Договор перевозки и его правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 03:52, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784). В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие транспортные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 г. № 81-ФЗ (далее - КТМ); Федеральный закон от 08.11.07 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Кодекс внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (далее - КВВТ); Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (далее - УЖТ); Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 г. № 60-ФЗ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Договор перевозки и его правовое регулирование 4
1.1 Понятие и виды перевозки 4
1.2 Характеристика договора перевозки 6
1.3. Договор перевозки пассажиров и багажа 6
2 Общая характеристика гражданско-правовой ответственности по договору перевозки 11
3 Виды ответственности за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров и багажа 13
3.1 Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира 13
3.2 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа 14
3.3 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список используемых источников 27

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Коммерческий акт составляется при выдаче груза или багажа для  удостоверения:

несоответствия фактического наименования или массы груза (багажа), количества грузовых мест или мест багажа указанным в перевозочном документе данным;

повреждения (порчи) груза (багажа);

обнаружения груза (багажа) без перевозочного документа, а  также перевозочного документа  без груза (багажа);

возвращения перевозчику  похищенного груза (багажа), а также в некоторых других случаях, указанных в транспортных уставах и кодексах.

Отказ от составления  коммерческого акта или оформление его с нарушением установленных  требований могут быть обжалованы в  порядке, предусмотренном транспортным законодательством.

Акты общей формы  составляются для удостоверения  обстоятельств, которые не предусмотрены  длясоставления коммерческих актов.

Согласно ст. 60 ГПК  и ст. 68 АПК обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными средствами доказывания. При возникновении спора относительно утраты или повреждения (порчи) груза (багажа) в качестве доказательства должен прилагаться коммерческий акт.

При отказе перевозчика от составления коммерческого акта или его оформлении с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать перевозчику соответствующее заявление. В случае невыполнения перевозчиком обязанности по составлению коммерческого акта или оформления его с нарушением установленных требований и несоблюдения грузополучателем требования о подаче перевозчику заявления о необоснованном отказе от составления коммерческого акта и его выдачи предъявление претензии, к которой такой акт не приложен, должно рассматриваться как нарушение порядка предъявления претензии.

Исключение составляют случаи, когда судебными актами установлено, что перевозчик при выдаче груза (багажа) необоснованно не составил и не выдал  коммерческого акта при наличии обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В этом случае отсутствие коммерческого акта и неприложение его к претензии и иску не может служить основанием для отказа перевозчика рассмотреть предъявленную претензию (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

 Особые правила  ответственности перевозчика и  основания освобождения от нее  предусматриваются международными  договорами. Например, в Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12 октября 1929 г., предусматривается, что перевозчик не несет ответственности, если докажет, что причиненный вред произошел вследствие ошибки в пилотаже, вождении воздушного судна или в навигации и что во всех других отношениях он и поставленные им лица приняли все необходимые меры для избежания вреда. Навигационная ошибка является также основанием освобождения от ответственности морского перевозчика при международной перевозке (ст. 167 КТМ).

Международные договоры устанавливают также пределы  ответственности перевозчика. Согласно Варшавской конвенции 1929 г. при перевозке  зарегистрированного багажа и товаров  ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков с килограмма. При этом в качестве расчетной единицы установлен французский франк, состоящий из 65,5 мг золота пробы 0,900. Ограничение выплачиваемых в возмещение вреда грузу сумм установлено также в ст. 170 КТМ.

3.3 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

 

Статья 800 ГК РФ, регулирующая ответственность перевозчика за причинение вреда жизни  или здоровью пассажира носит отсылочный характер. В ней устанавливается, что за причинение вреда жизни и здоровью пассажира перевозчик отвечает по правилам о деликтной ответственности, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Не допускается изменение условий или снижение размера ответственности перевозчика по сравнению с правилами гл. 59 ГК РФ.

 Для обеспечения  возмещения вреда, причиненного  жизни и здоровью пассажира  при перевозке, используется страхование.  На воздушном транспорте предусматривается  обязательное страхование ответственности  перевозчика перед пассажиром воздушного судна (ст. 133 ВК). Другие нормативные акты устанавливают обязанность перевозчика страховать жизнь и здоровье пассажиров на период перевозки (ст. 98 КВВТ, ст. 113 УЖТ).

Обязательное страхование  жизни и здоровья пассажиров было введено Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров". Личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта производится на время поездки (полета).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров всех видов транспорта международных  сообщений, а также внутригородского и пригородного транспорта.

Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию  пассажиров устанавливаются страховщиками по согласованию с соответствующим федеральным органом управления транспортом и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира при продаже проездного документа, т.е. страхование осуществляется за счет пассажира.

При наступлении предусмотренного договором страхования события  перевозчик обязан составить акт  о несчастном случае, первый экземпляр которого вручается застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

Пассажиру при получении  травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Для перевозок воздушным  транспортом размер страховой суммы по договорам обязательного страхования ответственности перевозчика установлен непосредственно Воздушным кодексом и составляет на каждого пассажира воздушного судна не менее чем 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на день продажи билета (п. 2 ст. 133 ВК).

 При международных  перевозках приоритетному применению  подлежат нормы международных  договоров. Для международной  морской перевозки особенности  ответственности предусмотрены  КТМ. В частности, в отношении  требований, вызванных смертью или телесными повреждениями пассажиров судна и возникших из одного и того же происшествия, пределом ответственности собственника этого судна является сумма в 175000 расчетных единиц, умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с судовым свидетельством (ст. 360 КТМ).

При международной морской  перевозке не применяются основания  ответственности перевозчика, установленные  гл. 59 ГК, в частности, положения об ответственности, независимо от наличия  вины при причинении вреда источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК). Согласно ст. 186 КТМ морской перевозчик при международной перевозке несет ответственность за смерть пассажира и повреждение его здоровья, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах полномочий (ст. 186 КТМ).

Обязанность доказывания  того, что происшествие, в результате которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа, а также размера причиненного ущерба возлагается на истца.

Вина перевозчика, его  работников или агентов, действовавших  в пределах полномочий, предполагается, если не доказано иное, если смерть пассажира  или повреждение его здоровья либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна или в связи с перечисленными обстоятельствами. В отношении утраты или повреждения багажа, который не относится к каютному, вина указанных лиц предполагается, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение такого багажа.

При международных воздушных  перевозках ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется Конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12 октября 1929 г.

 Согласно Конвенции  перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти, ранения или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай, причинивший вред, произошел на борту воздушного судна или во время всяких операций при посадке и высадке.

Перевозчик не несет  ответственности, если докажет, что им, его работниками или агентами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что было невозможно их принять.

При перевозке пассажиров ответственность перевозчика в  отношении каждого пассажира  ограничивается суммой в 125 тыс. франков. Если согласно закону суда, в котором вчинен иск, возмещение может быть установлено в виде периодических платежей, капитализированная сумма платежей не может превышать указанного предела. Посредством особого соглашения с перевозчиком пассажир может установить более высокий предел ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правовое регулирование  транспортной системы имеет особое значение для Российской Федерации  с ее огромной территорией и развитой транспортной сетью. В транспортную систему России входят железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт. Централизованное государственное регулирование всех видов транспорта осуществляет Минтранс России.

В обширном российском законодательстве о транспорте выделяется та его часть, которая регулирует гражданско-правовые отношения. Ядром, образующим систему таких отношений, является договор перевозки.

Нормы транспортного  законодательства преимущественно  носят императивный характер. Это  объясняется необходимостью защиты интересов огромного числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые, как известно, являются источником повышенной опасности. По этим же причинам большое распространение на транспорте имеет "формулярное право", а договор перевозки, как правило, является договором присоединения. Хотя принцип свободы договора закреплен п. 2 ст. 784 ГК и во многих случаях применяется на практике, роль соглашения сторон договора перевозки как источника их прав и обязанностей фактически серьезно ограничена. Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов РФ.

Особенностью правового  регулирования транспортных отношений является то, что общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту - перевозчику, что естественно, поскольку именно от него зависит реальное исполнение обязательства по перевозке грузов. Для охраны интересов грузовладельцев ГК придает нормам об ответственности перевозчика императивный характер.

 

Список используемых источников

 

  1. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. (для СССР вступила в силу 28 апреля 1987 г.)// СПС «Консультант плюс»
  2. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (СССР присоединился к ней 2 сентября 1983 г.) // СПС «Консультант плюс»
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25.12.1993 г. № 237.
  4. Гражданский кодекс РФ (принят Государственной Думой 21.10.1994.) Часть первая, вторая. – М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС». 1999 г.
  5. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 г. № 81-ФЗ // Российская газета.01-05.05.1999 г. № 85-86.
  6. Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 г. № 60-ФЗ // Российская газета. 26.03.1997 г. № 59-60.
  7. Кодекс внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (далее - КВВТ)// Собрание законодательства РФ. 12.03.2001. № 11.
  8. Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ // Российская газета. 18.01.03. № 8.
  9. Федеральный закон  от 08.11.07 г. № 259-ФЗ «Устав  автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Российская газета. 17.11.07. № 258.
  10. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.09.1992. № 2300-1// Российская газета. 16.10.1996 г. № 8.
  11. Указ Президента РФ от 07.07.1992. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» // Российская газета. 14.07.1992. № 159.
  12. Приказ Минавтотранс РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР"// СПС «Консультант Плюс».
  13. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте// Собрание законодательства РФ. 2003. № 7.
  14. Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 43 «Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» // Российская газета. 07.08.03. № 156.
  15. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. N 30 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте"//Российская газета. 20.08.02. № 154-155.
  16. Приказ Минтранса  РФ от 28.06.07 г. № 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей//Российская газета. 10.10.07. № 225.

17. Абова Т.Е.,  Кобалкина  А.Ю. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации в 3 Т. Т.2. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). – Юрайт-Издат: 2006.

Информация о работе Договор перевозки и его правовое регулирование