Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 03:52, курсовая работа
В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784). В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие транспортные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 г. № 81-ФЗ (далее - КТМ); Федеральный закон от 08.11.07 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Кодекс внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (далее - КВВТ); Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (далее - УЖТ); Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 г. № 60-ФЗ.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Договор перевозки и его правовое регулирование 4
1.1 Понятие и виды перевозки 4
1.2 Характеристика договора перевозки 6
1.3. Договор перевозки пассажиров и багажа 6
2 Общая характеристика гражданско-правовой ответственности по договору перевозки 11
3 Виды ответственности за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров и багажа 13
3.1 Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира 13
3.2 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа 14
3.3 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список используемых источников 27
Ответственность перевозчика определяется положениями ст. 794 - 796 ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Меры ответственности, применяемые при перевозках в международном сообщении, могут устанавливаться в соответствии с международными договорами, в которых участвует РФ. Особые правила об ответственности за нарушение договора международной морской перевозки, содержащиеся в международных соглашениях, включены в КТМ (например, ст. 167, 170 и др.).
В целях защиты
интересов пассажиров
Условия об ограничении
ответственности перевозчика,
В международных
договорах могут
В п. 1 ст. 795 ГК РФ устанавливается ответственность за несвоевременное отправление или опоздание в пункт назначения транспортного средства, перевозящего пассажира. За указанные нарушения предусмотрено взыскание штрафа. Размеры штрафов ГК не устанавливает - они определяются в транспортных уставах и кодексах. Соответственно, к отношениям, связанным с нарушением сроков оказания услуг по перевозке пассажира, не применяется п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, хотя штрафы, установленные КВВТ и УЖТ, исчисляются аналогично. В соответствии с п. 2 ст. 116 КВВТ и ст. 110 УЖТ за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда, если перевозчик не докажет, что такие задержка или прибытие с опозданием произошли вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажиров неисправности пассажирского судна или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.
Несколько по-иному определяется размер штрафа на морском и воздушном транспорте. Согласно ст. 196 КТМ за задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или прибытие судна с опозданием в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа, если не докажет, что задержка отправления судна или прибытие его с опозданием произошли вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, КТМ фактически предоставляет право установления конкретных размеров неустойки самим перевозчикам, указывая лишь ее максимальный предел.
За просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения воздушный перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 ВК).
Указание в ст.
795 ГК РФ и транспортном законодат
Установленные за
задержку отправки и прибытия
транспортного средства штрафы
не исключают возможности
Обязанность перевозчика
по обеспечению сохранности
Перевозчик может
быть освобожден от
Транспортные уставы
и кодексы содержат примерные
перечни освобождающих
Для договоров перевозки груза (багажа) отдельными видами транспорта уставами и кодексами установлен перечень обстоятельств, при которых перевозчик несет ответственность, если лицо, требующее возмещения, докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли по вине перевозчика (ст. 118 УЖТ, ст. 168 КТМ), т.е. устанавливается ответственность только при наличии вины и бремя доказывания перелагается на лицо, предъявляющее требование. К таким обстоятельствам, в частности, относятся случаи, когда груз (багаж) прибыл в исправных транспортных средствах, с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем; перевозка груза (грузобагажа) осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя). Поскольку ГК РФ не предусматривает возможности изменения оснований ответственности и возложения бремени доказывания перевозчика в несохранности груза (грузобагажа) на грузоотправителя (грузополучателя), рассматриваемые нормы не должны применяться как не соответствующие ГК.
Несохранность груза (багажа) может выразиться в его полной утрате, в том числе утере, физической гибели, недостаче или повреждении (порче). Недостачей считается прибытие однородного груза (багажа) в меньшем количестве, нежели указано в сопровождающих груз (багаж) документах. Если прибыл не весь разнородный груз (багаж), имеет место не недостача, а утрата части груза (багажа).
Повреждение (порча) влечет
за собой снижение качества груза (багажа),
утрату им определенных свойств, но не
исключает возможности
Груз (багаж) считается утраченным в случаях, когда отсутствует информация о его гибели, однако он не был доставлен в пункт назначения в течение установленных транспортным законодательством сроков. Например, на внутреннем водном транспорте груз (багаж) считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки. Если груз (багаж) прибыл по истечении указанного срока, грузополучатель (получатель багажа) может получить его при возвращении перевозчику суммы, выплаченной в качестве возмещения за утрату груза (багажа).
Требование о выплате
возмещения в связи с
В случае утраты багажа претензию
перевозчику вправе подать лицо, у
которого находится багажная квитанция,
а при недостаче или
Ответственность перевозчика
за несохранность груза и
Если цена груза определена в счете или договоре, она не подлежит индексации или пересмотру при ее изменении к моменту предъявления претензии или иска, о чем говорится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22 сентября 1998 г. N 7564/97.
При отсутствии в документах сведений о стоимости груза (багажа) она определяется исходя из цен на аналогичные товары. ГК не определяет, на какой момент должна устанавливаться цена, обычно уплачиваемая за аналогичный товар, а также следует ли учитывать цену в месте отправления или месте назначения. Согласно п. 2 ст. 119 ВК при определении стоимости утраченного груза (багажа) должна учитываться средняя цена, существовавшая в том месте, в котором груз (багаж) подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования о возмещении стоимости или вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. КВВТ и УЖТ специально рассматриваемый вопрос не регулируют.
Для договора морской перевозки правила определения стоимости утраченного багажа установлены ст. 190 КТМ. Согласно данной статье ответственность перевозчика за утрату или повреждение каютного багажа не должна превышать 1,8 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, не должна превышать 10 тыс. расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом. За утрату или повреждение иного багажа не должна превышать 2,7 тыс. расчетных единиц. Однако и эти нормы КТМ рассчитаны на перевозки в заграничном сообщении, когда перевозчик и пассажир не относятся к числу организаций и граждан Российской Федерации. В том случае, когда в качестве перевозчика и пассажира выступают субъекты российского права, ответственность перевозчика определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации, т.е. на основании п. 2, 3 ст. 796 ГК.
Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже, а при ее отсутствии - исходя из существующей рыночной цены. Если невозможно определить рыночную цену, стоимость груза определяется по обычной стоимости грузов того же рода и качества.
Из суммы, подлежащей возмещению за утрату или повреждение груза, вычитаются расходы на перевозку груза (фрахт, пошлины и др.), которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты или повреждения груза произведены не были.
Стоимость груза (багажа) может быть также определена на основании экспертной оценки.
При перевозке груза (багажа)
с объявлением ценности перевозчик
возмещает грузоотправителю или
грузополучателю ущерб в
Кроме возмещения
ущерба, связанного с утратой
груза, перевозчик обязан
Если утрачен или поврежден багаж, морской перевозчик возмещает пассажиру не только реальную стоимость утраченного (поврежденного) багажа, но и ущерб, причиненный тем, что багаж не выдан пассажиру в разумный срок после прибытия судна, на котором багаж перевозился или должен был перевозиться (ст. 186 КТМ).
В п. 4 ст. 796 устанавливается
порядок оценки судом
Информация о работе Договор перевозки и его правовое регулирование