регулирование лицензирования перевозок наряду с иными видами деятельности осуществляется, безусловно, Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако специальные условия для получения лицензии на осуществление, в частности, перевозок грузов и пассажиров предусмотрены Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1388 (далее - Положение о лицензировании перевозок) во исполнение упомянутого выше Декрета. Итак, согласно Положению о лицензировании перевозок выдача лицензий на осуществление перевозок указанными выше видами транспорта осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Минтранс). Выдаваемые лицензии действуют на всей территории Республики сроком пять лет, который, в свою очередь, может быть по его истечении продлен по заявлению лицензиата.

 

2.2 Порядок оплаты по договору о перевозке груза

Порядок оплаты за перевозку  груза на автомобильном транспорте устанавливается договором, если иное не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь.

Тарифы по оплате устанавливаются  перевозчиком в зависимости от используемых типов и марок автотранспортных средств, а также от формы оплаты за транспортную работу. Форма оплаты за транспортные услуги подразделяется на сдельную и повременную. К сдельным перевозкам относятся перевозки грузов, по которым организован учет транспортной работы в тоннах или возможен учет путем замера, взвешивания, геодезического замера. Учет работы автомобилей и движение товарно-материальных ценностей на сдельных перевозках оформляются товарно-транспортными накладными и путевыми листами. При применении сдельной системы оплаты за перевозку грузов автомобильным транспортом тарифы рассчитываются на любой выбранный перевозчиком показатель измерения транспортной работы.

Причитающиеся перевозчику  платежи за перевозку грузов и  другие услуги должны вноситься заказчиком авансом в виде платежных документов (платежных поручений или требований, чеков, векселей, аккредитивов) или наличными деньгами в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

По соглашению между  заказчиком и перевозчиком грузы  могут быть приняты к перевозке  до внесения провозной платы. В этом случае с заказчика взыскивается пеня от суммы платежей за каждый день просрочки внесения провозной платы. Размер пени определяется договором. Если перевозчик не приступит в течение трех дней к выполнению заказа, провозная плата, внесенная заказчиком авансом, должна быть возвращена заказчику в течение следующих трех банковских дней. Окончательный расчет за перевозку грузов производится заказчиком на основании счета перевозчика. Основанием для выписки счета за выполненную перевозку служит товарно-транспортная накладная, а при обслуживании на условиях почасовой оплаты - данные путевых листов, заверенные грузоотправителем (грузополучателем). Для окончательного расчета перевозчик должен в 10-дневный срок выписать счет заказчику и приложить соответствующие документы, если иной порядок расчета не установлен договором [10].

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, возникает обязанность перевозчика возместить ущерб. Не случайно порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.

Ответственность стороны  по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она  берет на себя в соответствии с  заключенным договором. Особенностью этой ответственности является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.

В целом по республике наблюдается увеличение количества поданных в суд исков по основаниям, возникающим из договора перевозки. Например, Хозяйственным судом Гомельской области за 8 месяцев 2011 года рассмотрено 33 дела по спорам, вытекающим из договора перевозки и транспортной экспедиции. Следует отметить, что за аналогичный период 2010 года таких споров было рассмотрено 21. Таким образом, число рассмотренных дел данной категории существенно увеличилось - на 12 дел или 57%. На наш взгляд, существенный рост споров данной категории обусловлен, с одной стороны, многогранностью договорных отношений субъектов хозяйствования и сложностью законодательства, регулирующего правоотношения сторон по перевозке, в особенности норм международного права, с другой стороны - сложным финансовым положением сторон, препятствующим разрешению спорных ситуаций в досудебном порядке. Судебная практика показывает, что основная причина возникновения споров данной категории - низкая платежеспособность субъектов хозяйствования. Как явствует из анализа статистических данных, процент удовлетворяемости исков по данной категории дел высокий и составляет 72,7%. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев субъектами хозяйствования заявляются обоснованные исковые требования, а ответчики неправомерно уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей [11].

Согласно п.1 ст. 739 ГК РБ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Исходя из определения договора перевозки груза и содержания ГК в целом, определимся, за что отвечает перевозчик, принявший договор к исполнению.

  • Ответственность за своевременную подачу транспорта.
  • Ответственность за своевременную доставку груза
  • Ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза.

Информация о работе Договор перевозки грузов автомобильным транспортом: теория и практика применения в Республике Беларусь