Договор подряда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении основных особенностей правового регулирования договора подряда. В ходе работы будет проанализированы самые общие подходы к специфике правового регулирования договоров на выполнение работ, их особенности, определены права, обязанности и ответственность сторон по данным договорам.
Задачами курсовой работы являются:
анализ особенностей договора подряда:
содержание договора подряда;
формы договора подряда;
ответственность сторон по договору подряда.

Содержание работы

Введение
1. Понятие договора подряда
2. Содержание договора подряда
3. Виды договоров
3.1 Договор бытового подряда
3.2 Договор строительного подряда
3.3 Договор подряда на выполнение проектных и изыскательных работ
3.4 Договор на выполнение работ для государственных нужд
3.5 Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструктивных и технологичных работ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Договор подряда.docx

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Подрядчиками могут быть, во-первых, независимо от форм собственности  строительно-монтажные, строительные, проектно-строительные и другие организации  и предприятия. Во-вторых, подрядчиками могут быть и физические лица либо организации посредников, принимающие  на себя функции по координации работ, зарегистрированные и получившие в  установленном порядке лицензию на строительную деятельность. Лицензирование строительной деятельности осуществляется с целью защиты прав и интересов  потребителей строительной продукции. В настоящее время действует "Положение  о лицензировании строительной деятельности"Постановление  Правительства РФ от 25 марта 1996 г. N 351 "Об утверждении Положения о  лицензировании строительной деятельности"//СЗ РФ, 1 апреля 1996 г., N 14., согласно которому лицензии выдаются Министерством строительства  либо другим органом исполнительной власти. Этим нормативным актом установлено, что строительная деятельность на основании  лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории иных субъектов Российской Федерации может осуществляться после регистрации таких лицензий органами исполнительной власти соответствующих  субъектов Российской Федерации. Регистрация  же проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в  лицензии данных, условий осуществления  соответствующего вида деятельности и  условий безопасности.

Одним из главных признаков  подряда, определяющих основы взаимоотношений  сторон данного договора, является распределение между ними риска. Решение вопроса применительно  к договору подряда совпадает  с тем, которое содержится в общих  положениях о договоре подряда.

В п. 1 ст. 741 ГК предусмотрено, что риск случайной гибели или  случайного повреждения предмета договора (объекта строительства) до его приемки  заказчиком несет подрядчик. В риск подрядчика входят помимо прочего и  последствия действий третьих лиц. Однако следует отметить, что в  отличие от ст. 705 , посвященная распределению  риска применительно к строительному  подряду ст. 741 содержит императивные нормы. Следовательно, если стороны  отступят от нее в договоре, все  равно будут действовать положения  этой статьи.

Статья 741 Кодекса не регулирует вопрос о риске случайной гибели или случайного повреждения материалов и оборудования, переданных для переработки  или обработки вещи (например, для  реконструкции здания). Это означает, что данная проблема урегулирована  п. 1 ст. 705 (в частности, соответствующий  риск несет сторона, предоставившая материалы).

Специальная норма, не имеющая  аналога в общих положениях, закрепленная в п. 2 ст. 741 Кодекса, указывает на последствия гибели или повреждения  объекта вследствие недоброкачественности  предоставленного заказчиком материала (деталей, конструкций) или оборудования либо исполнения ошибочных указаний заказчика.

Вопросы распределения между  сторонами обязанностей по обеспечению  строительства материалами и  оборудованием решаются в ст. 745 в  принципе так же, как и в общей  норме - ст. 704 ГК. Предполагается, что  данная обязанность лежит на подрядчике, если обязанность обеспечить строительство  материалами и оборудованием  полностью или частично не возложена  договором на заказчика. Более полно  урегулирован вопрос об ответственности  стороны, предоставившей материалы  и оборудование: она отвечает за обнаружившуюся невозможность их использования  без ухудшения качества выполненных  работ. От этой ответственности сторона  освобождается, если сможет доказать, что негативные последствия, о которых  идет речь, возникли из-за обстоятельств, за которые отвечает другая сторона (например, если оказывается, что материалы, переданные заказчиком, нельзя использовать только по причине отсутствия у подрядчика необходимого оборудования).

Пункт 3 ст. 745 Кодекса наделяет подрядчика правом отказаться от договора в случае, если предоставленные заказчиком материалы и оборудование невозможно использовать, а заказчик отказывается их заменить. Однако это право, как  уже отмечалось при освещении  общих положений, является при определенных условиях и обязанностью подрядчика со всеми вытекающими последствиями (если подрядчик принял на себя риск продолжения работ при описанных  обстоятельствах).

В других главах настоящей  работы мы еще столкнемся с вопросами  обязанности сторон, поэтому сейчас остановимся только на отдельных  моментах.

Подрядчик обязан, если иное не предусмотрено договором, выполнить  всю указанную в технической  документации и смете работу. При  этом не имеет значения, кто именно - заказчик или подрядчик - их предоставил.

Подрядчик вправе, а при  определенных обстоятельствах и  обязан требовать изменения проектной  документации и сметы. В случаях, указанных ГК, аналогичным правом обладает и заказчик.

На подрядчика возлагается  обязанность при обнаружении  в ходе строительства необходимости  выполнить дополнительные, то есть не учтенные в технической документации, работы ставить об этом в известность  заказчика, отмечая одновременно, каким  изменениям должна подвергнуться проектная  документация и смета.

Заказчику предоставляется  срок в 10 дней для дачи ответа, после  чего он обязан, если иное не предусмотрено  договором, приостановить работы. Если подтверждается, что такие работы были действительно необходимы (а  это в случае спора предполагается), подрядчик вправе требовать возмещения вызванных приостановлением работ  убытков.

 

 

3.3 Договор подряда  на выполнение проектных и  изыскательных работ

 

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика  разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять  и оплатить их результат (ст. 758 ГК).

Предметом договоров на выполнение проектных и изыскательских работ  является разработка технической документации и сама эта документация, а также  выполнение изыскательских работ. Впрочем, последние могут быть предметом  самостоятельного договора, не предполагающего  разработку технической документации. В качестве технической документации обычно выступают проекты зданий, сооружений, оборудования, технологических  линий, машин и механизмов, землеустроительных работ, а также технологическая  документация.

Редакция норм, посвященных  договорам на выполнение проектных  и изыскательских работ, позволяет  утверждать, что эти нормы предназначены  законодателем для применения к  таким заказам, предметом которых  являются работы, выполнимость и реальность которых не вызывает сомнений, результат  в целом вполне может быть определен  сторонами и охарактеризован  в договоре или задании на проектирование.

Эти качества предмета данного  договора отличают его от такого договора, как договор на выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ. В последнем в принципе заранее  нет ясности относительно будущего результата: он может быть и отрицательным, например, результатом может быть вывод о невозможности создания определенной технологии, создания или  использования какого-либо соединения или материала и т. д.

 

3.4 Договор на  выполнение работ для государственных  нужд

 

Эту группу договоров образуют обязательства по строительству, ремонту, реконструкции, проектированию или  изысканиям, т. е. все те, которые  включены в круг договоров строительного  подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, с тем лишь отличием, что заказчиком в таких договорах - государственных  контрактах - выступают государственные  органы или иные организации, наделенные государственными органами правом распоряжаться  инвестиционными ресурсами.

Понятие инвестиционных ресурсов подразумевает инвестиции как в  виде денежных средств, так и в  виде иных материальных ресурсов, например, это могут быть строительные материалы  из государственных ресурсов.

Есть существенная особенность  и в оплате работ, выполненных  по государственному контракту: п. 2 ст. 763 установил, что заказчик в этих договорах может либо сам оплатить принятые работы, либо обеспечить их оплату. Так, если заказчик - государственные  орган, не участвующий в коммерческом обороте и не имеющий в своем  самостоятельном распоряжении каких-либо средств для оплаты выполняемых  для него по государственному контакту работ, он, опираясь на соответствующие  акты управления, например, распоряжения центральных или местных органов  управления, может указать в договоре, что оплата работ будет осуществлена не им самим, а тем государственным  органом, который выделил соответствующие  суммы централизованного финансирования и будет производить оплату непосредственно  подрядчику.

Содержание государственного контракта должно отвечать требованиям  ст. 766 ГК, согласно которой договор  должен включать условия об объеме и стоимости работ, о сроках ее начала и окончания, о размере  и порядке финансирования и оплаты, а также о способах обеспечения  исполнения обязательств контрагентов.

Специфический характер финансирования работ, выполняемых по государственным  контрактам, обусловил включение  специального правила об обязанности  сторон изменить условия договора, если уменьшился объем средств, выделяемых из соответствующего бюджета для  финансирования данного государственного заказа. В этих случаях следует  изменить сроки, а при необходимости - и иные условия договора. При  этом подрядчик может требовать  от государственного заказчика возмещения лишь тех убытков, которые возникли в связи с изменением срока  выполнения работ.

 

3.5 Выполнение  научно-исследовательских, опытно-конструктивных  и технологических работ

 

Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, а также  технологических работ регулируются нормами гл. 38 ГК (ст. 769-778). Обособление  этих норм в рамках самостоятельной  главы, следующей за главой, посвященной  договорам подряда, означает, что  указанные договоры, традиционно  обозначаемые аббревиатурой НИОКР, не являются разновидностью подрядных  обязательств, а образуют самостоятельную  группу договоров. Коммерческое право. Под ред. В.Ф.Попондопуло, В.Я.Яковлевой. СПб. 1998. С.302.

Основное отличие этих договоров от, казалось бы, близких  к ним договоров на выполнение проектных и изыскательских работ  заключается в том, что в НИОКР  предметом являются научные исследования или создание образцов новых изделий, технологий или конструкторских  документации. Принципиально важным здесь является условие о новизне  создаваемого в рамках таких договоров  результатов.

Не случайно поэтому п. 4 ст. 770 ГК указывает не необходимость  соответствия условий договоров  на выполнение НИОКР нормам об исключительных правах: ведь предметом этих обязательств является результат, который, как правило, может быть отнесен к числу  объектов интеллектуальной собственности. Так, это могут быть результаты научных исследований, а также конструкторских или технологических разработок, программы для ЭВМ и т. д.

Особенность подобного предмета обязательства - творческий характер деятельности, осуществляемой для исполнения заключенных  договоров, новизна результата, т. е. выполнение такого рода задач впервые, - все это диктует необходимость  учета в правовых нормах риска  случайной невозможности исполнения таких договоров. Поскольку предметом  выступает создание новых объектов, предполагается творческий характер деятельности исполнителя, существует неизвестность  относительно самой возможности  получения положительного результата, дающие основание законодателю установить диспозитивную норму об отнесении  такого риска на заказчика. И только условия конкретного договора могут  распределить этот риск иначе, например, отнести его на исполнителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в заключении курсовой работы на тему «Договор подряда» хочется  выделить наиболее важные и яркие  по смыслу моменты.

Во-первых, именно гражданское  законодательство (Гражданский кодекс) закрепляет и регулирует в части 2-ой, главе 37 ГК сущность договора подряда.

Во-первых, договор подряда  представляет собой такой договор, в силу которого одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию  другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять  результат работы и оплатить его.

В-третьих, как и у каждого  договора, у договора подряда есть свои элементы:

· стороны договора,

· предмет,

· форма договора,

· срок в договоре подряда,

· права и обязанности  сторон договора.

В четвертых, у договора подряда  существует ряд признаков, которые  уже упоминались в работе, например, регламентация достижения и передача результата труда заказчику, независимость  подряда от заказчика при определении  способа выполнении заказа и достижения результата и т.д. Все эти признаки показывают и даже подтверждают наличие  особенности и самостоятельности  договора подряда именно как договора.

Информация о работе Договор подряда