Договор подряда в современном гражданском праве. Применение судами законодательства о защите прав потребителей к подрядным правоотношен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение общих положений о договоре подряда и изучение особенностей применения судами Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» к подрядным правоотношениям.
Задачи настоящей курсовой:
- проанализировать ключевые особенности договора подряда;
- рассмотреть содержание договора подряда;

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………...3 – 5
2. Глава I. Договор Подряда………………………………............6 – 20
3. §1.1 Общие положения договора подряда……………………..6 – 7
4. §1.2 Виды и существенные условия договора подряда……….7 – 11
5. §1.3 Содержание договора подряда………………………………11 – 15
6. §1.4 Ответственность за нарушение договора подряда…………15 – 19
7. Глава II. Применение судами законодательства о защите прав потребителей к подрядным правоотношениям………………….19 – 24
8. Заключение ………………………………………………………..25 – 27
9. Список использованной литературы……………………………28 – 30

Файлы: 1 файл

Договор подряда в современном гражданском праве.docx

— 76.16 Кб (Скачать файл)

Суды двух инстанций  сочли требование необоснованным, поскольку  истец не доказал факт расторжения  договора (оформленного путем совершения сторонами соответствующей сделки), а также не представил доказательств его одностороннего отказа от договора.

Суд округа указал на ошибочность позиции судов  и пояснил следующее.

В силу Гражданского кодекса, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Исходя из этой нормы, заказчик при наличии указанных  условий вправе заявить в одностороннем  порядке отказ от исполнения договора. Этой нормой не предусмотрен обязательный досудебный порядок заявления такого требования. Данное право заказчика, предусмотренное законом, может  осуществляться как путем направления  другой стороне заявления, так и  путем совершения иных действий, свидетельствующих  о воле стороны прекратить договор.

В рассматриваемом  случае само обращение заказчика  в суд с иском со ссылкой  на вышеуказанную норму Гражданского кодекса свидетельствует о его воле прекратить договор. Поэтому отказ судов со ссылкой на отсутствие доказательств одностороннего отказа от его исполнения или доказательств расторжения договора не обоснован.

 

Глава II

Применение судами законодательства о защите прав потребителей к подрядным правоотношениям

 

Гражданский кодекс является основополагающим кодифицированным законодательным  актом, регулирующим сферу гражданско–правовых  отношений. В данную сферу общественных отношений входят и отношения, вытекающие из договора подряда. Он регулирует вопросы, связанные с защитой гражданских прав (ст. 11 – 12, 14 Гражданского кодекса), определяет правоспособность или дееспособность граждан, содержит положения о сделках27 (их формах, последствия их недействительности), об ответственности за нарушения обязательств (глава 25 Гражданского кодекса), а также общие положения о договоре. Особое место в правовом регулировании подрядных отношений имеет глава 37 Гражданского кодекса.

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) является основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. Вместе с тем многие вопросы, связанные с применением Закона, регулируются Гражданским кодексом, а также другими федеральными законами Российской Федерации.28

Закон о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем – гражданином, заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), выполняющей работы, оказывающей услуги и реализующей товары потребителям с другой стороны.29

Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для  организаций и за их счет с целью  использования этих товаров в  производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях 

Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного  характера, хотя и заказанной для  производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице  в командировочных целях).

Под "потребителем" понимается не только гражданин, который непосредственно  приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил  телевизор или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим телевизором или является зрителем в театре.30

При решении вопроса о  том, подпадает ли услуга, оказанная  гражданину, под действие Закона о защите прав потребителей, характер правового регулирования (вид договора) значения не имеет. Определяющим является оказание услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Закон, рассчитанный исключительно на отношения, в которых на стороне потребителей выступают граждане, практически не проводит разграничения договоров работ и договоров услуг, указывая всюду в соответствующих случаях – «работы (услуги)».

Изданные в развитие Закона о защите прав потребителей Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации») также обеспечивают единое регулирование договоров на выполнение работ и на оказание услуг. Большая часть его статей посвящена одновременно и работам, и услугам, хотя есть и такие, в которых выделены специально или работы, или услуги. Указанный акт охватывает весьма широкий круг вопросов, возникающих при оформлении заказов потребителя. Наряду с императивными нормами, составляющими основу этого акта, в него включено немалое число диспозитивных норм.31

Договор подряда довольно широко используется в хозяйственном  обороте и порождает большое  количество арбитражных споров. Несмотря на то, что судебную практику по большинству  ранее дискуссионных вопросов применения этого вида договора можно назвать  устоявшейся, немало однотипных дел  суды округов разрешают, вынося абсолютно  различные решения.

В Гражданском кодексе предусмотрено32, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным Гражданским кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Из этого следует, что  если отношения урегулированы Гражданским кодексом, то применяются его нормы. Согласно ст. 702 Гражданского кодекса, к договору бытового подряда применяются общие положения о подряде, если иное не установлено нормами Гражданского кодекса о бытовом подряде. Таким образом, иерархия норм, регулирующих работы, выглядит так: нормы Гражданского кодекса о бытовом подряде; общие положения о подряде; нормы Закона о защите прав потребителей и иных правовых актов о защите прав потребителей.

В § 3 гл. 37 Гражданского кодекса выделен единый договор строительного подряда, регулирующий отношения по строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий, сооружений (в том числе жилого дома) с участием граждан и организаций. Однако если по этому договору выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина, к такому договору соответственно применяются нормы33 о правах заказчика по договору бытового подряда. Таким образом, к договору строительного подряда (бытового) применяются нормы о договоре бытового подряда, общие положения о подряде и нормы Закона о защите прав потребителей.

Статьей 730 Гражданского кодекса  договор бытового подряда отнесен к публичным договорам. Работы, упоминаемые в Законе о защите прав потребителей, должны осуществляться на основе этого договора в соответствии с его сущностью. При этом под другими личными потребностями (кроме бытовых) следует понимать, например, производственные или иные личные потребности, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Как было отмечено, Закон  о защите прав потребителей сохранил единое и единообразное регулирование требований к товарам, работам и услугам. В то же время Гражданский кодекс регулирует требования к этим объектам раздельно и не идентично, в части, касающейся обычно предъявляемых требований.

Если требования Закона о защите прав потребителей к товарам, указанные в статье 4, в принципе совпадают с требованиями статьи 469 Гражданского кодекса, то требования Гражданского кодекса к работам (ст. 721 Гражданского кодекса) отличаются от указанных единых требований Закона о защите прав потребителей к товарам (работам, услугам).

Статья 721 Гражданского кодекса, в отличие от ст. 469 Гражданского кодекса, не упоминает весьма неопределенные цели использования, определяя требования к самой работе (ее результату). Такой подход представляется более правильным.

Исходя из текста Закона "О защите прав потребителей", в частности из определений понятий "потребитель", "продавец", "исполнитель", отношения, регулируемые законодательством  о защите прав потребителей, могут  возникать из возмездных гражданско - правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ,) и других.34

Помимо Гражданского кодекса  и Закона о защите прав потребителей важную роль в применении законодательства, регулирующего отношения по оказанию услуг потребителю играет судебная практика, включающая в себя как судебные решения по конкретным делам, так и обзоры и обобщения судебной практики.

 

Заключение

 

Суды рассматривают немало дел по искам граждан к предприятиям и организациям, оказывающим бытовые  услуги населению. Все увеличивающееся  количество дел этой категории объясняется, прежде всего, тем, что Закон о защите прав потребителей существенно расширил права граждан и конкретизировал ответственность организаций в области бытового обслуживания населения. В Законе о защите прав потребителей решены многие вопросы регулирования отношений, вытекающих из договора подряда и иных договоров по оказанию услуг гражданам. Сложность таких споров заключается в том, что указанные отношения наряду с Законом о защите прав потребителей регулируют Гражданский кодекс и различного рода правила. В некоторых случаях в нормативных актах содержится прямое указание, что отношения по оказанию услуг населению регулируются только Законом о защите прав потребителей.

В целом Закон о защите прав потребителей направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и  на урегулирование отношений между  потребителями и предпринимателями  в рыночных условиях.

Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты нормативно – правового регулирования защиты прав потребителей в сфере подрядных отношений можно сделать определенные выводы:

1. Система современных норм, регулирующих защиту прав потребителей в сфере подрядных отношений – это сложная комплексная правовая система с разнообразными технологическими звеньями по уровню правового регулирования (конституционное, законодательное и иное (ведомственное, различного рода Правила) регулирование).

2. Гражданский кодекс является основополагающим кодифицированным законодательным актом, регулирующим сферу гражданско–правовых отношений, в которую входят и отношения, возникающие из договора подряда.

3. Общим для всех видов возмездного оказания услуг источником является, прежде всего, Закон о защите прав потребителей.

Этот Закон, рассчитанный исключительно на отношения, в которых  на стороне потребителей выступают  граждане, практически не проводит разграничения договоров работ  и договоров услуг, указывая всюду  в соответствующих случаях –  «работы (услуги)».

В целом Закон о защите прав потребителей направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и  на урегулирование отношений между  потребителями и предпринимателями  в рыночных условиях.

4. В целом особенностью современного законодательства о защите прав потребителей в сфере подрядных отношений заключается в том, что это одна из самых динамичных областей правового регулирования.

Подводя итоги обобщения  судебной практики по рассмотрению споров, возникающих из договоров подряда, можно сказать, что арбитражными судами применяется правовая база для  разрешения споров данной категории (нормы  Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: главы 9 «Сделки», главы 27 «Понятие и условия договора», главы 28 «Заключение  договора», главы 29 «Изменение и расторжение  договора», другие нормы части первой, регламентирующие положения о сделках, обязательствах и иные общие вопросы, а также главы 37 «Подряд» части  второй), с учетом позиций Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  по отдельным вопросам применения законодательства о подряде (Информационные письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением  и расторжением договоров», от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», от 25.07.2000 № 56 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных  с договорами на участие в строительстве».

Однако, основная проблема правоприменения, которая нуждается в решении  в целях обеспечения единообразной  судебной практики по вышеуказанной  категории споров, видится в том, что арбитражные суды не всегда уделяют должное внимание оценке представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. –1993. – № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, изд. «Юридическая литература»
  3. Закон «О защите прав потребителей» (Закон от 07.02.1992 № 2300-1)
  4. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ)
  5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ)

 

Специальная и  учебная литература:

 

  1. Алипова Л.А. Традиции и современные подходы к договору подряда // Гражданское право. – 2007. – № 2. – С. 23.
  2. Бербеков А.Х. Проблемы определения качества результата работ по договору подряда // Нотариус. – 2008. – № 2. – С. 23.
  3. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры М., Статут. 2001. – 348 с.
  4. Брагинский М.И., Договоры подряда. Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ // Изд-во Центра деловой информ. еженедельника "Экономика и жизнь, 1997 г., 172 с.
  5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. // Книга первая. Общие положения. М., 1999. С. 406.
  6. Гражданское право: Учебник. В 2-х. Т. 1. Полутом 2. // Под ред. Суханова Е.А. М., Волтерс Клувер. 2007. – 732 с.
  7. Гражданское право. Часть вторая: учебник // Отв. ред. Мозолин В.П. М., Юристъ. 2004. – 648 с.
  8. Завидов Б.Д. Основные и специфические особенности общих положений договора подряда // ЭЖ-Юрист. – 2008. – № 11. – С. 8.
  9. Мищенко Е.А. Публичный договор бытового подряда // Юрист. – 2007. – № 7. – С. 20.
  10. Эрделевский А. Подряд: общие положения // Закон. – 2001. – № 7. – С. 16.
  11. Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2006.

Информация о работе Договор подряда в современном гражданском праве. Применение судами законодательства о защите прав потребителей к подрядным правоотношен